articles Проблема феноменологии психотической реальности
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Проблема феноменологии психотической реальности



 Когда жалуются на злобность другого,

забывают другую злобность, еще более несомненную,

которой обладали бы вещи, если бы другого не было.


(Ж. Делез "Мишель Турнье и мир без другого")

 

К реальности психоза можно подойти по-разному, и в современном мире к ней выделяются два основных подхода - медицинский и феноменологический. Медицинский подход ориентируется на диагностику и лечение, он занимается симптомами, их структурой и динамикой, а также пытается делать прогнозы. Специфика феноменологического подхода в том, что он рассматривает психотические явления целостно - как они воспринимаются и как непосредственно переживаются изнутри и со стороны. Пользуясь медицинским подходом, мы можем оценивать некую динамику как позитивную или негативную, а также отталкиваться от эталона "нормы", чтобы в соответствии с этим строить структуру и план лечения, а также корректировать этот план, если что-то пошло не так. Феноменологический подход не занимается лечением, но занимается наблюдением - он наблюдает явления в своей "таковости", как они есть. 

Как первый, так и второй подход содержит в себе ряд ограничений. Если мы пользуемся исключительно медицинским подходом, возникает риск отношения к пациенту как к объекту, утраты его индивидуальности и своеобразия. Также с медицинским подходом связан риск кажущейся устойчивости понятия "нормы". Само понятие "нормы" вызывает немало вопросов к своему определению, поэтому, если брать это понятие за эталон, неизбежно в качестве "не-нормы" будет отсеяно что-то лишнее. Так, за пределы нормы могут попасть оригинальные, нестандартные и творческие личности или норма может начать использоваться в репрессивных политических целях. 

Феноменологический подход ограничен в том, что он вряд ли может предложить универсальные и стандартизированные ответы на практический вопрос "что с этим делать?". Потому что феноменологический подход в основе своей созерцательный - он созерцает и принимает явления такими, какие они есть, но не предполагает какого-либо корректирующего вмешательства. Но что делать, если некая "нестандартная" и "оригинальная" личность становится угрозой для себя и общества? Что делать, если мы наблюдаем распад и растворение личности? В плоскости обыденной жизни делать с этим что-то приходится, и в этом вопросе мы ограничены в чистом и безоценочном созерцании. 

Подходя к психотическим явлениям феноменологически, можно наблюдать хаотичный, дезорганизованный мир без привычной для нас структуры. Он похож на другую планету, где не действуют те законы физики, к каким мы привыкли в рамках нашей реальности, в которой мы являемся более или менее стабильными субъектами, способными держать ответ за свои действия, поскольку наш мир относительно предсказуем. В психотической реальности подобная предсказуемость стирается, и мы оказываемся в эпицентре хаоса. Там можно бросить мяч и не надеяться, что он будет лететь по выбранной нами траектории. Полететь он может куда угодно, хоть и обратно, и это будет "норма" другого мира, которая также не является стабильной - через какое-то время она может и измениться. Поэтому какое-либо сознательное и ответственное действие с расчётом на определённые последствия в этом мире становится невозможным, что приводит к параличу любого действия.

Невозможным порой оказывается и контакт с такой личностью, потому что понятие личности в привычном и обыденном понимании тоже стирается. К психотической реальности возникают резонные вопросы: где здесь личность, есть ли она, а, если есть, по каким законам и правилам она живёт, как проявляется и как лучше с ней обращаться. А, если её нет, то что или кто есть вместо неё? Над этими вопросами уже веками бьются умы, но, к сожалению, на них нет однозначных ответов, что оставляет нас беспомощными перед этой проблемой и часто вынуждает передавать её куда-то ещё - более компетентным специалистам, в специальные заведения, на осмысление великим умам и т.д. И дело вовсе не в том, что от этой проблемы хочется избавиться и не иметь с ней дел, либо подавить её, чтобы не сталкиваться с пугающей и неопределённой реальностью, как считали философы-постструктуралисты. А в том, что совершенно непонятно, как обращаться с этой реальностью и строить с ней продуктивный и конструктивный контакт без вреда и с пользой для обеих сторон, если мы имеем дело с текучим миром без законов и правил, либо с теми законами и правилами, что непостижимы для нас. 






Об авторе статьи

`
Иванова Татьяна Александровна

Рейтинг психолога: 10 10

Иванова Татьяна Александровна

клинический психолог, юнгианский аналитик
Город: Москва Стоимость приема: 6000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