articles
Формально психотерапия относится к сфере услуг, а в сфере услуг распространён маркетинговый ход, когда покупателям предлагается что-то попробовать: пробный массажный сеанс плюс к абонементу в спортзал, пробник духов или геля для душа, пробники варенья или мёда. В психотерапию также проникла подобная практика, позволяющая клиенту попробовать познакомиться с психологом на первом бесплатном сеансе-знакомстве. В связи с этой практикой возникает много организационных, технических, этических и терапевтических вопросов, которые касаются её пользы и целесообразности. В данной статье я разберу основные аргументы "за" и "против" пробных сеансов в психотерапии.
Итак, какие же аргументы можно привести "за"?
1. Пробный сеанс позволяет установить первичный контакт и понять, возможен ли он. Со стороны психолога это может быть первичная скрининг-диагностика (работает ли психолог с конкретной проблемой, либо стоит перенаправить клиента к специалисту другого профиля), а для клиента - возможность увидеть психолога в работе и понять, есть ли шанс построить человеческий контакт (взаимопонимание, беседу в одной плоскости смыслов).
2. На пробном сеансе клиент и психолог могут предупредить друг друга о своих особенностях. В переписке или при записи по телефону какие-то нюансы могут быть опущены клиентом из-за стеснения, в то время как атмосфера пробного сеанса подразумевает большую доверительность. Аналогично психолог может предложить клиенту план работы и кратко рассказать об используемых им методах, что не всегда возможно доступно изложить на своей проф. странице или при записи.
Пробный сеанс представляет собой дотерапевтический формат работы в промежуточном пространстве, когда терапия ещё не началась, но между психологом и клиентом происходит знакомство. Таким образом, этот формат ни к чему не обязывает - психолог ещё не начинает свою работу, а клиент ещё не оплачивает её, и есть пространство для того, чтобы узнать друг друга чуть лучше и договориться. Однако именно этот промежуточный и дотерапевтический формат может создать дополнительные проблемы для психотерапии в определённых подходах.
С чем же связана проблематика пробных сеансов и какие аргументы можно привести "против"?
1. Психотерапия начинается с момента знакомства с клиентом. Пробный формат подразумевает, что обсуждение терапии и попытки договориться о терапии - это ещё не терапия, однако в подходах со строгим сеттингом знакомство и первая встреча - это уже терапия. На первой встрече у клиента уже возникают определённые ожидания и переносы на психолога, а психолог на первой встрече уже работает как слушатель и диагност. Поэтому нет смысла выносить первый сеанс за пределы терапевтического пространства, да ещё и на странных условиях урезания времени и внетерапевтического формата.
2. Формат пробных сеансов слишком узок для того, чтобы по нему можно было оценить перспективы работы и эффективность психотерапии. Серьёзные изменения требуют долгих и медленных перестроек психики, поэтому для получения от психотерапии результатов требуется время, а эффект психотерапии накопителен. Исходя из такой данности, формат пробных сеансов оказывается пустой тратой времени и ресурсов. Каких-то глубинных изменений такой сеанс не даст, а время будет потрачено. Гораздо показательнее было бы, если бы клиент прошёл 5 или 10 полноценных сеансов, и по динамике мог бы понять, работает в его случае эта терапия или нет, подходит она ему или нет.
3. Проблема терапевтических отношений и их обесценивания. Для результата психотерапии очень важно, чтобы клиент и психолог могли построить отношения друг с другом вне зависимости от того, нравятся они друг другу или нет. Перенос может быть позитивным, а может быть негативным, в отношениях далеко не все моменты могут нравиться, но некоторые из них являются терапевтичными (например, сеттинг). И построение отношений также требует времени. Формат "блиц-сеансов" обесценивает этот важный аспект терапии, сводя отношения к "попробую - вдруг понравится", т.е. к их исключительно потребительскому аспекту. В таком формате клиент может бесконечно пробовать разные контакты "на вкус", но так и не решиться пойти в глубину отношений.
4. Проблема герметичности психотерапевтического пространства. В некоторых подходах к психотерапии, например, в юнгианском или психоаналитическом важно, чтобы пространство терапии было герметичным. Это означает, что в терапии чётко задаются рамки её начала, конца и формата, что позволяет структурировать взаимодействие между психологом и клиентом, распределить в нём роли и обеспечить стабильность системы. При наличии "пробных" сеансов из герметичного пространства психотерапия превращается в проходной двор. Символически это пространство становится "дырявым". Можно на короткое время в него зайти, окунуться, потом столь же легко и быстро выйти, что создаёт впечатление "сквозняка". Пробный формат не настраивает клиента на рабочий лад, а, скорее, настраивает на развлечение, что изначально формирует не очень серьёзное отношение к терапии и не способствует погружению на её глубину. Если на пробном сеансе можно начать пробно обсуждать свои проблемы в формате игры, как будто не всерьёз, коснувшись их вскользь, такой настрой может закрепиться и за всей последующей терапией.
5. Экономическая проблема. Как правило, в сферах услуг, где предлагаются пробные форматы, эти пробные форматы окупаются. Например, "подарочный" массаж, на самом деле, имплицитно входит в стоимость абонемента в спортзал, а люди, которые выполняют эти услуги, получают зарплату от организации, которая спонсирует "пробы". В случае психолога "пробы" никто не спонсирует, и получается ситуация, когда он делает их за счёт своего рабочего времени, работая эти 15-20 минут бесплатно. Если посчитать количество людей, которые могут захотеть "попробовать" терапию, но не приступить к ней, оно оказывается весьма внушительным и занимает немалую часть рабочей недели психолога. Если это никак не окупается или окупается скудно, такая ситуация приводит либо к выгоранию специалиста и снижению эффективности его работы, либо к тому, что он становится гораздо более заинтересованным в продажах, а, значит, теряет свою нейтральную терапевтическую позицию. Соответственно, вместо "знакомства" клиент на первом сеансе услышит речь о том, как важно и нужно эти услуги купить, "а вот есть пакет один, пакет другой, приобретайте сейчас, покупайте срочно" и т.д., что вряд ли будет полезно и приятно клиенту. "Бесплатное" знакомство не может быть бескорыстным, поскольку оно изначально задумывалось маркетингом как коммерческий ход, исходя из чего понятны его издержки и риски.
Подводя итоги, можно сказать, что пробный формат сеансов возможен далеко не для всех психотерапевтических подходов. С одной стороны, кажется, что этот формат удобен и отвечает запросам современности, но, с другой стороны, всё-таки психотерапия имеет отличия от других сфер услуг тем, что требует особой доверительности и глубины контакта. Установление такого контакта затруднительно на пробном сеансе, поскольку доверие требует времени и терпения. С точки зрения маркетинга, пробный сеанс может привлечь дополнительную аудиторию и повысить продажи, однако под большим вопросом остаётся готовность этой аудитории к серьёзной внутренней работе.
Исходя из изложенных выше соображений, в своей практике я не провожу пробные сеансы, однако для желающих ознакомиться со спецификой моей работы есть большое количество бесплатных материалов в свободном доступе на моей профессиональной странице (статьи, видео, лекции, заметки и т.д.).