articles Психологические особенности восприятия цифровизации обучения
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Психологические особенности восприятия цифровизации обучения



 

 

Современная система образования стремительно меняется в соответствии с запросом времени.  Сегодня для получения знания у обучаемого уже нет необходимости посещать привычные формы обучения в виде аудиторных занятий. Вместо этого все чаще используются различные онлайн курсы и вебинары, которые можно получить дистанционно.

Высшие учебные заведения города и страны быстро переходят на цифровизацию учебных дисциплин.

Какие тренды и тенденции наметились в сфере дистанционного образования? Какие психологические особенности восприятия и реагирования сопровождают данный процесс?

В своем докладе «МООК – технологии в on-line обучении: прогнозы, результаты, проблемы, инновации» доцент ЛЭТИ А.С.Чирцов обозначил складывающиеся тенденции on-line образования:

1) Гипер-популярность МООК-курсов, нарастающая на фоне укрепления Интернет-культуры;

2) Падение привлекательности фундаментального образования;

3) Экономический кризис, ориентирующий распределителей ресурсов на оптимизацию расходов в областях, не обеспечивающих быстрой окупаемости вложений;

4) Тенденция к снижению персональной ответственности за результаты деятельности и к вытеснению форм сущностного контроля и комплексного анализа результатов простыми для формального учёта и рейтинговыми показателями.

Изначально on-line курсы привлекли внимание заметной части потребителей традиционного очного обучения такими характеристиками, как доступность, демократичность, независимость от времени, свободный выбор места, возможность виртуального присутствия на ранее труднодоступных лекциях, необязательность приложения собственных усилий для активного освоения  и прохождения контроля результатов.

Зарубежные ведущие университеты- пионеры в этой области - создавали онлайн лекции, рассматривая их в качестве эффективного канала саморекламы.

Популярность цифровых форм обучения в короткий срок приобрела такие масштабы,  что «сами ведущие университеты начали высказывать серьёзные опасения по поводу кризиса традиционных форм классического образования».  [1]

Педагоги во всем мире воспринимают данную тенденцию как угрозу гуманистическому фактору образования и смену образовательной парадигмы [2].

Наш опыт использования современных технологий обучения показал ряд эффектов восприятия, которые требуют внимания и изучения. По результатам исследований и наблюдений за практиками потребления образовательных услуг, можно отметить некоторые психологические особенности и тревоги, навеянные инновациями в сфере образования:

- беспокойство по поводу размытия границ специальностей;

- ощущение несвободы и отсутствия выбора в связи с фиксированной специализацией и участием в непрерывной образовательной цепочке «школа - ВУЗ  - предприятие (практика)»;

- дегуманизация в связи с алгоритмизацией коммуникации с машинами (легкое потребление контента, упрощенное предъявление знаний в форме тестов);

- быстрое, частое обновление и трансформация программ, методов и технологий;

- хаотичность выбора, неумение составить индивидуальную траекторию;

- акцент на проектной деятельности;

- акцент на исполнительских навыках;

- междисциплинарность;

- непредсказуемое будущее.

На всемирном форуме в Давосе несколько лет назад прозвучали результаты исследования и прогнозирование будущих профессий. Более 60 процентов сегодняшних обучающихся начальных классов будут работать по специальностям, которые еще неизвестны. Эти специальности являются следствием повсеместного использования Big Data, облачных хранилищ и технологий Интернета. Также на форуме назвали 10 профессиональных навыков, которые будут актуальны через пять-десять лет. Доцент СЗИУ В.Н.Киселев выделил из этого списка две ведущие тенденции развития человека, общества и культуры:   комплексное многоуровневое решение проблем (1) и  управление изменениями (2),  при том что умение решать сложные задачи будет необходимо в условиях неопределенности. [3].

В Интернете во многих пабликах и на сайтах публикуется Атлас новых профессий, разработанный исследователями Сколково. [4]. Из этого атласа можно понять: 1) какие новые технологии появятся, 2) какие практики управления будут востребованы, 3) какие новые специалисты понадобятся. В атласе очевидны два направления:  нацеленность на развитие, то есть умение работать в команде над временными проектами, и применение технологий.

Один из трендов будущей деятельности  -  это размывание дисциплинарных границ,  - речь идет о том, что много направлений работает на стыке нескольких  наук, например,  нанотехнологии,  биомедицина и другие.  Согласно Атласу, актуально будет, например, производство роботов, способных помогать пожилым людям и детям с особенностями развития.

Группы родителей, которые беспокоятся за будущее трудоустройство своих детей, собираются на виртуальных площадках и обсуждают текущие программы, специальности и их перспективность. [5] . Сообщество Edcommunity, объединяющее тех, «кому не все равно, как и с помощью чего учатся наши дети», обсуждает инновационные программы и методы обучения. [6]

Таким образом, нам представляется, что новое образование в условиях цифровой трансформации мировой экономики являет собой  креативный синтез разных направлений, которые позволят решить непредсказуемые задачи в ситуации неопределенности. Это идеальный вариант возможного функционирования.

