articles
Аннотация. Данная статья посвящена изучению механизмов воздействия сект на психику адептов. В ней рассматриваются психологические портреты тех, кто подвержен влиянию сект. В статье описаны факторы, по которым можно определить деструктивную секту, описан психологический портрет лидеров сект и психологические последствия для адептов, их семей и детей. Особое внимание уделено рекомендациям по восстановлению личности после психологического воздействия сект. Описаны возможные трудности на пути к восстановлению и способы их преодоления. Ключевые слова: механизм воздействия сект на психику, психология жертв сект, факторы деструктивной секты, психологический портрет лидера секты, психологические последствия для адептов сект и их семей, восстановление личности после психологического воздействия сект. В любой сфере, где воздействуют человек с человеком, есть опасность замаскированной манипуляции и психологического насилия. Мы будем говорить, о воздействии на личность в деструктивных сектах. Как сказал Стивен Хассен, «слишком часто деятельность деструктивных сект остается незамеченной до тех пор, когда помогать становится уже поздно». В 1978 году в Гайане члены сектантской организации «Народный Храм», возглавляемая Джимом Джонсом совершили массовый суицид, посредством отравления цианидом. Из 909 сектантов, было 276 детей. Сам Джонс был обнаружен мертвым с пулевым ранением в голову. В 1995 году в токийском метро члены секты «Аум Синрикё» распылили в токийском метро зарин — отравляющий нервнопаралитический газ. Погибли 13 человек, еще 50 были госпитализированы в тяжелом состоянии. Всего же пострадало более 6 тысяч человек. Исполнителями теракта стали десять сектантов, которые вместе со своим лидером Секо Асахарой были приговорены к смертной казни. Это одни из известных громких случаев массовых человеческих жертв от сект. В Большом юридическом словаре слово «секта» определено как «отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т.п.» Вместо слова секта, так же используется термин культ, которое означает преклонение, служение божеству и совершение обрядов. Деструктивной, секта считается, так как несет психологический и физический ущерб личности и обществу. Это организации с харизматическим лидером, имеющая свою религиозную доктрину в основе. В деструктивной секте нарушаются права человека. Идет активное воздействуя на сознание и подсознание людей с помощью ряда специальных техник. Деструктивная секта рассматривается, как крайняя форма тоталитарной секты, т.е. тоталитарные секты, могут легко трансформироваться в деструктивные. Тоталитарные секты так называются, т.к. претендуют на тотальный контроль над человеческим поведением и мышлением.
Кто подвержен влиянию сект? Зигмунд Фрейд в работе «Психология масс и анализ человеческого Я» указывал, что людям свойственно следовать за лидером и даже отождествляться с ним. Жертвой секты может оказаться любой человек при некотором стечении обстоятельств. Ниже хочу представить, какие особенности будут объединять этих жертв и какие группы подвержены воздействию. И так, часто жертвами сект оказываются люди, которые находятся в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении. У жертв преобладает внешний локус контроля в поведении и сознании. Из акцентуаций характера по А.Е. Личко можно выделить следующие типы акцентуации присущие адептам: демонстративный (истерический), дистимичный (шизоидный), возбудимый (эпилептоидный) и застревающий. Так же выделяют пассивно-созерцательный и активно-экстремистский тип личности, которые присущи членам деструктивной секты. В группу риска могут входить: подростки, с их кризисом самоопределения; студенты, особенно на первом или последнем году учебы; пожилые люди, которые недавно стали пенсионерами или оказались в длительном одиночестве; безработные, мигранты и беженцы, т.к. они испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей; люди, переживающие стресс, это может быть болезнь, смерть близких, развод и т. п.; искатели «истины», которые заняты интенсивными духовными поисками и стремятся к “полной и абсолютной Истине”, часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы.
