articles
В современном мире психотерапия получает всё большую популярность, и быть в психотерапии становится модно и престижно, поскольку психотерапия - это часть заботы о себе и заботы о собственном здоровье. Человек, который находится в терапии, не только разрешает свои сиюминутные и глубинные проблемы, но и обретает определённый стиль мышления, который помогает ему глубже понимать себя и других, а именно - способность к постоянной рефлексии. Развивая эту склонность, он начинает критически относиться к себе и задаваться вопросами, откуда и зачем у него возникает та или иная реакция. Например, какие-то ситуации злят его, потому что они напоминают сложные моменты из детства. Или какие-то ситуации пугают его, потому что они связаны с семейными запретами. Понимание этих реакций не всегда означает, что человек перестанет их переживать, но означает, что теперь, в результате терапии он в состоянии взять над ними контроль. За счёт чего развивается эта способность к рефлексии в терапевтическом контакте? Попробуем ответить на этот вопрос.
Психотерапевтическая беседа имеет определённую структуру, которая может различаться в зависимости от подхода, но, в общем и целом, психолог обычно интересуется состоянием своего клиента и его переживаниями. Начиная работу, психолог спрашивает о том, как клиент себя чувствует, каково его текущее настроение, что сейчас его беспокоит, какой запрос у него на терапию глобально и чего ему хочется сейчас. Такое пристальное и чуткое внимание к нашим переживаниям редко встречается в повседневной жизни. Вряд ли что-то подобное без повода спросит у нас начальник или даже партнёр. И даже в детско-родительских отношениях, где у ребёнка происходит формирование умений понимать и выражать свои чувства, у родителей не всегда хватает ресурса и/или навыков углубляться в эти чувства. Во многих случаях родители больше обеспокоены тем, чтобы ребёнок был сыт и здоров, а на глубинный эмоциональный контакт из-за собственных проблем у них может не хватать ни времени, ни сил. Психотерапия восполняет этот дефицит внимания к чувствам человека в обыденной жизни, возвращая его к себе самому.
В ходе беседы, как правило, психолог обращает внимание на истоки и причины тех или иных переживаний. Он расспрашивает клиента о детстве, просит записывать сновидения, учит пользоваться таблицей чувств. И, в конечном итоге, в ходе терапии оказывается, что ни одна реакция не возникает у нас просто так или на пустом месте. Если нас что-то обеспокоило или разозлило, для этого были причины в прошлом или настоящем. Если нам что-то приснилось, это обязательно что-то означает. И в психике человека можно выделить много интуитивных, иррациональных сигналов о происходящем - те же сны, видения, смутные предчувствия. В ходе терапии человек учится быть внимательным к этим сигналам, прислушиваться к ним. В результате такого процесса формируется совсем иной стиль мышления. В нём мы уже не игнорируем собственные переживания, и наши реакции не подвисают в воздухе (как "непонятное раздражение" и "беспричинная тревога"). Мы учимся понимать, откуда идёт конкретная реакция и о чём она сигнализирует. Соответственно, с этими реакциями становится проще справляться. Будучи вовремя распознанными, эти реакции указывают на некие значимые для нас потребности, и мы можем сделать выбор, что с ними делать, благодаря чему смутное раздражение не превращается в приступы гнева, а лёгкая тревога - в приступы ужаса. Если своевременно распознать тревогу и понять, о чём она хочет сказать нам, она отходит на второй план, но, когда мы игнорируем и не понимаем её, она становится гораздо сильнее.
Завершение сессии также обращает клиента к его актуальным переживаниям: психолог может спросить, как клиент чувствовал себя сегодня на сессии, было ли ему комфортно, какую обратную связь он хочет дать и с чем он уходит. Такие вопросы аналогично запускают обращение к себе и развивают навык поворота к себе, благодаря которому в любых других ситуациях со временем человек также сможет поворачиваться к себе и спрашивать себя: а как мне было здесь сейчас, всё ли мне понравилось, с чем я ухожу. В результате таких рефлексивных поворотов к себе можно обнаружить какие-то моменты, на которые сразу не удалось обратить внимание, но которые важны. Например, что встреча, в целом, прошла хорошо, но в какие-то моменты диалога вскрылись новые вопросы, которые неплохо обсудить в следующий раз. Или что остался неприятный осадок, который не стоит оставлять непрожитым или невысказанным.
Таким образом, регулярная психотерапия прививает человеку культуру рефлексии, благодаря которой он становится более осознанным и чутким к себе. Он меньше отреагирует что-то в действиях без предварительных размышлений, совершает меньше необдуманных и импульсивных поступков, лучше осознаёт, чего, зачем и почему он хочет, какие стратегии достижения этого будут более эффективны, меньше вступает в пустые конфликты и перестаёт растрачивать себя на пустые для себя занятия и отношения. Рефлексия позволяет человеку быть в постоянном контакте с собой, не терять себя, задавать себе вопросы и отвечать на них, что значительно улучшает атмосферу и качество жизни.