На протяжении всей жизни человек растет, развивается, осваивает новые области знаний, приобретает необходимые умения, строит отношения с другими. Каждый из нас неповторим и уникален. Но что лежит в основе нашей индивидуальности? Из каких кирпичиков формируется наша личность?
Ответ на эти вопросы может не только удовлетворить наше любопытство, но и помочь в повседневной жизни. Мы можем воздействовать на большинство психических процессов, например, тренировать внимание и память. Но такие тренировки нелегки и требуют сознательных волевых усилий. Гораздо легче организовывать свою жизнь, опираясь на знания об устройстве наших психических процессов. Например, владея информацией о свойствах памяти можно сократить время, затрачиваемое на усвоение нового материала и повысить эффективность запоминания.
А как насчет других процессов? При обучении скорость приобретения навыков зависит от свойств личности обучаемого: внимания, памяти, мышления и воображения. Чтобы разбираться в выбранной области необходимо приобретать новые умения. Профессионал опирается на готовые решения, наработанные другими, в совершенстве разбирается во всем многообразии необходимых для работы методик, в курсе последних достижений в своей области. Мастер вырабатывает собственные способы и методы работы. На всех трех ступенях – обучение, профессионализм, мастерство – человек сталкивается с необходимостью осваивать новую информацию, вырабатывать новые умения, реагировать на изменения. Чтобы всегда оставаться «в форме» нужно заботиться о себе, использовать свои способности наиболее эффективно.
Что касается отношений с другими людьми – знание устройства психологических защит существенно бережет нервы при общении с окружающими и позволяет лучше понимать себя. Например, что это не «виноград кислый», а «я не могу дотянуться». Действие психологических защит основано на все тех же психических процессах, о которых речь пойдет далее.
К высшим психическим процессам относят: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, эмоции и речь. Все они имеют ряд общих черт. Самой главной из которых является то, что сам психический процесс и его результат отнесены к разным предметам: первый – к органу, в котором происходит; второй – к внешним объектам, никак с этим органом не связанным.
Например, результаты восприятия какого-либо предмета можно описать только через свойства этого предмета: цвет, величину, объем, твердость и т.п.; результаты мышления – в признаках объектов, связи между которыми оно отражает; эмоции – в отношении к событиям, их вызвавших.
Другая важная особенность – мы не ощущаем физиологические компоненты психических процессов. Т.е. нам доступен только результат деятельности психики – кофта зеленая, камень тяжелый, дождь холодный, а те изменения, которые произошли в работе центральной нервной системы для обеспечения нужного результата, нами совершенно не воспринимаются. Возникает противоречие: мы ощущаем свойства вещей, находящихся вовне, а то, что происходит внутри нас, в нашем мозгу, не чувствуем.
Однако самое удивительное свойство высших психических процессов – «спонтанная активность» (Л. М. Веккер). Начиная от самых простых действий и до проявлений разумности и нравственности, психическая активность напрямую не зависит ни от физиологии организма, ни от внешних влияний. Говоря проще, одно и то же событие вызовет у разных людей разную реакцию и сказать заранее, как отреагирует человек на что-то с полной уверенностью нельзя. В отсутствии жестко предзаданной во всех деталях и фиксированной программы действий и заключается принцип свободы высших психических процессов.
Однако и тут есть «ложка дегтя». Проводившиеся за однояйцевыми близнецами многолетние наблюдения показали, что судьба их во многом совпадала, даже если они были разделены в раннем детстве. Известна история жизни пары близнецов, разделенных при рождении – один из них остался с матерью во Франции, а другой уехал с отцом в Америку. О том, что у него есть брат, ни один из них не знал до 50 лет. При этом оба обнаружили способности к физике и математике, занимались похожими видами спорта, стали инженерами-электриками, всю жизнь увлекались коллекционированием марок. Женились оба в 24 года, в 25 лет каждый из них стал отцом, в 29 у обоих родилось по второму ребенку. В 49 заболели туберкулезом и умерли практически одновременно, когда им было по 59 лет.
Есть еще много подобных примеров. Отец Иоганна Себастьяна Баха не отличался от своего брата-близнеца даже в музыке – они могли сменить друг друга в антракте концерта и никто не замечал разницы.
Однояйцевые близнецы часто видят одни и те же сны, делают одинаковые грамматические ошибки, если заболевает один, то скоро заболеет и другой, даже если они живут в разной местности. Сходство между разнояйцевыми близнецами гораздо менее выражено. Так, разница в продолжительности жизни у первых около 3-х лет, а у вторых – более 12-ти.
Эти и множество других наблюдений говорят в пользу существования врожденных задатков не только физических особенностей, но и психологических свойств. Что ставит перед нами вопрос о том, развиваются ли вообще психические процессы в течение человеческой жизни или просто последовательно проявляются наследственно заданные качества? Существуют различные мнения. Представители гештальт-психологии считают, что психические процессы в течение жизни не развиваются, а последовательно проявляются. При такой точке зрения вопрос о формировании способностей у детей даже не ставится, речь идет только о выявлении того, что было унаследовано ребенком.
Учеными другого направления, основоположником которого является Жан Пиаже, было обосновано в ходе многочисленных экспериментов и наблюдений, что есть и прижизненное развитие высших психических функций, однако они ограничивают этот процесс подростковым возрастом, когда заканчивается морфологическое созревание организма.
