Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


"Пророк, дрожaщий меж полaми"



 

Международный психоаналитический журнал 2015, No 5


«Пророк, дрожaщий меж полaми»:

о декабрьском съезде испанской школы лакановского психоанализа

 

And I, Tiresias, have foresuffered all

Enacted on this same divan

Т.С. Элиот, «Бесплодная земля»

 

В начале декабря прошлого года в Мадриде прошёл XIII съезд испанской школы лакановского психоанализа (ELP), озаглавленный «Выбор пола: от нормы к изобретению», и здесь мы хотели бы вам представить небольшой обзор работ, публиковавшихся в блоге съезда. Блог этот, кстати, называется Тиресий – в честь мифического прорицателя-слепца, которому, как Орландо у Вирджинии Вульф, довелось пожить в теле как мужчины, так и женщины.

По одной из легенд он превращался в женщину и обратно целых семь раз, что позволило ему узнать обе стороны сексуальных отношений и потом – согласно ещё одному мифу – свидетельствовать, что от любовных утех женщина получает в 9 раз больше удовольствия, чем мужчина. Конечно, именем этого знатока наслаждения и эксперта в области пола блог назван не случайно: речь шла о том самом – о женском и неженском наслаждении, о несуществующих сексуальных отношениях, о смене и выборе пола и проч.

Одну из сквозных тем блога и конференции можно сформулировать так: какую позицию занимает психоанализ в отношении пола в XXI веке, в эпоху полной деконструкции самого понятия пола и всё большего разнообразия и уравнивания сексуальных практик и умножения модусов наслаждения?

С одной стороны, Лакан 70-х годов с его поворотом в сторону Реального, с идеями синтома, несуществующего Другого, наслаждения Одного и множественности Имён Отца - Лакан, утверждающий, что никто не знает, что такое мужчина и женщина, казалось бы, уводит нас примерно в ту же сторону, что и общий дискурс эпохи: к отрицанию нормы, в том числе и сексуальной, и утверждению уникальности субъекта. В этом психоанализ близок, например, квир-теории. Но в чём тогда его радикальное отличие?

Мануэль Фернандес Бланко описывает современного субъекта как того, кто отказывается определять себя господствующим дискурсом, кто старается сам создать себе означающее, выбрать свой модус наслаждения и исходя из него строить свою идентичность. Это субъект, не вписывающийся в старые бинарные схемы пола и, по сути, отрицающий саму идею полового различия. Это субъект, провозглашающий полную свободу выбора.

Эта борьба за свободу выбора по сути лежит в плоскости идентификаций и видимостей, в пространстве Символического и Воображаемого. Здесь выбор вполне возможен: здесь можно быть гетеро- и гомосексуалом, геем, трансгендером, транссексуалом, асексуалом – кем угодно, благо вариантов с каждым днём предлагается всё больше. Можно менять имя, одежду, паспортный пол. Однако этот дискурс совершенно игнорирует плоскость Реального, а именно здесь и лежит развилка гендерных теорий с психоанализом, говорит Бланко.

Для аналитика половое различие безусловно существует. Коренится оно не в анатомии, не в выборе объекта, не в идентификациях и не в структуре фантазма, а в позиции, которую субъект занимает в отношении наслаждения, фаллического и нет. И на этом уровне свободы выбора нет никакой: вхождение в сексуальность это по определению травматический опыт, и субъект навсегда остаётся отмечен этой встречей с Реальным и несёт записанными в себе неистребимые следы наслаждения, следы буквы – в теле.

Если, как говорил Лакан, «наслаждение – это страница, отсутствующая в философии», то, по словам Бланко, «клиника – это страница, отсутствующая в квир-теории». А клиника показывает, что в сфере наслаждения действуют фиксация и повторение, а отнюдь не выбор. «Анализ идёт дальше, потому что ориентирован на то странное, абсолютно уникальное, что есть в субъекте – на его сингулярное наслаждение, которое невозможно ни с кем разделить».

