articles
Агрессивным называется любое поведение, которое наносит вред, психические и физические страдания другому человеку. Агрессивное поведение включает в себя: злые шутки, сплетни, оскорбления, манипуляции, физическое и сексуальное насилие.
Агрессивность проявляется прежде всего на уровне эмоций: гнев, ярость, аффективное возбуждение. Гнев отличается от ярости тем, что он направлен на конкретный предмет, а ярость - неопредмеченная. Состояние ярости опасно тем, что под руку человеку, может попасть кто и что угодно, при этом его силы удесятеряются, и удержать человека уже невозможно.
Агрессивность также включает отношение к объекту воздействия: враждебное, недоброжелательное и часто мстительное.
Необходимо отметить, что агрессивность у подростков, как правило, определяется ситуацией. Например, если такого ребенка кто-то случайно толкнул, то для него это признак враждебного, недоброжелательного отношения, на которое нужно определенным образом реагировать, причем реакция бывает сильнее по силе воздействия, чем само событие.
Личностные особенности агрессивных подростков:
- Свое враждебное отношение такие дети осознают очень плохо, всю вину возлагают на кого-то;
- Они плохо читают эмоции на лицах других людей, кроме эмоции гнева;
- Очень низкая эмпатия, т.е. не могут себя поставить на место другого человека. Необходимо отметить, что такие особенности эмоциональной сферы встречаются у преступников. Они безжалостны и не переносят страдания других людей на себя;
- Низкая самооценка;
- Часто не реагируют на похвалу. Поэтому их нельзя воспитывать при помощи поощрения;
- Как правило, познавательная сфера у таких детей находится в норме, но при этом у них невысокий интеллект;
- Как правило, такие дети отрицательно относятся к своим родителям и им кажется, что к ним плохо относятся;
- Иногда заигрываются, и игровые драки между подростками переходят в настоящие. Причем после этого, они не могут вспомнить, из-за чего подрались.
- Культ силы: человека уважают только за силу.
Причины агрессивности в подростковом возрасте.
В пубертатный период начинают "бродить" гормоны, которые влияют на эмоциональную сферу, и подростки становятся более возбудимыми и импульсивными. Приобретая это новое качество, они пытаются реализовать его в жизни, как бы проверить себя, узнать на что они способны. Одним из возможных способов реализации являются конфликты, драки и т.д. В принципе, такое поведение подростков условно можно назвать "нормальным", но они начинают заигрываться и уже дерутся не на жизнь, а на смерть и в этой ситуации часто находятся в состоянии невменяемости. Причем после драки они не могут вспомнить причину конфликта. Со временем у подростка, происходит понимание того, что с этими состояниями жить нельзя и надо овладевать своим поведением и эмоциональным возбуждением. Это становится отправной точкой для формирования эмоциональной саморегуляции, умению сдерживать свои негативные импульсивные возбуждения.
В данном случае к конфликтам между подростками нужно относиться "спокойно", насколько это возможно, т.к. по своей сути - это естественный процесс физиологического развития, но с другой стороны необходимо формировать навыки эмоциональной саморегуляции, чтобы дети сильно не заигрывались, не переходили границы допустимого.
Коррекция поведения агрессивных подростков.
Коррекция агрессивного поведения у подростков, как правило, проводится в группе. Таких детей можно объединять в небольшие группы, или приводить их в группы обычных детей.
- Держи себя в руках
- Разговаривай уважительно с учителем;
- Разговаривай уважительно со сверстником;
- Говори спокойным голосом;
- Используй нормативную лексику;
Расчет на то, что дети постоянно будут натыкаться на них, читать и со временем присваивать адаптивные нормы поведения.