Однако отечественные ученые, продолжатели идей Л.С. Выготского, разработали другую концепцию, согласно которой развитие психических функций продолжается всю жизнь, не отрицая того, что оно связано и с наследственностью и с влиянием среды, в которой человек живет с рождения. Но каким образом такое возможно – продолжение развития, когда физиологически все уже завершено? А.А. Ухтомский ответил и на этот вопрос, предложив идею о функциональных органах, которые формируются при обучении. Когда навык нарабатывается, разные центры в нервной системе работают слаженно и между ними образуются связи. Чем больше тренировок, тем быстрее проходят нервные импульсы между этими центрами – скорость действий увеличивается. В итоге, образуются прочные и легко проходимые связи между всеми участниками системы, что позволяет ей функционировать как единому целому. Это сравнимо с постройкой дороги – представьте, с какой скоростью можно ездить по сельской дороге? А если переделать ее в скоростное шоссе? И даже если долго не пользоваться какими-то путями, то возможность «проехать» по ним остается в течение продолжительного времени. К примеру, люди, потерявшие зрение, не утрачивают способность представлять предметы, которые они ощупывают, зрительно долгие годы.
Отечественный подход позволяет нам не опускать руки в ситуации, когда у нас нет тех способностей, которые хотелось бы приобрести, даже если самый благоприятный возраст для их формирования упущен. Но, конечно, не стоит забывать про наследуемые задатки. Также, будет уместно задуматься о том, что зачастую в нашем обществе несправедливо относятся к старости, как к возрасту, когда основной пик мыслительной активности уже позади.
Возвращаясь к высшим психическим процессам, обратимся к общим моментам в их развитии: погружению, свертыванию и произвольности.
Лучше всего развитие высших психических функций видно, если понаблюдать за ребенком. Вначале он вынужден реализовывать каждое побуждение двигательно, чтобы решить стоящую перед ним задачу. Его действия развернуты и содержат большое количество видимых компонентов. Постепенно они видоизменяются: качественно преобразуются и действий становится меньше. Этот процесс называют свертыванием. Если заглянуть в энциклопедию и прочитать статью про формирование зрения, то мы увидим, что глаз ребенка для распознавания увиденного совершает множество хаотичных микродвижений, глаз взрослого делает гораздо меньше микродвижений, ориентируя их, в основном, по контуру рассматриваемого предмета.
А.В. Запорожец и его коллеги показали, что подобный путь развития характерен и для сознательно разучиваемых движений в любом возрасте. Вначале необходима развернутая последовательность действий, контроль над каждой мышцей. В результате свертывания движения постепенно становятся плавными и экономными, а контроль остается только общий.
Погружение – исчезновение внешних действий и превращение их в мыслительные. Например, когда ребенок учится считать, он вначале использует палочки и пальцы рук, потом ему достаточно движения взгляда, и только затем он учится считать «в уме». Если ребенку, который умеет считать только на пальцах, запретить двигать руками, он не сможет ничего посчитать.
Принцип погружения дает возможность действовать в воображении. Спортсменам давно известны т.н. «виртуальные тренировки» – мысленное выполнение реальных действий. Если спортсмен перед сложным упражнением выполнит его мысленно, то результат будет лучше. Многие спортсмены после воображаемых тренировок чувствуют практически такую же усталость, как если бы тренировались в реальности, что говорит о том, что внутренние усилия предполагают соответствующую активность и затраты сил и энергии. А переживания и страдания, вне зависимости от того, что их вызвало – вполне реальные переживания.
Итак, протекающие открыто медленные действия постепенно преобразуются в молниеносные мыслительные операции.
Произвольность – важная общая черта психических функций. Человек может управлять своим поведением благодаря умению разорвать связку стимул – реакция и вставить туда еще одно звено. Получается стимул – психологическое орудие – реакция. Применение психологических орудий позволило человеку перестраивать свою психическую деятельность так же, как применение орудий труда дало новые возможности для внешних действий. Примерами психологических орудий служат язык, счет, алгебраические символы.
Овладение знаком осуществляется в несколько этапов. Вначале он нужен для понимания других и общения с ними. Затем он становится внешним средством управления своими психическими процессами. И только потом происходит превращение внешнего знака во внутреннюю структуру мышления. Возьмем речь. Даже если не обращаться к детскому опыту, можно вспомнить, как происходит обучение иностранному языку. Вначале идет заучивание слов, потом становится возможным общение, а в какой-то момент можно поймать себя на том, что начал думать на другом языке.
Человек может использовать искусственно созданные стимулы, не имеющие прямой связи с ситуацией. Всем знакома такая простая вещь, как жребий – возможность определить свою реакцию, при помощи искусственного стимула, не имеющего отношения к ситуации. На определенном этапе развития человечества жребий стал началом активного изменения человеком ситуации. С тех же времен используется и узелковое письмо. Завязывая узелок на память, человек строит процесс запоминания, заставляя внешний предмет (узелок), напоминать себе о чем-то (например, не забыть взять ключи), как бы вынося процесс запоминания наружу, превращая его во внешнюю деятельность.
При произвольном запоминании человек между объектом и реакцией на него вводит знак (тот же узелок), позволяющий изменять направление процесса. Мышление также носит опосредованный характер (промежуточное звено между событием и действием). Именно введение еще одного звена, знака позволяет человеку управлять своим поведением.
Все высшие психические процессы развиваются из наследственных задатков и проходят стадии, начиная от развернутых внешних действий к погружению и свертыванию, помимо этого, они могут быть произвольными, в соответствии с желанием человека. Роль знака (речи) заключается не только в овладении своим поведением через произвольность, но и в приобщении к человеческой культуре. Благодаря знакам происходит качественная перестройка психических процессов, расширяя возможности человека.