articles Проблема подросткового возраста в истории психологии
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Проблема подросткового возраста в истории психологии



Современные родители сходятся во мнении, что подростковый возраст – самый проблемный в отношениях между поколениями. Всегда ли так было?

Подростковый возраст становится предметом пристального внимания психологов и педагогов в конце XIX - начале XX веков. Несмотря на различие в интерпретациях и взглядах, практически все положения того времени о психическом развитии подростка имеют биологическое обоснование, так как исследователи связывали изменения в развитии личности, в первую очередь, с половым созреванием.

Американский психолог Гренвилл Стенли Холл, считающийся отцом психологии переходного возраста, в 1904 г. издал монографию, в которой предложил концепцию с объяснением явления отрочества и связанных с ним кризисных и негативных аспектов. В своей теории рекапитуляции С.Холл приравнивает подростковую стадию в развитии личности к эпохе романтизма в истории человечества. На этой промежуточной стадии между детством и взрослостью имеет место хаос, когда антропоидные тенденции сталкиваются с требованиями социума.

Представления С.Холла о «бунтующем» отрочестве прочно вошли в историю психологии. Он первый описал контрастность, противоречия и биполярность подросткового возраста, выделив такие «качели», как активность-изнурение, веселость-уныние, общительность-замкнутость, чувствительность-апатия, уверенность-застенчивость. С. Холл назвал отрочество периодом "бури и натиска" и считал его кризисом самосознания, преодолев который, человек приобретает чувство индивидуальности.

Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер,  крупный исследователь подросткового возраста, в 1924 г. опубликовал книгу "Психология юношеского возраста", в которой изложил культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Согласно его концепции отрочество – это период врастания в культуру. Психическое развитие подростка -  врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух конкретной эпохи; характеризуется кризисом освобождения от детской зависимости. Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества:

1. Резкое, бурное, кризисное течение, когда отрочество переживается как второе рождение "Я";

2. Развитие происходит плавно,  равномерно, без глубоких изменений личности подростка;

3. Активный, формирующий процесс, воспитание самого себя, преодоление подростком внутренних тревог и кризисов произвольно. Третий тип характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Э. Шпрангер считал главными новообразованиями отрочества - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Подросток проводит дни в мечтаниях, неясных стремлениях; он не удовлетворен собой, пессимистически настроен; это возраст повышенной нервозности и максимума самоубийств. Э.Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, исходя из того, что главной задачей психологии является изучение развития личности.

Интересны идеи Э.Шпрангера о переживаниях подростка по поводу любви и ее проявлений, относительно эротики и сексуальности, которые по-разному переживаются и глубоко отличаются друг от друга вследствие принадлежности разным слоям психики. Эротические переживания лежат в области духовного, когда подросток учится воспринимать другого человека,  как одухотворенное осмысленное существо, обладающее внутренней красотой.  Сексуальность, по Э.Шпрангеру, проявляется в телесных переживаниях и связана с  чувственным наслаждением. 

Первое появление сексуально окрашенных переживаний связано с чувством ужаса, страха перед чем-то таинственным и незнакомым, и стыдом за переживание неясных, но запрещенных вещей. По мнению Э.Шпрангера, в сознании подростка эротика и сексуальность в переживании резко отделены друг от друга. Преждевременная сексуализация эротического в подростковом возрасте может привести к необратимому разрушению образа идеальной любви в сознании отрока.

Исходя из сформулированной концепции, Э.Шпрангер описал шесть культурно-психологических типов личности в зависимости от ведущей ценности:

  • теоретический - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности;
  •  эстетический - личность, которая стремится постигнуть единичный случай насколько возможно глубоко и познать все его особенности; ей чуждо объективное познание;
  •  экономический – личность, которая стремится с наименьшими затратами достичь наибольшего результата;
  •  социальный – личность, для которой наивысшей ценностью является любовь, общение и жизнь для других людей;
  •  политический – личность со стремлением к власти, господству и влиянию;
  •  религиозный – личность, настроенная мистически; соотносит любое явление с общим смыслом жизни и мира.
  • Русский религиозный мыслитель и профессор психологии В.В. Зеньковский, в одно и то же время с Э.Шпрангером, отмечал, что в период полового созревания происходит расщепление самого существа подростка. С одной стороны, в телесности сосредотачивается сексуальность; с другой стороны, отрок находится в мечтаниях о любимом существе, об идеале. В.В.Зеньковский считал, что расхождение сексуальности и эроса в подростковом возрасте носит временный характер; соединение сексуальности и движений любви достигается путем вступления в брак. 

    Значительный вклад в исследование развития личности ребенка внесла немецкий психолог Шарлотта Бюлер. Одной из первых она сделала предположение, что развитие личности происходит на всем жизненном пути человека.  Одним из наиважнейших периодов в развитии личности Ш.Бюлер считала пубертатный период, во время которого у человека возникает новая жизненная потребность – потребность в дополнении.