Факторы, по которым можно определить деструктивную секту. Обязательно наличие лидера, «гуру» или «учителя», представленного в виде «святого» или «богочеловека», обладающего мистическими сверхъестественными способностями и читающего мысли. Следующий фактор — активная и навязчивая пропаганда деятельности секты для привлечения новых участников. Для распространения информации задействуется СМИ и сами адепты, проводятся бесплатные лекции, распространяется литература. В секте присутствует церемонии публичного или тайного посвящения новых членов секты дает новый статус новобранцу, заставляет его почувствовать себя, частью чего-то «важного». Адептов изолируют от внешнего мира для тотального контроля над личностью, посредством изоляции от общества, родственников, запрета на СМИ. Теряются старые социальные связи, их призывают быть отдельными от «материального мира». Адепты часто отказываются от современной медицины, видя в ней «зло». Часто живут вместе в организованных помещениях. Членов секты отучивают от критического и рационального мышления. Доктрина призывает «выйти за пределы разума», стать «детьми», разум считается злом, а мысли ядом. Все что не входит в доктрину их учения, является ложью. Стыдно и недопустимо даже мысленно сомневаться в организации, доктрине и ее лидере. Члены секты становятся убеждены в исключительности своей организации, своего лидера и доктрины. При постоянной и изнуряющей вовлеченности в физическую и эмоциональную напряженную деятельность, адепты становятся психологически уязвимы. Медитации, самогипноз, дыхательные техники, визуализации, монотонные пения на непонятных языках, лекционные марафоны, «бомбардировка» культовой литературой и видео записями, недостаточные сон и ограничения в еде — все это приводит человека к трансподобным состояниям, которые трактуются как «мистические состояния», в которых он легко поддается внушению. Адепты разделяют мир — на добро и зло. Членов секты объединяют идеи, что мир, вне культа — это зло, а их группа и лидер —добро. Благодаря этому усиливается полярность эффекта «мы — они», посредством использование специальных терминов и понятий, члены секты чувствуют свою особенность. Адепты меняют свои семьи, своих друзей и свою работу на сектантскую общину и становятся зависимыми в дружбе, близости и эмоциональной поддержке от нее. В общине царит атмосфера выраженного безусловного одобрения, поддержки и групповой сплоченности. Присутствует скрытое психологическое давление — через усиление чувства вины и стыда. Адепты постоянно стремятся достичь утопических идеалов, никогда не бывают достаточно хорошими, они являются виноватыми во всем, что идет не так, как надо и обвиняют себя самих за то, что стараются недостаточно усердно. Так же им не редко прививается навязчивый страх по поводу «конца света», заговоров против человечества и т.п. Следующий фактор — пожертвования «на благо». Пожертвования денежных средств, имущества, наследства, машин, драгоценностей и другого материального имущества поощряется и вознаграждается обещаниями на процветание для адепта и его близких. Члены секты в этом находят оправдания своим вложениям. Адепты остаются практически без денег и становятся финансово зависимыми от организации. Лидер секты контролирует сексуальную жизнь и интимные отношения адептов. Он может диктовать выбор супруга, надобность и время для сексуальных отношений или стерилизации. Так же лидеры сексуально злоупотребляют своими адептами — в обмен на «продвижение к просветлению» или «его энергию», в том числе встречаются педофилические действия. И последний фактор, который должен Вас насторожить это лозунги вроде: «смерть — это свобода». Преступления, массовые самоубийства, террористические акты — совершаются с целью помочь другим людям или себе «освободиться», «очистится во имя истины» и перейти на «более высокий эволюционный уровень», в этом адептов убеждает их харизматический лидер. Необязательно все секты обладают одновременно всеми перечисленными факторами.
Психологический портрет лидеров сект. Чаще всего лидеров сект можно описать как людей, проявляющих широкое разнообразие неврозов, социопатии и психических отклонений, или страдающих от расстройств личности. Поведение некоторых лидеров культа демонстрирует черты психопатии. Лидеры сект часто сами верят в то, что пропагандируют и их убеждения невозможно поколебать никакими доводами рассудка. Чаще всего они действительно считают себя «мессией» и верят в то, что они выполняет великую миссию по спасению человечества. Из-за веры в свои собственные убеждения — их слова имеют громадную силу внушения. Взаимодействие с преданными адептами, только подкрепляют его веру. Они производят впечатление обаятельных красноречивых ораторов, но цель их эрудиции — произвести впечатление, поймать окружающих на удочку. Лидеры сект собирают коллекцию умных изречений, чтобы с их помощью пускать пыль в глаза адептам и новобранцам. Плагиаторы и воры, которые присваивают идеям свое авторство — вот кто они. Лидеры сект, которые