articles
Итак, Зачем? Ну, тут все просто. Жизнь без стрессовых ситуаций невозможна, с этим придется смириться. Но, чтобы сохранять психологическую устойчивость и здоровье важно научиться не "залипать" в стрессовой ситуации, а уметь вернуть себе спокойствие, чтобы затем разобраться в сложившейся ситуации, используя свой рациональный ум, а не эмоции.
На своих тренингах я много рассказываю о состояниях, в которые мы попадаем, когда активируются наши защитно-оборонительные реакции ВНС - Бей, Беги, Замри. В этих состояниях нашими действиями управляют архаичные рефлексы выживания, тогда как наш рациональный ум обесточен.
Спокойствие помогает переключить нервную систему в режим, когда наша потребность обороняться снижается и мы получаем доступ к своим знаниям и жизненному опыту, хранящемуся в рациональном уме, а значит и качество совершенных действий и принятых решений будет намного выше.
Ответ на этот вопрос вытекает из предыдущего. Тогда, когда включаются наши защитно-оборонительные реакции. Чтобы научиться их точно отслеживать нужна предварительная работа, например, по составлению словесных описаний состояний, которые у вас включают защитно-оборонительные реакции.
Про то, как важно уметь описывать словами свои состояния, чтобы снижать свой общий уровень тревоги и уметь быстрее восстанавливаться, я расскажу вам в одной из своих следующих статей, в реальной же жизни начинать нужно с другого.
Нужно тренировать навык замечать, когда вы переключаетесь в защитно-оборонительное поведение. Именно в этот момент помощь себе будет максимально эффективна и поможет быстро восстановиться. В такой момент можно спросить себя: "Что со мной сейчас происходит?" Если вы не можете сформулировать внятный ответ, будьте уверены, вы под властью защитных рефлексов. Если можете - здорово, потому что есть доступ к вашему рациональному уму, что очень помогает при стрессе.
То, что воспринимается угрозой для психологического и физического здоровья человека, будет являться триггером. И главная фишка в том, что срабатывает именно субъективное восприятие чего-то как угрозы. Этот факт нас адресует к нашему жизненному опыту, включая обширный детский опыт, наполненный ощущением зависимости, включая телесный опыт, хранящийся только на уровне ощущений.
Возникновение психологического стресса также сильно связано еще и с тем какие у человека представления о своих ресурсах, ведь, действительно, в детстве их набор довольно ограничен. Если человек вырастая остается с детскими представлениями о своих ресурсах, то попадает в стресс гораздо чаще. Почему?
Однако в целом, намерения эволюции благие, так как стрессовая реакция запускается именно для того, чтобы человек мог обратиться к свои ресурсам и помочь себе с их помощью приспособиться. Это удобный случай, чтобы пересматривать свои представления о собственных ресурсах, а также набраться опыта успешно справляться с возникающими ситуациями. Если родители в свое время адекватно оценивали ресурсы ребенка и помогали только там, где ребенок не мог объективно справиться самостоятельно, то это и заложило основу объективного взгляда на себя и свои ресурсы. Если - нет, то с этой задачей вполне можно разобраться во взрослом возрасте.
Таким образом, понимая, как развивается стрессовая реакция и что ее провоцирует, а также осознав в какой-то момент времени, что у вас развивается стрессовая реакция, вы фактически можете что-то для себя сделать.
Что делать, если я обнаружил себя в стрессе. Глобально, вы можете сделать 2 вещи:
Начну с Отреагирования. Этот понятие ввел Вильгельм Райх - отец телесно-ориентированной психотерапии. Методологию работы с телом, которую он создал в начале XX века, он так и назвал - Вегетотерапия, недвусмысленно адресуя нас к работе вегетативной нервной системы.
Но тут важно знать, что В. Райх работал с "застрявшим" напряжением, поэтому отреагирование главным образом подходит для напряженных состояний, состояний сдерживания. Сдерживания злости, раздражения, слез, плача, горя и тп. Но! и сильной радости, приятного волнения и других чрезмерных положительных или отрицательных реакций, которые по тем или иным причинам не нашли своего выхода.
Здесь мы работаем с проявлением и усилением возникших импульсов. Это очень удобно делать через голос и телесную работу, работая с напряжением - гипертонусом. Как правило, если этот способ вам подходит, то для ситуативного напряжения он работает довольно быстро. Но даже если вам удается таким образом сбросить напряжение — это только полпути, так как для того, чтобы эффективно справиться с возникшей ситуацией, нам нужна энергия и, не побоюсь этого слова, вдохновение. Вдохновение помогает обратиться к своим ресурсам и творчески их использовать.
Поэтому второй ряд техник — это техники, которые купируют развитие физиологической стрессовой реакции и направлены на возвращение нас в ресурсное состояние. Они базируются на современном знании физиологии стресса и задействуют ее. К такого рода техникам относятся телесные техники, дыхательные техники, мягкие голосовые, а также медитации и техники осознанности. Именно они сейчас чаще используются в практике, так как хорошо зарекомендовали себя в работе с клиентами.
Всегда важно помнить, что в этой работе наша задача не только остановить стресс, но и вернуть человеку продуктивное состояние сознания. Часто это неразрывно связано с задачей личностного развития, трансформации ваших способов саморегуляции и реагирования на стресс.
Здесь важен ваш творческий подход и практика. Многое будет зависеть от ситуации, в которой вы оказались, от того насколько сильно она вас задевает. Но чем больше вы практикуетесь, тем быстрее ваши нервная система научается успокаиваться, и вы сможете от дней переживаний перейти к минутам.
По-моему опыту, по началу сложно вспомнить про какие бы то ни было техники и вопросы, тогда важно проделывать эту работу в тот момент, когда вы о ней вспомните. Пожалуй, это главное условие.
И главное помните! Все время, которое вы посвятите тренировке этого навыка окупиться, и тогда вы вдруг обнаружите, что легко узнаете момент, когда вы переключаетесь в оборону, можете вспомнить про техники, которые могут вам помочь, и даже применить одну из них.