    Нервное и телесное возбуждение, свойственное подростку, должно вывести его из спокойного удовлетворенного состояния и направить на поиски и сближение с существом противоположного пола. Неудовлетворенность прежней жизнью и средой должна раскрыть подростковое «Я» для нового - для встречи с «Ты». Подростковый возраст, по мнению Ш.Бюлер, - это возраст поисков друга. В дополнение к этому, Ш.Бюлер видит влияние культуры на развитие подростка в том, что с развитием общества период пубертатности удлиняется.

    Негативные и позитивные фазы, сопровождающие отрочество, свойственны всем периодам развития личности. Ш.Бюлер видит в отрицательных переживаниях, агрессивности и других негативных проявлениях толчок к новым качественным образованиям при переходе на следующую ступень развития. Исследования Ш.Бюлер можно по праву назвать одними из первых, в которых пубертатный период анализируется в едином видении биологического и психического развития.

    Немецкий психолог Вильям Штерн впервые поставил задачу изучения развития личности ребенка. Основы теории персонализма, развиваемой Штерном, изложены в его фундаментальном труде «Личность и вещь» (1906-1924). До того времени исследовались, в основном, познавательные процессы у детей с целью наиболее эффективного их обучения. В.Штерн считал, что психическое развитие – есть саморазвитие генетически заложенных задатков, обусловленное социально-культурным окружением ребенка, то есть на развитие личности влияют наследственность и среда.

    Штерн полагал, что фрустрация, возникающая в ходе конфликта внешнесредовых воздействий и внутренних наклонностей и потребностей ребенка, что особенно явно выражается в подростковом периоде вследствие возникновения новых требований к подростку, имеет положительное значение для развития самосознания.

    Отрицательные эмоции, возникающие при фрустрации, служат стимулом для размышлений о том, что конкретно вызывает эти эмоции и что необходимо для позитивного самоощущения. Таким образом. В.Штерн доказывал, что эмоции вынуждают подростка оценивать свое самоощущение и окружающую среду, сопоставлять, выводить причинно-следственные связи, что ведет к развитию рефлексии и помогает процессу социализации.

    Американский этнопсихолог, этнограф и социолог Маргарет Мид  оказала огромное влияние на развитие детской психологии. В ее работах исследуются проблемы социализации детей в традиционных, замкнутых культурах Полинезии и Латинской Америки («Взросление на Самоа» (1928), «Как растут на Новой Гвинее» (1930)). На примере различных культур М.Мид доказывала значимую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей. Ее исследования касались целого ряда вопросов, затрагивая, в том числе, развитие половой идентификации и особенности детско-родительских отношений.

    М.Мид  показала, что особенности формирования структуры самосознания, самооценки и полового созревания напрямую связаны с традициями народа, особенностями воспитания и обучения детей,  стилем общения в семье. Ею был введен термин «инкультурация». М.Мид указала на существование набора типов темперамента, одобряемых в конкретном обществе. Социально одобряемое поведение (половое) определяется культурой народа. Люди, чей темперамент не соответствует социальным эмоциям, одобряемым данной культурой, закономерно и прогнозируемо оказываются в отчуждении.

    Исследования М.Мид и ее коллеги Р. Бенедикт, изучавшей подростков индейских племен Канады и Новой Гвинеи, позволили сделать вывод, что о подростковом периоде, как промежуточном между половым созреванием и началом взрослой жизни, имеет смысл говорить только в отношении промышленно развитых стран.

    Антропологи не обнаружили кризиса развития у примитивных культур, напротив, описали гармоничное, бесконфликтное протекание подросткового периода. Было установлено, что во многих культурах допромышленного развития нет подчеркивания контраста между взрослым и ребенком, который существует в западных промышленных культурах.

    Примитивные народности не поляризуют детей и взрослых;  дети  с ранних лет приучаются к труду взрослых, у них есть обязанности и ответственность, что позволяет им приобретать умения и навыки, необходимые в будущем. Переход от детства к взрослости протекает в этих условиях плавно – ребенок учится взрослым способам поведения и подготовлен к выполнению требований, предъявляемых взрослым особям.

    В высокоразвитых промышленных культурах складывается неблагополучная ситуация для взросления: в детстве ребенок усваивает то, что ему не пригодится как взрослому, и не учится необходимому для будущего. При достижении формальной зрелости он оказывается неподготовленным к требованиям общества.  Кроме того, введение обязательного образования в западных культурах в начале XIX века удлинило период экономической зависимости детей от родителей, и соответственно, затормозило переход от детства к взрослости, как к периоду обязанностей и равноценной ответственности.

    Подростковый возраст с точки зрения психоанализа был рассмотрен  в 1905 году в работе З.Фрейда «Три очерка по теории сексуальности», содержащей соответствующий раздел. В книге «Теория и практика детского психоанализа» Анна Фрейд резюмирует представления своего отца об отрочестве, как о времени, когда происходят изменения, придающие инфантильной сексуальной жизни окончательную форму. Главными событиями этого периода являются: подчинение эрогенных зон главенству генитальной зоны; формирование новых сексуальных целей, различных для мальчиков и девочек, и нахождение новых сексуальных объектов вне семьи.