Здесь возникает парадокс нашей культуры, отмечает Иван Руис: вроде бы мы идём по пути уникальности каждого субъекта и именно во имя этого требуем нормализации альтернативных идентичностей и уравнивания их в правах с традиционными (тут можно вспомнить борьбу за гомосексуальные браки и усыновление детей). Но в итоге в законе вводится новая, пусть и расширенная, норма, вновь претендующая на то, чтобы регулировать сексуальные отношения и распределение наслаждения, и всеобщее уравнение всего стирает различие – то есть то самое радикально другое, уникальное, что есть в субъекте.

Висенте Паломера указывает на проблемы со свободой также и в выборе объекта. Описанный Фрейдом случай пациента, для которого видеть «блеск на носу» (Glanz auf der Nase) женщины было условием возможности сексуального наслаждения с ней, показывает, как выбор объекта может зависеть от означающего, появившегося в результате случайной встречи с сексуальностью и занявшего место по определению отсутствующего означающего сексуальных отношений. Так lalangue определяет сексуальность субъекта и однажды записанный способ наслаждения в повторении воспроизводит сам себя – через субъекта и помимо него.

В качестве шутки можно также упомянуть, что Микель Бассольс говорил об умножении полов в современных гендерных исследованиях: есть авторы, которые предлагают выделять 6 полов, а есть и те, кто насчитывает их 8. При этом, как сказал Бассольс, «Фрейдовское бессознательное не знает даже двух полов. Оно умеет считать только до одного, или в лучшем случае по одному. Для него есть только одно либидо – мужское, и только один символ сексуальности – фаллос».

Это и есть принцип означивания сексуальности, в котором при этом не может быть записана разница полов (и уж тем более их отношения).  И это «один» - это тот самый лакановский Один, об одиноком, не включающем Другого наслаждении которого мы говорили. Вместе со своим пре-фаллическим, до-фантазматическим (а)сексуальным объектом, находящимся вне фаллического означивания и сосредотачивающим в себе наслаждение тела, этот Один и образует синтом…

Другая интересная тема, много раз звучавшая в блоге и на съезде, это отношение между окончанием анализа и «женским» наслаждением. В частности этому посвятила свой текст Арасели Фуэнтес. С её точки зрения – и с точки зрения Эстелы Солано – окончание анализа будет различаться для субъекта, целиком находящегося внутри фаллической логики «всего», и субъекта, находящегося в ней не целиком и причастного логике «не-всего».

Для обоих окончание анализа проходит по пути синтома, наслаждения Одного, которое является наслаждением фаллическим. Но для второго субъекта существует ещё и дополнительное, женское наслаждение. Синтом и наслаждение, с ним сопряжённое, легче даются анализу, чем другое наслаждение, не знающее слов и превосходящее наслаждение синтома. Буква синтома связывает знак и наслаждение в теле, но она не касается другого наслаждения, и таким образом для «не-всего» субъекта выход из анализа будет предположительно проблематичнее, ему нужно будет проделать дополнительный шаг. По свидетельствам Арасели Фуэнтес и Эстелы Солано, для них этот шаг был связан  с необходимостью не только пройти логику «всего» и исключения (место которого и занимает истерический субъект), но и выйти за её пределы и исследовать логику «не-всего», где нет исключений.

Кроме того, женское наслаждение всегда отсылает к Другому, и оно также проблематизирует исход анализа с точки зрения прихода к Одному синтома и утверждению не-существования Другого. Потому что для «не-всего» субъекта Дугой всегда существует чуть больше, чем для того, кто целиком укоренён в логике Одного.

При этом ещё одно не-существование, с которым нужно столкнуться в анализе, - это не-существование женщины, La femme, и здесь как субъекту, занимающему мужскую позицию, так и женскую, нужно будет, по словам Патрика Монрибо, «сконстуировать une femme». А это предполагает, в свою очередь, создать любовь, которая была бы, как говорил Лакан, немного более цивилизованной, более боромеевой и менее эдипальной, не избегающей Реального. Для этого нужно «быть нацеленным на изобретение знания о женском наслаждении, которое включало бы Реальное и стремилось бы не закрыть его собой, но скорее очертить его границы». Это же для субъекта в мужской позиции включает «де-фетишизацию» объекта любви: в описанном случае на место объекта-фетиша приходит извлечённый из поля Другого и присвоенный субъектом объект-причина-желания.

