articles Привет из девяностых: культ силы и архетип гопника
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Привет из девяностых: культ силы и архетип гопника



 Каждой культуре и эпохе присущи свои архетипы, и в девяностые годы архетипической стала фигура "гопника". Кто же такой гопник? Это человек с низким уровнем социальной ответственности и культуры, который привык решать свои проблемы путём применения физической силы и хамства. Гопниками называли тех, кто отжимал кошельки, приставал к прохожим на улицах поздними вечерами, зарабатывал на жизнь воровством и мошенничеством... В девяностые это был образ человека, которого одновременно боялись и презирали.

Если проводить культурные параллели, гопник - это образ разбойника, бандита или пирата. В сказке "Снежная Королева" были подобные разбойники, которые напали на золотую карету Герды. На первый взгляд может ошибочно показаться, будто бы у них нет никакой морали. Они нападают на людей, воруют и убивают. Но дальнейший сюжет сказки открывает нам новую грань: взявшая в плен Герду разбойница оказывается чуткой и сострадательной. Она сочувствует истории Герды и отпускает её с дарами. В то же время её нежность проявляется весьма специфично: своему оленю она щекочет горло ножом, а Герде то и дело в шутку угрожает расправой. 

Культура гопников аналогично характеризовалась противоречивой моралью. С антисоциальным образом жизни сочетались его оправдания и особая философия примитивного прагматизма. Например, с точки зрения гопников, обмануть лоха - благое дело, и лох сам виноват в том, что был обманут, ибо нечего доверять кому попало. То же самое в отношении вопроса насильственного перераспределения благ - "а нечего светить дорогим телефоном посреди тёмной улицы". 

С психологической точки зрения, гопник - это типичный возбудимый психопат. Человек, который испытывает явные трудности с самоконтролем и не может организовать себя для продуктивной деятельности, например, учёбы или работы. Такой человек живёт во власти своих влечений и животных порывов. Он вспыльчив, конфликтен, легко возбудим, не настроен на долгосрочное планирование, склонен реализовывать все свои порывы в настоящем моменте, эмоционально неустойчив и не способен к глубокой рефлексии. Вероятно, именно из-за эмоциональной неустойчивости и переменчивости настроения такие персонажи периодически романтизировались массовой культурой, как "благородные и великодушные пираты" с широкой душой и большим сердцем. Ведь эмоциональные порывы неустойчивого человека не всегда деструктивны, но всегда находят прямое выражение в его действиях (его психике недоступна символизация), что можно спутать с искренностью, открытостью и подлинностью бытия.

В психологии Юнга феномен гопника представляет собой Тень того общества, которое сложилось в девяностые годы, когда старый порядок уже рухнул, а новый ещё не сформировался. Это было время хаоса и турбулетности, люди жили в состоянии неопределённости. Такое время продуктивно для выхода Тени, которая, вероятно, сформировалась гораздо раньше - еще в советское время, когда приличными и социально одобряемыми, наоборот, считались такие качества, как честность, порядочность, надёжность, трудолюбие и самоконтроль. В противоположность всему этому гопники демонстрировали примитивные установки на простую и гедонистичную жизнь во благо себе, а не обществу, и посредством силы, а не труда. 

Актуален ли сейчас архетип гопника? Кажется, будто бы он вышел из моды и ушёл в далёкое прошлое, но многие современные люди несут его в себе как часть истории. Например, боятся возвращаться домой по тёмным улицам даже в безопасных районах. Или внезапно могут переходить на язык гопников в момент конфликтов. На психотерапевтических сессиях и группах часто встречается образ гопника как защитный, и фантазии о нём нередко свидетельствуют о том, что человек ощущает себя беспомощным и нуждается в компенсирующей это состояние гиперсиле. Аналогично фантазии о подобных фигурах или стремление походить на них может свидетельствовать о нехватке отцовской фигуры в жизни человека и гиперкомпенсации. И в психологической работе такой образ содержит в себе достаточно мощный ресурс. Особенно актуален он в ситуациях, когда требуется чистая жизненная энергия, животный порыв, чтобы выжить. 

