articles
В психологической работе можно выделить два основных типа переноса - позитивный и негативный. Позитивный перенос складывается, когда клиент проецирует на психолога "хорошего" родителя, доброжелательную родительскую фигуру. На эмоциональном уровне он может идеализировать своего терапевта, стремиться ему угодить, переживать о том, что думает о нём аналитик и как относится. При негативном переносе на терапевта проецируется фигура "злого" или отвергающего родителя. Захваченному негативным переносом клиенту хочется критиковать терапевта. Ему кажется, что терапевт всё делает не так. Не так реагирует, плохо помогает, недостаточно профессионально работает, недостаточно проявляет внимание и чуткость. Эмоциональная реакция клиента на негативный перенос - злость, обида, фрустрация.
Несмотря на названия, из которых можно было бы заключить, что позитивный перенос - это хорошо, а негативный - плохо, на практике это далеко не всегда так. Бывает, что в позитивном переносе клиент переживает гораздо больший стресс, чем в негативном. Например, если аналитик - фигура идеального родителя, клиент может стремиться соответствовать этому спроецированному на психолога идеалу. Стараться демонстрировать только свои положительные стороны, бояться огорчить или разочаровать терапевта. Из-за этого замедляется работа с тенью, ведь в присутствии "хорошего" и принимающего родителя ему может быть страшно говорить о том, что он иногда злится, бывает отвергающим, совершает поступки, о которых потом приходится жалеть. В положительном переносе трудно проявить недовольство ходом терапии, поэтому оно вытесняется. Если клиент чувствует какие-то неудобства или не согласен с терапевтом, в позитивном переносе труднее сказать об этом, чем в негативном, поскольку есть страх разрушить контакт, испортить отношения. Плюсом позитивного переноса является ресурс, который он даёт клиенту. Позитивный перенос вдохновляет, в нём клиенту радостно ходить на сеансы, приятно общаться с аналитиком. В позитивном переносе клиент чувствует себя безопасно - ему кажется, что его любят и принимают таким, какой он есть, благодаря чему он может восполнить дефицит любви, внимания, принятия и поддержки в детстве. В самом широком смысле, в позитивном переносе клиент проецирует на терапевта не только образ хорошего родителя, но и свои собственные ресурсы, свой идеальный и гармоничный образ "я", каким он хотел бы и мог бы стать в будущем.
Негативный перенос нередко переживается гораздо тяжелее, чем позитивный. Избыток негативных эмоций по отношению к процессу и терапевту затрудняет работу. Клиент постоянно находится в напряжении. Проецируя на терапевта враждебную фигуру (например, строгую мать или маму в гневе), клиент испытывает недоверие, боится раскрыться и защищается, чтобы терапевт не ранил его больше. В самых крайних вариантах психолог может демонизироваться клиентом. Это происходит в случаях тяжёлых, травматичных отношений с родителями. Клиент испытывает страх перед близостью, ему кажется, что любая близкая фигура будет причинять боль. Проекция враждебной фигуры на аналитика охватывает не только его детство, но и архетипическую структуру тени клиента. Все, что клиент отрицает и вытесняет в себе, проецируется им на аналитика. Например, вместо того, чтобы принять, что он сам бывает холодным, отвергающим и категоричным, он воспринимает таким психолога.
В позитивном переносе от клиента требуется гораздо меньше усилий, чтобы совладать со своими эмоциями, выдержать напряжение. Но негативный перенос, несмотря на его давление и тяжесть, в некотором смысле открывает большие возможности, позволяя клиенту заглянуть в глубину своей тени, заново прожить опыт родительского отвержения в ситуации терапии, чтобы завершить его. Негативный перенос открывает доступ к ресурсу тени, к золоту тьмы, а на осознание этой ситуации как ресурсной и присвоение себе этого ресурса часто уходит довольно длительное время.
В негативном переносе есть большой риск сорваться, уйти с терапии, отреагировать своё напряжение. Чтобы этого не произошло, важно проговаривать свои чувства в терапии. Экологичнее всего делать это в формате "я"-высказываний. Если клиент чувствует, что переживает негативный перенос, ему стоит сконцентрироваться именно на своих реакциях, а не на фигуре терапевта. Дать себе возможность понять - "я обижаюсь", "я злюсь", "мне неприятно", "мне страшно", "меня сейчас задевают слова терапевта", "мне не хватает любви", "мне не хватает участия", "я не чувствую понимания". В ответ на эти переживания аналитик обычно предлагает клиенту вспомнить о том, в каких ещё ситуациях клиент переживает подобные чувства, с чем они связаны, какие потребности стоят за этими чувствами.
Ещё одним важным моментом работы с негативным переносом является проведение различий между ним и ситуацией, когда аналитик и клиент по каким-то причинам не подходят друг другу. Бывает и так, что клиенту не подходит метод работы или конкретный человек. Тогда реакция злости, обиды, фрустрации может быть сигналом того, что стоит попробовать другой подход или выбрать другого терапевта. Как же отличить одно от другого? Как понять, стоит ли оставаться в терапии с негативным переносом и терпеть неудобства дальше ради золота тени? Ответ на этот вопрос приходит только в процессе терапии. С негативным переносом стоит работать, раскрывать его, наблюдая происходящую в жизни и внутреннем мире клиента динамику. Например, несмотря на негативные эмоции в терапии, клиент может фоном отмечать, что в процессе терапии его жизнь меняется в лучшую сторону. Или благодаря этим чувствам клиент понимает о себе то, чего раньше не мог осознать. В негативном переносе важно видеть смысл и пользу, понимать, к чему идёт процесс, и держать в фокусе эту цель.