articles Психологическая аптечка. Зачем, Когда, Что и Как использовать?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Психологическая аптечка. Зачем, Когда, Что и Как использовать?



В этой статье речь пойдет о Психологической Аптечке. Мы с вами поговорим о том: Зачем, Когда, Что и Как делать, если возникло желание как-то себе помочь в стрессовой ситуации.

Я расскажу о том, какие есть техники на этот случай, а также о том, почему они работают и что определяет их эффективность. Это даст вам некоторое представление, а, возможно, и идеи о том, что вы уже умеете и могли бы для себя делать в стрессе.
В конце статьи также будет информация о том, что можно сделать, если есть желание попрактиковаться. 

Зачем учиться справляться со стрессовой ситуацией?

Итак, Зачем? Ну, тут все просто. Жизнь без стрессовых ситуаций невозможна, с этим придется смириться. Но, чтобы сохранять психологическую устойчивость и здоровье важно научиться не "залипать" в стрессовой ситуации, а уметь вернуть себе спокойствие, чтобы затем разобраться в сложившейся ситуации, используя свой рациональный ум, а не эмоции.

На своих тренингах я много рассказываю о состояниях, в которые мы попадаем, когда активируются наши защитно-оборонительные реакции ВНС - Бей, Беги, Замри. В этих состояниях нашими действиями управляют архаичные рефлексы выживания, тогда как наш рациональный ум обесточен.

Спокойствие помогает переключить нервную систему в режим, когда наша потребность обороняться снижается и мы получаем доступ к своим знаниям и жизненному опыту, хранящемуся в рациональном уме, а значит и качество совершенных действий и принятых решений будет намного выше.

Когда применять техники работы со стрессовым состоянием?

Ответ на этот вопрос вытекает из предыдущего. Тогда, когда включаются наши защитно-оборонительные реакции. Чтобы научиться их точно отслеживать нужна предварительная работа, например, по составлению словесных описаний состояний, которые у вас включают защитно-оборонительные реакции.

Про то, как важно уметь описывать словами свои состояния, чтобы снижать свой общий уровень тревоги и уметь быстрее восстанавливаться, я расскажу вам в одной из своих следующих статей, в реальной же жизни начинать нужно с другого.

Нужно тренировать навык замечать, когда вы переключаетесь в защитно-оборонительное поведение. Именно в этот момент помощь себе будет максимально эффективна и поможет быстро восстановиться. В такой момент можно спросить себя: "Что со мной сейчас происходит?" Если вы не можете сформулировать внятный ответ, будьте уверены, вы под властью защитных рефлексов. Если можете - здорово, потому что есть доступ к вашему рациональному уму, что очень помогает при стрессе.

По своей структуре, стрессовую реакцию можно условно разделить на 3 стадии:

1. Срабатывает триггер, который запускает защитно-оборонительную реакцию, которая в теле реализуется в виде включения биохимического алгоритма. В ходе нее вырабатываются гормоны стресса, которые попадая в кровоток и ткани начинают менять наше физическое состояние.

2. Параллельно с телесной реакцией разворачивается и эмоциональная. Мы можем попасть в состояние БЕЙ, БЕГИ, ЗАМРИ. По "мнению" тела именно оно должно нам помочь спастись.

3. И дальше, согласно задумке эволюции, мы что-то делаем, что помогает нам "успокоить" внутреннее "возмущение", вызванное триггером. Когда такое действительно происходит, наше состояние нормализуется и телесно и эмоционально.

Что делает раздражитель триггером, а что нет?

То, что воспринимается угрозой для психологического и физического здоровья человека, будет являться триггером. И главная фишка в том, что срабатывает именно субъективное восприятие чего-то как угрозы. Этот факт нас адресует к нашему жизненному опыту, включая обширный детский опыт, наполненный ощущением зависимости, включая телесный опыт, хранящийся только на уровне ощущений.

Возникновение психологического стресса также сильно связано еще и с тем какие у человека представления о своих ресурсах, ведь, действительно, в детстве их набор довольно ограничен. Если человек вырастая остается с детскими представлениями о своих ресурсах, то попадает в стресс гораздо чаще. Почему? 

  • Представление, занижающее ресурсы и возможности человека, делает его беспомощным даже в тех случаях, когда он вполне может справиться с ситуацией самостоятельно. В результате работает цепочка: ситуация -> испуг -> чувство беспомощности -> замирание
  • Но и обратная ситуация не лучше. Если в своих представлениях человек склонен завышать ожидания к себе, а на деле не обладает достаточным опытом, знаниями, ресурсами и силой, то это приводит к тому же результату, только цепочка тут будет немного другая: ситуация -> активация (мобилизация) -> активные действия -> чувство беспомощности -> замирание. При этом переход активация -> действия может "зацикливаться".
    Про состояние Замирания. Если в двух словах, то это состояние, когда эмоции притупляются, нет идей, что предпринять дальше - творческая энергия как будто застывает, нет сил даже на привычные действия, а не только на то, чтобы продолжить искать выход.
  • И третья важная вещь. Неадекватное представление о своих ресурсах приводит к частым ошибкам в поведении, а тут по принципу "вода камень точит" - чем больше ошибок, тем глубже раскол между объективной реальностью и представлением о ней. Образно говоря, количество шишек на лбу от похода по граблям может привести к сотрясению мозга.