переняли от психопатов особенности функционирования лобных долей мозга, ограничены в возможности долгосрочно планировать действия — это ускоряет процесс принятия решений в различных ситуациях и в глазах общественности они могут казаться людьми, наделенным необычайными способностями, которые могут разрешить все проблемы человечества. Не всегда лидеры сект создают собственные организации из-за жажды материальных благ. Эти люди жаждут внимания и власти. Лидеры сект становятся зависимы от власти, они хотят ее все больше и больше. У них наблюдается тенденция к манипулированию сверху, с эксплуатацией — экономический, сексуальной или другой. Многие лидеры сект, в прошлом сами состояли в секте и подвергались психологическому воздействию. С годами они сами начинают использовать на других техники, о которых узнали в секте. Конечно, не каждый бывший член секты создает собственную секту, но есть некоторые типы личности, которые особенно к этому склонны. Лидеры сект часто очень щепетильно относятся к своему здоровью, что противоречит с их публичным образом сверхчеловека. Они утверждают, что болезни у них отсутствуют благодаря их силам. В то же время те болезни, которые у них все-таки бывают, вызваны «принятием на себя кармы учеников», что конечно является очередной уловкой. Это вселяет в приверженцев страх и чувство вины и поощряет дальнейшее рабство. Лидеры сект редко раскрывают весь диапазон эмоций, чаще все их реакции хорошо продуманны и скрыты под маской здравомыслия. Они безучастные наблюдатели эмоциональных проявлений других людей. Они могут отдавать жестокие приказы или наблюдать сцены насилия без малейших проявлений эмоций. Они так же с презрением относятся к проявлению эмоций у других, т.к. для них это чуждо. Как и психопаты, лидеры сект невозмутимо безразличны к происходящему вокруг, однако эта холодность может быстро обратиться в гнев, ярость, агрессию, которые могут наблюдать только очень близкие к нему адепты. Эти несовершенства случаются из-за неспособности переносить фрустрацию и тревогу. Многие лидеры сект страдают сильным комплексом неполноценности. Для них привычно противопоставлять себя обществу. Зачастую в детстве они были замкнутыми одинокими, ощущали заброшенность в младенчестве или раннем детстве. Поэтому у лидеров культа есть сильное стремление к лести, публике, а также огромная потребность в любви и признании. Они настаивают на максимальной преданности себе. У них не бывает друзей — все для них жертвы, даже их сообщники. Они рассматривают людей, как стоящих ниже, по положению, способностям и т. п. Лидеры культа демонстрируют свое высокое положение роскошным образом жизни, что контрастирует с аскетизмом приверженцев. Лидеры сект часто совершают половое насилие по отношению к детям и взрослым всех полов. Как и психопаты, они не чувствуют раскаяния, стыда, вины или сопереживания. Так же проявляется полное безразличие и безответственность к своим жертвам после совершенного. Сексуальное поведение лидера может скрываться от всех, кроме внутреннего круга, или может быть частью, принятой групповой сексуальной практики. В любом случае, из-за дисбаланса власти между лидером и последователями, половой контакт никогда не является по-настоящему согласованным с обеих сторон и вполне может иметь разрушительные последствия для приверженца.
Психологические последствия: для адептов, их семей и детей. У жертв сект развиваются или усугубления уже имеющихся психических и поведенческих расстройства. Последствиями может стать целый комплекс негативных психоэмоциональных состояний, значительные нарушения психофизиологических параметров (сна, аппетита, веса). Также последствиями могут являться состояние апатии, фрустрации, депрессии, тревожности, экзистенциального вакуума, которые служат причиной образования невроза навязчивых состояний и других патологий личности. Известны многочисленные случаи нанесения тяжелого ущерба здоровью жертвам сект, вплоть до летальных исходов и случаи тяжелого психического расстройства, доходящего до суицида. Среди ущерба, который деструктивная секта может причинить семье адепта, можно выделить: резкие ухудшения психического здоровья членов семьи адепта из-за его разрыва с нею, а так же печальные последствия физического и психологического насилия, которым подвергались члены семьи адепта по религиозным мотивам, особенно это будет выражено у детей. Так же появляются социальные сироты - дети, брошенные родителями, вступившими в организацию. Сектанты воспитывают своих детей в духе религиозного фанатизма. Несовершеннолетние дети участвуют в сборищах и молениях, соблюдают обряды этой секты, что пагубно влияет на физическое и психическое развитие детей, приводит к ограничению их кругозора, задержке в развитии интеллекта и патологичному формированию личности. Такие дети резко отстают от своих сверстников в физическом и психическом развитии. Так же у них обнаруживается эмоциональная неустойчивость (замкнутость, плаксивость, пугливость), узкий кругозор, примитивность суждений.
