articles
Не секрет, что обилие возможностей толкает родителей обеспечить максимальную загрузку ребенка развивающими занятиями в стремлении дать все, что они могут (обеспечить то, чего не было в детстве у самих родителей – читай порадовать собственного ребенка внутри). Большей степенью это от иллюзии, что чем больше в ребенка загрузить, тем более ценным он станет для общества в целом, а значит, якобы, успешнее и счастливее… Остается вопрос – как не переборщить и на что опираться при выборе занятий?
Первое, и очень важное - ведущая познавательная деятельность практически до 8 лет для ребенка – это игра (примерно до 5 лет предметная – познание мира и основных свойств, далее – ролевая). Это означает, что попытки усадить детей за парты и обучать – практически издевательство над неокрепшей психикой! Я видел множество курсов и кружков в такой манере, и не мудрено, что к школе у многих начисто пропадает всякий интерес к учебе, как деятельности. Если мы говорим об изучении английского языка, например, да, дети очень легко схватывают язык в раннем возрасте, но тогда, когда погружены в среду общения (наглядный пример – семьи, где дома говорят на родном и русском). Художественные школы, где дети-дошкольники учатся рисовать, строятся на игровой форме фантазирования и фокусах, связанных с простыми, но увлекательными и новыми для деток способами видоизменения (например, смешивания цветов, или креативное использование предметов). Не требуйте шедевров и скрупулёзной точности – важно понимать возможности, но поддержать интерес, если он идет от самих деток. А самое вредное, на мой взгляд, это желание сделать ребенка предметом гордости, чтобы выставлять перед другими - в этот момент Вы ведь думаете не о ребенке, верно?
Второе: познание и опыт – непрерывны! Это означает, что дети усваивают многое, если не практически все из повседневного общения и наблюдений – ошибкой будет считать, что только в кружках или на занятиях они изучают и познают, а потом лишь бегут вслед за Вами за руку… Передача знаний в школьном обучении - усредняет и нормализует… А творчество, как правило, не совместимо с системой образования. Это важные моменты, поэтому не спешите ругать или отчитывать своего младшего школьника, а постарайтесь понять, что именно его интересует и почему, помимо школьной программы. Да и в ней самой – послушайте, что он сам расскажет, без наставлений – возможно в эти моменты Вы уловите отголоски способностей, которые просятся наружу.
Третье: представления о будущем – ошибочны, т.к. основаны на прошлом опыте родителя или его амбициях. Мы не очень можем представить, что будет полезно или пригодится нашему ребенку в жизни, поскольку даже то, что сейчас актуально уже через 10-15 лет может стать совсем не востребованным!
Помните, ребенку нравится то, что интересно и получается. Поэтому, хвалите честно, через себя, а не вообще. Например: «Мне понравилось то-то…», а не: «Как красиво, это – шедевр», особенно если и сами так не считаете. Это будет не поддержка, а обман и непосильная для ребенка ответственность, которую многие сваливают на плечи с детства – потом очень тяжело сталкиваться с оценками одноклассников или глядя на более серьезные работы сохранить интерес к увлечению. Хвалите не ребенка, а поведение или конкретные действия, поступки, результаты. Если ребенок знает, что любим Вами безотносительно к тому, что делает или умеет – ему проще разбираться с навыками и их коррекцией, не теряя самооценку.
В стремлениях поддержать саморазвитие и детские таланты, важно уметь выждать и не упредить желание. Оно должно созреть. Ценность собственного опыта значительно выше, если на пути будут посильные трудности, которые ребенок учится преодолевать сам (тут важно не домысливать и не предлагать решений, а держать контакт, поддерживать размышления, помогать найти оптимальный вариант, приглашая к поиску и рассказывая о возможностях). Слышать желания, наблюдать состояние и принимать их, как есть.
Время, проведенное с родителями – важно и полезно! Находите для себя интересное в процессе, даже в детской игре. Следуйте за ребенком не называя способ или поведение, а показывая свой, возможно альтернативный… Это работает лучше многих нравоучений, нотаций и объяснений вместе взятых!
Выбирая секции или кружки в школьном возрасте, выбирайте Учителя, а не методику или программу. Важно общение детей в микрогруппе (коллективе). Научиться проигрывать, переносить и преодолевать неудачи, столь же значимо, как и добиваться успехов.
Еще пара слов о выборе направлений - предлагайте выбор устраивающих вас альтернатив, ориентируясь на пользу и навыки (без объяснений - почему). Например, если замечаете угловатость движений и нечеткую координацию, предложите танцы или восточные единоборства, вместо критики и уж тем более, высмеивания.
Три месяца на освоение – важное правило! Менять можно после усвоения минимального. Иначе, столкнувшись с первыми трудностями, выбирается путь избегания. Только научившись действительно делать что-то хорошо, можно понять и решить для себя, хочется ли продолжать это дело.
И последнее в этой статье. Жить для другого, даже ребенка – одно из распространенных заблуждений. Увлечения Ваших детей привлекательны, пока не насильственны!Наблюдать за ребенком – признавая его врожденную тягу, важнее собственных представлений о пользе той или иной деятельности. Не стоит подменять понятия, из-за того, что то, что я знаю, полезно ему, а с остальным – я не могу гарантировать. От Вас не требуется гарантий заработка, а лишь поддержка собственных начинаний ребенка! А еще, не всегда нужно что-то говорить и вмешиваться – для личного увлечения иногда важнее тайна, собственное поле ребенка, в котором он предоставлен своим размышлениям – уважайте это, чтобы не отпугнуть, особенно, если увлечение Вам по душе!