Однако в целом, намерения эволюции благие, так как стрессовая реакция запускается именно для того, чтобы человек мог обратиться к свои ресурсам и помочь себе с их помощью приспособиться.  Это удобный случай, чтобы пересматривать свои представления о собственных ресурсах, а также набраться опыта успешно справляться с возникающими ситуациями. Если родители в свое время адекватно оценивали ресурсы ребенка и помогали только там, где ребенок не мог объективно справиться самостоятельно, то это и заложило основу объективного взгляда на себя и свои ресурсы. Если - нет, то с этой задачей вполне можно разобраться во взрослом возрасте.

Таким образом, понимая, как развивается стрессовая реакция и что ее провоцирует, а также осознав в какой-то момент времени, что у вас развивается стрессовая реакция, вы фактически можете что-то для себя сделать. 

И что же именно можно сделать в стрессовой ситуации?

Что делать, если я обнаружил себя в стрессе. Глобально, вы можете сделать 2 вещи:

  • Определенным образом не дать стрессовой реакции разворачиваться и набрать обороты, двигаясь к кульминации
  • Или, наоборот, помочь ей безопасным для себя и окружающих образом развернуться и отреагировать возникающие чувства и телесные ощущения.

Начну с Отреагирования. Этот понятие ввел Вильгельм Райх - отец телесно-ориентированной психотерапии. Методологию работы с телом, которую он создал в начале XX века, он так и назвал - Вегетотерапия, недвусмысленно адресуя нас к работе вегетативной нервной системы.

Но тут важно знать, что В. Райх работал с "застрявшим" напряжением, поэтому отреагирование главным образом подходит для напряженных состояний, состояний сдерживания. Сдерживания злости, раздражения, слез, плача, горя и тп. Но! и сильной радости, приятного волнения и других чрезмерных положительных или отрицательных реакций, которые по тем или иным причинам не нашли своего выхода.

Здесь мы работаем с проявлением и усилением возникших импульсов. Это очень удобно делать через голос и телесную работу, работая с напряжением - гипертонусом. Как правило, если этот способ вам подходит, то для ситуативного напряжения он работает довольно быстро. Но даже если вам удается таким образом сбросить напряжение — это только полпути, так как для того, чтобы эффективно справиться с возникшей ситуацией, нам нужна энергия и, не побоюсь этого слова, вдохновение. Вдохновение помогает обратиться к своим ресурсам и творчески их использовать.

Современные направления телесно-ориентированной психотерапии идут дальше, направляя человека к первичному ядерному уровню ощущений, то есть к контакту с чувствами радости, надежды, благополучия, удовольствия жить. Именно такой контакт дает энергию для реальных изменений, для исцеления — физического, психического и духовного, для контакта с новыми источниками внутренней поддержки. Именно такое состояние в психологии часто называют ресурсным.

Поэтому второй ряд техник — это техники, которые купируют развитие физиологической стрессовой реакции и направлены на возвращение нас в ресурсное состояние. Они базируются на современном знании физиологии стресса и задействуют ее. К такого рода техникам относятся телесные техники, дыхательные техники, мягкие голосовые, а также медитации и техники осознанности. Именно они сейчас чаще используются в практике, так как хорошо зарекомендовали себя в работе с клиентами.

Всегда важно помнить, что в этой работе наша задача не только остановить стресс, но и вернуть человеку продуктивное состояние сознания. Часто это неразрывно связано с задачей личностного развития, трансформации ваших способов саморегуляции и реагирования на стресс.

Тогда человек сможет не только справляться со стрессовыми ситуациями, но и:
  ✴️ быть психологически гибким
  ✴️ уметь позаботиться о близких людях не жертвуя собой
  ✴️ сохранять свое здоровье
  ✴️ умело использовать свои ресурсы
  ✴️ видеть возможности, которые предоставляет стрессовая ситуация
  ✴️ уметь хорошо вписываться в свое социальное окружение.

Как применять техники, нормализующие ваше состояние?

Здесь важен ваш творческий подход и практика. Многое будет зависеть от ситуации, в которой вы оказались, от того насколько сильно она вас задевает. Но чем больше вы практикуетесь, тем быстрее ваши нервная система научается успокаиваться, и вы сможете от дней переживаний перейти к минутам. 

По-моему опыту, по началу сложно вспомнить про какие бы то ни было техники и вопросы, тогда важно проделывать эту работу в тот момент, когда вы о ней вспомните. Пожалуй, это главное условие. 

И главное помните! Все время, которое вы посвятите тренировке этого навыка окупиться, и тогда вы вдруг обнаружите, что легко узнаете момент, когда вы переключаетесь в оборону, можете вспомнить про техники, которые могут вам помочь, и даже применить одну из них.







Об авторе статьи

`
Борисевич Ирина Владимировна

Рейтинг психолога: 10 10

Борисевич Ирина Владимировна

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и гипнотерапевт, НЛП Мастер, МВА, автор и ведущая групповых тренингов, певица и автор песен.
Город: Москва Стоимость приема: 3000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Сновидения
  •   Страхи и фобии


Добавить новый Комментарий


Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