    До выхода книги З.Фрейда главное значение подросткового периода вытекало из его роли в начале сексуальной жизни индивида; после открытия детской сексуальности статус отрочества изменился, его роль была сведена к периоду окончательной трансформации, перехода и моста между диффузной детской и генитальной взрослой сексуальностью.

    Анна Фрейд также внесла весомый вклад в исследование детской психики. Бунтарское поведение подростка было рассмотрено А.Фрейд с точки зрения натиска либидозной энергии в период полового созревания и комплекса защит подростка от ее проявлений. А. Фрейд определяла отрочество как «прерывание мирного роста» и считала «ненормальным, если в течение подросткового периода сохраняется достигнутое ранее равновесие». За норму подросткового возраста она приняла  дисгармонию психического развития, обусловленную борьбой Эго и Ид.

    Анной Фрейд был сделан вывод, актуальный и сегодня: непредсказуемость и непоследовательность поведения ведет к неудовлетворенности собой, что причиняет страдание самому подростку, но это не означает, что подросток нуждается в лечении; подростку необходимо время для выработки своего собственного решения; скорее его родители нуждаются в помощи, чтобы стать более терпимыми к нему.

    Отечественный психолог Л.И.Божович считала кризис подросткового возраста самым острым и затяжным по сравнению со всеми переломными этапами в онтогенетическом развитии личности ребенка. Основными характеристиками этого периода она полагала: перестройку прежних отношений ребенка к миру и самому себе, развитие самосознания и самоопределения до уровня той позиции, с которой школьник начинает самостоятельную жизнь. 

    К причинам кризиса Л.И.Божович относила невозможность реализации потребностей и стремлений, возникающих в связи с образованием новых психологических структур, вследствие недостаточной социальной зрелости школьника. Асинхронность физического, психического и социального развития подростка создает трудности в преодолении депривации актуальных потребностей подростка, возникающих в большом количестве в связи с бурным физическим и умственным ростом.

    Немаловажный фактор, выделяемый Л.А.Божович, как причина кризисного протекания периода,  -  это запреты, накладываемые подростком на самого себя; ранее сформировавшиеся  психологические новообразования (привычки, черты характера), часто мешающие подростку достигнуть желаемого избранного им образца. Развивающаяся способность познать самого себя как личность с уникальным, присущим только ей набором качеств, порождает у подростка стремление  к самоутверждению, самовыражению наиболее ценных для подростка качеств и самовоспитанию. Депривация этих потребностей является основой подросткового кризиса. 

    Таким образом, в истории детской психологии подростковый возраст, как отдельный этап в развитии личности, выделился сравнительно недавно, на что среди прочих факторов повлияло введение всеобщего обучения, удлинившее время экономической зависимости взрослеющего человека.






    Об авторе статьи

    `
    Демидова Анжела Александровна

    Рейтинг психолога: 7 7

    Демидова Анжела Александровна

    Клинический психолог. Когинитивно-поведенческая терапия КПТ Терапия фокусированная на переносе TFP Тераgия фокусированная на сострадании CFT Терапия принятия и ответственности ACT Семейная системная психотерапия ЛГБТ, БДСМ friendly
    Город: Москва Стоимость приема: 4000 рублей
    •   Бизнес и карьера
    •   Внешность
    •   Депрессия
    •   Дети
    •   Кризисы и травмы
    •   Личность
    •   Отношения
    •   Секс
    •   Семья
    •   Страхи и фобии


    Добавить новый Комментарий



    Станьте психологом-консультантом

    Станьте психологом-консультантом

    Психолог Ракова Мария Владимировна

    Ракова Мария

    Дипломированный психолог, специализируюсь в когнитивно-поведенческом подходе, работаю со...
    Психолог Ванюшина Инна Александровна

    Ванюшина Инна

    Клинический психолог, гештальт-терапевт. Специализация «Психосоматика женского здоровья»
    Станьте психологом-консультантом

    Станьте психологом-консультантом

    Психолог Абдулхаева Лейсан Талгатовна

    Абдулхаева Лейсан

    Когнитивно-поведенческий психотерапевт Психотерапевт в области психосоматики...
    Психолог Богадевич Екатерина Леонидовна

    Богадевич Екатерина

    Клинический психолог, провожу индивидуальную терапию со взрослыми
    Психолог Ахмедова Аида Ахмедовна

    Ахмедова Аида

    НЛП практик
    Психолог Тарасова Татьяна Александровна

    Тарасова Татьяна

    Экзистенциальный психолог, групповой терапевт
    Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

    Арутюнян Анна

    Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ




    Вход для психологов

    Забыли ID или пароль?

    Забыли ID или пароль?

    🔍