articles
До 7 класса дочка Валентины Ивановны, Настя ходила на танцы и периодически ещё на 4 кружка, изучала под микроскопом растения, старательно училась. Сейчас мама в отчаянии: за год Настя утратила интерес ко всем увлечениям, стесняется выходить к доске из-за полноты, на уроках невнимательна.
«Зачем учить всё подряд, если много информации есть в Интернете», – для лени девочка нашла модное оправдание.
Ученики стараются заработать на свои потребности, влюбляются, ведут личные дневники… Есть много моментов, которые отвлекают от книг и мыслей об образовании, и это естественно. Но в последнее время самый главный враг – компьютер.
Иногда те же ребята, умные и практичные, уходят с уроков раньше ради сетевой игры. Это, увы, тоже типичная ситуация. Ведь Интернет доступен не только для расширения знаний.
Как исправить детский взгляд на жизнь?
Позвольте ребёнку сделать свой выбор!
Разве можно выбирать: учиться или нет? Нельзя! Вопрос в другом.
Ребёнок должен распределить время на свои приоритеты. Приоритеты подростка – это: друзья, личные отношения, секции и хобби, помощь маме и папе, учёба.
Взрослые раздражаются, хотят видеть ребёнка за учебниками, гордиться его успехами. И любые подобные истории вызывают негодование у мам.
Между тем, все подростки переживают подобные моменты – другие ценности становятся важнее учёбы.
У кого-то раньше, у кого-то позже, но это происходит практически со всеми!
Родителям нужно принять и новые увлечения школьника, соответствующие его возрасту. И это – проблема не только ребёнка!
Вернёмся к примеру.
Валентина Ивановна сама привлекала дочь в разные секции, её успехи считала своей гордостью. Настя боялась даже сказать ей о страхах: танцы не помогут в работе и жизни, она хочет иметь время на свидания с мальчиком. Переживания девочки-подростка казались строгой матери неважными.
А вот для школы всегда важна общая успеваемость учеников.
Но когда со школьниками работает рассудительный психолог – выясняется удивительное!
Уже в средней школе, обычный ребёнок знает, что карьерный рост требует знаний, что должность должна соответствовать увлечениям. И любит предметы, которые важны в его любимых профессиях.
Да-да, дети достаточно умны!
И быстро осваивают всё новое, в частности, и компьютер.
Почему же пропадает интерес к учёбе?
За оценками в дневнике – демонстративность
В подростковом возрасте дети нуждаются в том, о чём не думали раньше – в интимном общении и самореализации.
Мы привыкли к тому, что в младшей школе взрослый учитель – авторитет. И в это время ребёнок учится старательнее даже просто из любопытства и потому, что учитель так требует.
С 10-11 лет – когда ребёнок становится подростком – близкое общение с друзьями становится важнее принятых правил. И ребёнок жертвует уроками, он часто гуляет с друзьями, а ещё чаще переписывается в социальных сетях.
Соцсети и компьютерные игры, как кажется детям, частично восполняют эти потребности. Но по сути – отвлекают и от учёбы, и от живых коммуникаций, потому что в Сети - подросток звезда, а в реальной жизне не умеет, как правило, общаться со сверстниками и не имеет друзей.
Школьнику нужно научиться самовыражаться, быть своим в классе, группе по интересам.
Но попробуйте заметить в этом плюсы…
Ваш сын или дочь хочет скорее повзрослеть и чувствовать ваше одобрение! Дайте ему или ей сильный стимул учиться. Или давайте сделаем это вместе?!
Беседа с психологом – это не зазорно
Психологические тренинги и задания создают для ребёнка новые мотивы учёбы. Благодаря простым тренинговым упражнениям школьник понимает, что знания нужны:
– чтобы поступить в хороший вуз
– чтобы выглядеть умным в компании сверстников
– чтобы иметь современные хобби
– быть личностью, интересной окружающим (!), да и вообще в разных ситуациях.
Как убедить ребёнка пойти на консультацию к психологу для подростков?
Должность психолога давно есть во всех школах, и специалист проводит:
- тренинги, чтобы выявить таланты любого ребёнка
- профориентационные тесты и игры – по выбору профессии
- анонимные консультации по личным вопросам – о том, что ребёнок боится сказать родителям
- наконец, учит выискивать полезное – в общении, в книгах и даже в Интернете, который вызывает у родителей опасения.
Тренинги и тесты интересны детям, и подростки понимают, что их таланты и желания важны!
Однако психолог в школе ограничен в возможностях:
– обязан чаще проводить групповую работу, чем индивидуальную
– использует стандартизированные методики
– и ограниченно его время на консультации.
При записи на приём ко мне:
- вы выбираете время, удобное для ученика
- будет проведена консультация тет-а-тет, столько времени, сколько потребуется, в позитивном ключе
- индивидуальный подход, выбирается методика работы конкретно под каждого ребенка
- информация о посетителях – анонимна
- вы сами найдёте ключ к взаимопониманию с ребёнком (!).
Не оставляйте ребёнка наедине с возрастными трудностями. Поймите его, даже когда он не демонстрирует успехи!