С психологической точки зрения имеется беспокойство перед неизвестностью, на которое можно отреагировать, объединяя все ресурсы и выступая широким фронтом в сфере образования. Повсеместная реализация непрерывной образовательной цепочки «школа - ВУЗ  -предприятие», возможно, является компульсивным ответом на пугающее непредсказуемое будущее.

Согласно этой программе, важно, чтобы учащиеся еще в школе как можно раньше получали  профессиональную ориентацию, а студенты с 1-2 курса проходили непрерывную практику на предприятиях.

Школьник в процессе своего обучения должен попробовать разные проекты, чтобы по окончании четко понимать свои интересы и предпочтения. Есть сведения, что уже в детских садах (в Санкт-Петербурге и других городах) осуществляется профориентация детей в колледжи и вузы, проводится проектная деятельность.

Исследователь Н.В. Пичугина проводила опрос родителей абитуриентов одного Санкт-Петербургского технического вуза, и пришла к выводу что родительское сообщество как никогда ранее, сегодня заинтересовано в получении их детьми конкурентоспособного образования, сравнимого с мировыми стандартами. По ее словам, «достижение человеком жизненного и профессионального успеха во многом зависит от своевременно выявленных способностей и склонностей, а также  шансов их использовать», а «реализованная возможность каждого человека проявить и применить  свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни всей страны,  обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов». [7]

Каждый человек обладает творческим потенциалом, и задача системы образования развить творческие возможности всех без исключения, - с одной стороны, с другой, -  наряду с важностью индивидуального подхода к каждому ребенку и выявлению его уникального таланта, необходимо  использовать модели и алгоритмы развития талантов в каждом ребенке. В частично дистанционных курсах СЗИУ «Психология массовой коммуникации», «Работа с текстами в рекламе и связях с общественностью» мы предлагаем алгоритмы, схемы и скрипты, в рамках которых каждый может по-своему проявить свое индивидуальное видение, при этом получая гарантированно валидный результат. Такие занятия всегда поддерживают позитивную самооценку и вдохновляют учащихся.

Назрела необходимость внедрения в практику работы индивидуально ориентированных технологий обучения, составление индивидуальных траекторий развития.

В дистанционном курсе по «Психологии массовых коммуникаций» ( https://sziu-de.ranepa.ru/course/view.php?id=111) проработка конспект-блоков занимает больше времени, так как содержит творческие задания на закрепление материала и включает необходимость написать эссе-рефлексию.

Таким образом, цифровизация учебных дисциплин, автоматизация контроля за процессом обучения с учетом индивидуальных траекторий, инновационные фреймы проявления креативности обучающихся – все это способствует новому, ранее неизвестному формированию профессионально-личностной компетенции обучающегося, что не лишено беспокойств и психологического дискомфорта в связи с инновационностью, неопределенностью как эффективности  данного процесса, так и востребованности результатов на рынке в меняющихся условиях современности.

 

Литература:

1. А.С.Чирцов.  МООК-технологии в on-line обучениии: прогнозы, результаты, проблемы, инновации. Современное образование: содержание, технологии, качество. Материалы XXIV международной научно-методической конференции Т.1. СПБ.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2018. С.23-28.

2. Р.Г.Иванян, А.М.Сосновская. Обучение в рамках неформального образования: использование гештальт-теории и теории систем. Современное образование: содержание, технологии, качество. Материалы XXIV международной научно-методической конференции Т.1. СПБ.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2018. С.351-355.

3. SZIU EXPERT OPINIONS: Без чего не возьмут на работу через пять лет? https://sziu.ranepa.ru/sobytiya/novosti/sziu-expert-opinion-vladimir-kiselev

4. Атлас новых профессий. http://atlas100.ru/about/.

5. Группа вКонтакте «Атлас новых профессий» https://vk.com/atlas100

6. Группа вКонтакте  образовательного портала http://edcommunity.ru/  - https://vk.com/edcommunity

7. Н.В.Пичугина Общеобразовательная школа как онова подготовки будущих специалистов. Современное образование: содержание, технологии, качество. Материалы XXIV международной научно-методической конференции Т.1. СПБ.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2018. С.8-10.

 

 

 






Об авторе статьи

`
Сосновская Анна Михайловна, доцент РАНХиГС

Рейтинг психолога: 7 7

Сосновская Анна Михайловна, доцент РАНХиГС

Сертифицированный гештальт-терапевт, работаю со взрослыми людьми - индивидуально, в группе, по скайпу.
Город: Санкт-Петербург Стоимость приема: 2500 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