Однако в повседневной и мирной жизни отыгрывание архетипа гопника, скорее, выглядит как дезадаптация. Девяностые остались позади уже больше четверти века назад. В современном мире всё больше ценится высокий интеллект и внутренняя культура человека, а физическая сила и вовсе не играет никакой роли, если, конечно, специально не искать работу грузчиком. С момента девяностых мир стал намного более упорядоченным и спокойным. И, хотя, моменты турбулентности всё ещё возникают, сейчас они переживаются обществом уже иначе. Интеллигентные и образованные взрослые люди с хорошими заработками сейчас предпочитают самостоятельно выбирать, где и как им жить, вместо того, чтобы демонстративно, но мнимо и искусственно противопоставлять себя общепринятым нормам. Мода на жизнь "по понятиям" также сошла на нет, и сейчас более современно соглашаться с тем, что понятия у каждого свои, а для разборок нанимать квалифицированных юристов и использовать язык дипломатии. 

Несмотря на социальные изменения, архетип гопника всё же остаётся актуальным для многих людей на уровне психики. Это выражается в романтизации таких фигур в кино и литературе, в мечтах, фантазиях, образах и снах на тему этих фигур, которые довольно распространены. Например, в фантазиях о том, чтобы стать такой фигурой или иметь такого друга на случай передряг. По-видимому, у современного человека есть запрос на этот архетип, и запрос проявляется тем острее, чем больше осложняется социальная жизнь. По сути, это запрос на что-то примитивное, простое и понятное. На справедливую силу и защиту. Запрос, растущий из бессилия и ужаса. Запрос, растущий из отчаяния и социальных неудач, а, выражаясь юнгианским языком, - из глубины подчинённой функции, из ядра бессознательного и воли к смерти, назад к простоте инертной материи и архаике первобытных времён. 






Об авторе статьи

`
Иванова Татьяна Александровна

Рейтинг психолога: 10 10

Иванова Татьяна Александровна

клинический психолог, юнгианский аналитик
Город: Москва
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья


своякин капча иточкавич |
еще про блуд, насилие, извращения умолчали. и никуда ниче не девалось, какой ,,привет,, развилось все, укоренилось глубоко в мышлении, офицальное стало. был бандюк стал охраник, полицай какойнить, был авторитет стал чинуша какойнить, был мошеник стал религиозник, электронопрогер какойнить. фильтранулась популяция, нормальных уже и нет наверно. ща шоб не сгинуть, как вариант ,,не верь, не бойся, не проси,,...
своякин капча иточкавич |
своякин капча иточкавич, и ведь мудрость есть ,,свое оно не пахнет,,. И если норм особи и остались то ,,с волками жить по волчьи выть,, . кто во што горазд.
своякин капча иточкавич |
не добавить не убавить. не привет а сущность такая, проявляющееся во всем и везде. полна земля долпоепами с перфораторами в мкд, изо дня в день, годами, то одни то другие, эти особи неизлечимы, ущерб от них непоправим, зачем они популяции, только ликвидация....
своякин капча иточкавич |
и таки какже животные могут быть гопниками, никак, ониж животные...
своякин капча иточкавич |
понятие культ не применимо для стада животных. еще вот про сферу жкх, там тож гопота в прошлом и натоящем. вобщем то все и вся. это как в той юридической поговорке ,,нет невиновных, это мы плохо работаем,, только вот до истины добавить забыли им себя еще посадить и ликвидировать.
своякин капча иточкавич |
есть еще и породы, национальности особей паразиты, гопники, халявщики, которые чем бы не занимались там зло и ущерб от них, в какуюто сферу придут выпотрошат, перпортят все, и сваливают... и таких ща много среди всяких успешных.
своякин капча иточкавич |
популяция помойка. выявить сложно, потому как все массово, поддельно, коварно, умно, подло, вобщем умеют они творить зло и не расплачиваться за это, и подставят когото. и все везде офицально. всякие типа старшие, бидлоначальничики низкого уровня, бидлогоспода. общий принцип ,,не пойман не вор,, да и кто ловить то будет, ловцы то и сами помойки те еще. междусобойчики, рука руку моет. дикий мир.
своякин капча иточкавич |
другими словами, кто во што горазд, иль как там в поговорке ,,то што может произойти произойдет,, вот хоца кому то чето и может это сделать, и сделает, и плевать на все и вся. хотят и могут и класть им на все и всех...
своякин капча иточкавич |
вот ведь все и вся зомбировано. подмены ценостей и понятий. по настоящему сильные если и есть то их мало. и врятли реально сильные гопниками будут. надо прально понимать понятие ,,сила,,. да и при том все в сравнении. много зла от слабости, например насилие, запреты, тоталитаризм это как раз от слабости...
своякин капча иточкавич |
и как и всегда наверно было, много отбросов в не трудовых, типа интелектуальных деятельностях, многие те гопники ща в элекронопрогерной сфере ошивается, кто то типа в работяги какие заныкался, но тож там где смухлевать, не особо тяжко, грязно.
своякин капча иточкавич |
любое развитие требует ресурсов, вложений, которые потом надо штоб окупились. соответственно, физическое, силовое, спорт выливается в насилие, криминал физический. интелектуальное в мошеничества, манипулирование, угнетание других, и т.д. и т.п.
да и че уж там, криминал и прочее по кпд жизни одни из удачных, но часто не долгих. честный, порядочный, праведный образ жизни не самый удачный по кпд.
своякин капча иточкавич |
то што было криминалом, да по сути и осталось, ща стало офицальным, по закону типа. всякие ущербы забыли, сами себе простили, многих попросту в дураках оставили и оставляют, облапошили и типа сами виноваты, обиженых многих сгробили, везде мутки междусобойчики. часто криминал всякий както с самками связан, либо мамкины сынки, либо типа дочки у когото, либо типа заради самке присунуть, либо еще че типа для немощных, криминал ща прикрывается благими намерениями. типа прикрытие ответствености то шишь, ресурсы нахаляву, чем им еще заниматься как не дальше то халяву развивать. вот ведь воистину любой интелект рано или поздно во зло оборачивается. воры ворами, живут по принципу ,,не пойман не вор,, типа аферы офицально мутят, и типа поди докажи шо это афера, только по результату то понятно... ща нормальных уже нет, всех сгробили, всякая шваль криминальная осталась и их потомки, окуевшие рабовладельцы людоеды и их рабы жертвы прихвостни... дикая цивилизация...
своякин капча иточкавич |
еще вот ведь как бывает. офицальные должности подрузамевают на пользу подопечным, а поворачивают так что только на пользу себе, иль сообщникам, облапошивая и обирая подопечных, и подопечные попросту диградируют, вымирают. чем не использование офиц системы в гопцелях. даж ведь термин такой есть ,,использование служ положения в личных целях,, да лпять же хитрожопо все, поди поймай, докажи, ловцы же тож сообщиники такиеже, да и ресурсы это все...
своякин капча иточкавич |
в гоппопуляциях еще распространено принцип жертвы, крайнего. типа чето там не такой как остальные, да иль просто поживиться, неск особей сговариваются и начинают жрать когото, заклевывать. изначально вероятно это было изза принципа равенства, равновесия популяции, но ведь все в животных уже превратились, и терь попросту канибальничают... реально много проблем изза халявы, не заработано, не по заслугам награды, статусы...
Показать все комментарии

Добавить новый Комментарий


Психолог  Кобзева Ольга Александровна

Кобзева

Психолог-психотерапевт Игропрактик
Психолог Бессонова Юлия Михайловна

Бессонова Юлия

Консультант - психолог. Работаю в интегративном подходе.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