articles
Профессиональное выгорание - это длительное и устойчивое состояние психики человека, в котором он теряет контроль над эффективностью своей работы и перестаёт получать от неё удовольствие. Это состояние может сопровождаться чувством усталости, истощения ресурсов, когда отдых после работы не приносит облегчения. В профессиях сферы "человек-человек" выгоранию сопутствуют потеря интереса к людям и чувство раздражения к ним. Например, если выгорел педагог или психолог, он может начать относиться к своим ученикам или клиентам как к объектам из-за потери способности к субъект-субъектному взаимодействию. В данной статье я разберу, с чем связаны основные причины выгорания и каким образом можно его предотвратить.
Для начала важно понять, почему выгоранию наиболее подвержены именно те люди, которые работают с другими людьми. Во-первых, работа с людьми - это всегда большой стресс. Помимо выполнения профессионального функционала, она требует личностного вовлечения человека, которое не ограничивается интеллектом или механическими действиями, но подразумевает эмоциональное включение. Все люди и ситуации разные, исходя из чего невозможно выработать универсальный рабочий алгоритм. При работе с людьми периодически могут возникать ситуации, которые не вписываются в рабочие схемы, а потому требуют гибкого и нестандартного подхода.
Во-вторых, работа с людьми подразумевает постоянную обратную связь от живых и активных субъектов, поведение которых не всегда предсказуемо, а значит, с трудом поддаётся контролю. Например, в сфере обслуживания человек может заранее прийти с плохим настроением или недовольством, и его реакция на ту или иную услугу не будет связана с ней и с тем, кто её оказывает, а будет связана с его ситуативным состоянием. И тогда, как бы хорошо ни старался человек выполнять свои рабочие обязанности, он всегда рискует столкнуться с негативной обратной связью.
В-третьих, работа с людьми требует особой этики и ответственности, поскольку её результаты могут непосредственно влиять на судьбу других людей. Например, в работе врача эта ответственность связана с тем, чтобы правильно провести диагностику и организовать лучшее для пациента лечение, от которого будет зависеть дальнейшее благополучие пациента. Ответственность, которую переживают люди в работе с другими людьми, держит их в постоянном напряжении. Ведь работа с людьми требует не только высокой концентрации и дисциплины, но и саморефлексии.
Исходя из перечисленных выше факторов, человек, работающий с другими людьми, часто переживает сильное психологическое напряжение, которое требует особой выдержки и устойчивости. Ведь в процессе этой работы он вынужден постоянно делать этические выборы, держать лицо, проявлять отзывчивость и подавлять агрессию. Вовлечение в работу всей личности при нехватке способов восполнить затрачиваемые ресурсы может привести к их истощению. И тогда человек чувствует, что контакты с людьми начинают изматывать и фрустрировать его. Ведь не все люди вокруг благодарны, не все ситуации поддаются контролю, не всегда можно эффективно помочь другим.
Как же возможно снизить риски профессионального выгорания?
Во-первых, важно внимательно наблюдать за своим состоянием, прислушиваться к своим ощущениям и эмоциям. Например, если какой-то человек раздражает, стоит понять, почему. Если от контактов возникает усталость - что именно её вызывает, на что в них тратятся силы.
Во-вторых, необходимо чётко простроить границы как в рабочих контактах, так и в сфере своей ответственности. Границы рабочих контактов зависят от специфики конкретной сферы, и важно понять, каким образом можно было бы построить их так, чтобы работа не заполняла всё время и внимание человека. Например, чётко фиксировать, когда начинается и заканчивается рабочее время, снимать с себя профессиональную роль вне работы, не брать на себя ответственность за те результаты, которые зависят от непредвиденных факторов или других людей.
В-третьих, стоит следить за организацией качественного отдыха и восполнением ресурсов. Лучший отдых - тот, который позволяет человеку переключиться, расслабиться и внутренне наполниться. В идеале это что-то, что не связано с работой и удовлетворяет иные потребности. В случае работы с людьми очень важно, чтобы вне её человек мог заботиться и о себе, ведь, как правило, работа с людьми подразумевает акцент на заботе о других.
В-четвёртых, важно поддерживать профессиональные связи и делиться собственным опытом с коллегами. Для психологов в качестве такой поддержки выступают супервизии и интервизии, где можно разобрать рабочие кейсы, проработать свои мысли и чувства по поводу них, получить обратную связь от коллег. В других профессиях это могут быть иные профессиональные объединения, где люди свободно обмениваются тем, какие трудности у них возникают в работе и как они их решают.
В целом, для профилактики выгорания в работе с людьми важно соблюдать тонкий баланс между индивидуальным и социальным, работой и отдыхом, личным и публичным, заботой о себе и заботой о других.