articles
Как вести себя с детьми в острой кризисной ситуации?
Несколько рекомендаций для родителей и работающих с детьми специалистов.
Сразу 2 главные мысли:
Нужно ли с детьми обсуждать, что произошло?
- Однозначно, да.
Нужно ли детям знать все подробности и детали случившегося?
- Однозначно, нет!
Уберечь детей от подобных событий и новостей сегодня невозможно, так как у них есть доступ к любым средствам коммуникации. Да это и не нужно: они живут в том мире, где подобное возможно и должны уметь реагировать на такие события.
Тогда что делать?
Обсуждать в общих чертах, опуская какие бы то ни было подробности о жертвах, количестве погибших, том, как они погибли и как всё произошло и т.д. Постарайтесь использовать общие фразы, без конкретики.
Что можно сказать:
" Ты, наверное, слышал по телевизору/по радио/читал в интернете, что случилась большая трагедия. Это действительно очень страшно! Там пострадали люди, но сейчас им помогают врачи и спасатели, а полицейские обязательно разберутся почему это случилось и накажут тех, кто всё это натворил."
Если ребенок кричит, злится, всему противоречит, грубит, говорит грубые слова, ВАЖНО НЕ БЛОКИРОВАТЬ ЗЛОСТЬ и дать ей проявиться, чтобы она не трансформировалась в аутоагрессию (злость, направленную на себя, а не на виновника событий) и самоповреждающее поведение (переедание или недоедание, порезы, обгрызание ногтей, дергание волос щипание себя и т.д.).
Видя, что ребенок активно реагирует на известия о трагедии, можете сказать:
"Я вижу, как ты злишься. Наверное, ты злишься на тех негодяев, которые всё это натворили. Я тебя понимаю. Я тоже на них очень злюсь. Эти мерзавцы заслуживают и не такого!"
или
"Я вижу, что ты злишься. Наверное, ты переживаешь из-за того, что произошло что-то непонятное и ты не знаешь, что будет дальше"
или
"Ты очень зол. Похоже, тебе очень хочется наказать этих мерзавцев".
Чаще всего, последует положительный ответ. Дайте ребенку рассказать, какого бы наказания он хотел для преступников, а, возможно, что бы он сам хотел с ними сделать. Пофантазируйте об этом. Позвольте сжать кулаки и даже постучать ими о стол/стену или потопать ногами. Не пугайтесь фантазий ребенка о наказании или желании смерти для преступника и не останавливайте его - это не свидетельство его жестокости, а нормальная защитная реакция психики на экстремальную ситуацию. Фантазия не равна реальному действию - это допустимый способ эвакуации агрессивных импульсов для предотвращения дальнейшей травматизации.
Говоря с ребенком, используйте доступные ругательства - это помогает безопасно разблокировать злость.
Объясните детям, что вынужденные ограничения не навсегда, они временные и нужны сейчас для безопасности всех людей. Особенно это важно, если на эти дни был запланирован поход в театр, кино, на спортивное мероприятие и ребенок сильно расстроился из-за отмены долгожданного события. Обрисуйте перспективу того, что все наладится:
"Знаешь, мне тоже очень обидно, что сегодня мы не сможем никуда пойти. Эти негодяи испортили нам все выходные! Но мы обязательно сходим на этот/эти спектакль/концерт/соревнования, когда полицейские разберутся во всем и снова разрешат ходить в театры/кино/на спортивные мероприятия"
Расскажите, что все разрушения со временем будут восстановлены. Это важно, так как позволяет видеть перспективу, выход, конечность страдания и разрушения, позволяет не замыкаться в негативных переживаниях.
Говорите о том, что никто не остался без помощи, а виновные будут наказаны. Детям (как и взрослым) важно знать, что они под защитой, что преступника поймают, обезвредят и накажут: это повышает чувство безопасности и снижает напряжение:
"Тебе страшно, но сейчас все наши самые лучшие полицейские ищут этих бандитов, а самые лучшие врачи помогаю тем, кто пострадал. Спасатели делают все, что они умеют, чтобы потушить пожар и помочь всем, кто там находится"
или
"Ты очень злишься на этих негодяев, но их обязательно поймают/поймали и их ждёт самое суровое наказание. Наши полицейские не выпустят этих мерзавцев на свободу и накажут за каждого, кому они сделали больного и кого они напугали."
Обсуждайте с ребенком не подробности случившегося, а его чувства: любые чувства, которые могут возникнуть - они все допустимы. Помогайте их называть, это снизит их накал: Тебе страшно... Ты обижен... Ты злишься... Ты расстерян... Ты расстроился... Делитесь и своими чувствами - это легализует чувства ребенка и даёт ему понять, что он не один чувствует именно так и с ним всё нормально.
Постараюсь не ограничивать физический контакт с ребенком: обнимайте, гладьте по голове/плечам/рукам, расчесывайте волосы, держите за руку, умойте ребенку лицо, просто прикасайтесь в течение дня. Любые прикосновения важны - это свидетельство безопасности и защищённости, они снимают чувство изолированности.
Мягко, но настойчиво переключайте внимание ребенка с новостей и излишних обсуждений. Предлагайте любые совместные занятия. Поиграйте в настольные игры, почитайте книгу, наведите порядок на столе или сделайте совместную уборку, вместе приготовьте что-то на ужин, прогуляйтесь, посмотрите фильм, послушайте музыку, порисуйте, сделайте вместе уроки (даже если ребенок старшеклассник)...
По возможности, не меняйте планов, если они и так вынужденно отменены, т.к. связаны с посещением массовых мероприятий. Хотели что-то вместе приготовить - приготовьте. Хотели заказать еду - закажите. Хотели вместе выгулять собаку или прогуляться - сделайте это. Сейчас должно быть что-то, что осталось неизменным.
Проведите вечер в спокойной семейной обстановке. Неяркое освещение, спокойная музыка, пледы и подушки, любимый фильм или настольная игра - всё домашнее сейчас важно. Постарайтесь, чтобы еда и питье были преимущественно теплыми, разрешите чуть больше, чем обычно, сладостей. Сейчас это тоже важно.
Если не понимаете, что происходит с ребенком и как ему помочь, обратитесь к детскому психологу - он подскажет, что ещё можно предпринять.
Наши детки очень восприимчивы. Несмотря на то, что детская психика очень пластична, ей никак не обойтись без помощи и поддержки взрослых. Береги своих детей и не оставляйте их один на один с их переживаниями.