Но нужно быть не меньше, чем Тиресием, чтобы так уверенно и в таких подробностях говорить о женском наслаждении, поэтому перейдём к следующей теме, которую нам захотелось включить в этот обзор в том числе и по соображениям, связанным с нынешней ситуацией в России. Так вот, интересный вопрос поднял уже упомянутый Иван Руис: он представил работу о гомосексуальных парах с детьми. По мнению автора, беспокойство, что гомосексуальная пара не способна ввести ребёнка в мир сексуальных различий, совершенно не обосновано.

Он утверждает, что, поскольку сексуальных отношений не существует (в том смысле, что нет взаимного соответствия между модусами наслаждения вовлечённых в них партнёров, независимо от их пола), любая пара вполне олицетворяет собой «остаточную функцию» различия полов и идею гетерогенности Другого. «Гомо-родителей» в некотором смысле не существует. Нельзя записать формулу сексуальных отношений мужчины и женщины, точно так же не может быть записана и формула отношений двух женщин или двух мужчин. То есть любая пара родителей может ввести ребёнка в мир символических различий и передать ему главное - нехватку знания о загадке сексуальных отношений и «рождения говорящего субъекта в Реальном».

Что тогда остаётся от Эдипа? Необходимость кастрации, отвечает автор, а для этого нужно, чтобы присутствовали две функции: условно отцовская, олицетворяющая «авторитет, не отсылающий ни к каким гарантиям, помимо слова», и условно материнская, воплощающая желание. В конечном итоге для каждого субъекта семья – это «изобретение, противоречащее норме, построенное исходя из неё для того, чтобы выйти за её пределы».

На этом, в полном соответствии с логикой «не-всего», столь необходимой там, где речь идёт о сексуальных отношениях и женском наслаждении, мы обрываем наше повествование, потому что конференция с такой темой не может быть описана сколько-нибудь исчерпывающе. Надеемся, что в какой-то степени нам удалось осуществить замысел, заявленный в эпиграфе, и положить Тиресия – «пророка, дрожащего меж полами» – на аналитическую кушетку.

Арсений Максимов



Цитата из русского перевода «Бесплодной земли» Т.С. Элиота

И я, Тиресий, уже испытал всё, что разыгрывается на этой кушетке.

Entrevista a Manuel Fernandez Blanco. Marta Maside

La homoparentalidad: entre la norma y la invención. Iván Ruiz

Sobre la invención del objeto sexual. Vicente Palomera

 

El objeto (a)sexuado. Miquel Bassols

Posición sexual y fin de análisis. Araceli Fuentes

Serrer l´objet. Patrick Monribot (неиздано)

La homoparentalidad: entre la norma y la invención. Iván Ruiz

 

 






Об авторе статьи

`
Арсений Максимов

Рейтинг психолога: 7 7

Арсений Максимов

психолог, психоаналитик (лакановский психоанализ)
Город: Барселона Стоимость приема: 4000 рублей
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья
  •   Сновидения
  •   Страхи и фобии
  •   Стресс


Добавить новый Комментарий


Психолог Сокира Оксана Анатольевна
Консультация по Skype

Сокира Оксана

Психолог, гештальт терапевт, расстановщик
Психолог Мустакимова Александра Михайловна

Мустакимова Александра

Аналитический психолог
Психолог Головлева Дарина Александровна

Головлева Дарина

Психолог, семейный психолог, личностный психолог, психосомат
Психолог Макарова Ольга Николаевна
Консультация по Skype

Макарова Ольга

Дипломированный личностный психолог. Провожу индивидуальные сессии.
Психолог Куцевалова Ольга
Консультация по Skype

Куцевалова Ольга

ПРАКТИКУЮЩИЙ ПСИХОЛОГ - ЛОГОТЕРАПЕВТ( смыслоориентированный психотерапевт) Оказываю...
Психолог Мустафин Руслан
Консультация по Skype

Мустафин Руслан

Психолог гуманистической направленности. Индивидуальное консультирование взрослых.
Психолог Амосова Екатерина Павловна
Консультация по Skype

Амосова Екатерина

Телесно-ориентированный психотерапевт, практический психолог, трансперсональный психолог,...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