Как восстановить личность после секты? Трудности на пути Жертвам сект сложно поверить, что тот, кого они так любили, мог сознательно и бессердечно их обманывать. Именно поэтому становится легче рационалистически объяснять поведение лидера как необходимое для общего или индивидуального “блага”. Иначе адепту пришлось бы оказаться лицом к лицу с внезапным осознанием того, что его принесли в жертву, обманули, использовали. Такое понимание ранило бы глубочайшее чувство собственного “я” этого человека, поэтому в качестве самозащиты человек отрицает психологическое насилие. Когда приверженец начинает отдавать себе отчет о подобной эксплуатации, это воспринимается так, как если бы было совершено страшное зло, духовное изнасилование, предательство и это невыносимо больно. Люди по разным причинам покидают секты, но им всем сложно вернуться к обычной жизни. Ведь они были отрезаны от общества и отвыкли от нормальной жизни. Бывает после ухода из секты, люди могут продолжать верить в «святость» лидера и доктрину секты. Некоторые люди, так и не могут приспособится, чувствуют себя брошенными на произвол судьбы поэтому в поисках безопасности — возвращаются обратно или находят новую секту. В первые месяцы после выхода из секты бывшие последователи страдают тяжелыми формами депрессии и видят жизнь в черном свете. Они замечают только плохое и трактуют все события только негативно. Психическая травма убивает надежду на счастливое будущее. В это период нужно осознать, что наступает новый этап, когда они должны реализовывать себя как личности. Курс на выздоровление. Что делать, когда просыпается бывший сектант?
Он лучше сможет Вас понять, ведь он сам через это прошел. Он поможет снять психологический контроль, сектантские установки, которые вызывают фобии, навязчивые состояния и другие неприятные психологические состояния. Поможет вспомнить кем человек был до вступления в секту. Этот процесс не будет быстрым, но он облегчит всю оставшуюся жизнь и поможет смотреть на мир не в черно – белых тонах, а в разноцветных, объемных и многогранных.
Очень полезно будет найти четкое определение психологического контроля и деструктивной секты. Полезно будет узнать о техниках и приемах манипулирования сознанием в других деструктивных сектах из документальных фильмов или из книг. Могу посоветовать фильм «Три дня в Джонстауне» и книгу Волкова Е. Н. «Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах». Это поможет закрепится информации в подсознании и даст точку опоры для «несектантской» личности и поможет ей провести анализ того, что же с ней произошло.
Сказать легко — избавится от фобий. А сделать трудоемко, но нет ничего не возможного. Установки, которые создавались в секте не дают жить полной жизнью. Для этого просто необходимо начать от них освобождаться. Мир он не враждебен, это наше отношение к нему делает его таким. Мы можем изменить свое отношение и отправится в светлое и счастливое будущее. Для этого нужно представить будущее, где человек по-настоящему почувствует себя счастливым. Во всех подробностях проживать эти представления. И фобические установки сами начнут распадаться. Человек начнет ощущать свою принадлежность к этому миру.
Процесс «выздоровления» ускорит избавление от сектантского лексикона со всеми его установками, необходимо восстановить нормальный язык. Расставаясь с сектантским сленгом, человек перестает смотреть на мир через «очки сектантства». «Сектантский язык» ставит информационные фильтры, которые блокируют информацию, поступающую из внешнего мира. Чем скорее бывший член секты сумеет восстановить в сознании реальное значение употребляемых им слов, тем быстрее «выздоровеет».
Бывшие члены сект утрачивают способность концентрировать внимание и запоминать информацию. Люди, которые до вступления в секту много читали, а в секте читали только пропагандистские и агитационные материалы, после выхода из секты ощущают сильную подавленность и пустоту, начиная читать «светские» книги. Им трудно читать, их внимание рассеивается, мысли отвлекаются. Им приходится перечитывать текст заново, от них ускользает смысл прочитанного, особенно когда они встречаются со словами, значение которых не могут припомнить. Но извилины мозга, как мышцы и их можно натренировать, нужно только постараться. Даже если человек ушел из секты и вроде бы понял, что может и без нее. Бывает, что неожиданно для самого человека может проснуться бывший «сектант». Это встречается довольно часто, это так называемые «наплывы». «Уплывая» в прошлое, в тот период жизни, когда он находился в секте, человек начинает рассуждать и воспринимать мир с позиции «сектанта». Он перестает здраво рассуждать и может впасть в мистицизм. В такие моменты он интерпретирует окружающий мир и личные события с точки зрения «сектанта». Такие «наплывы» часто бывают и у бывших «афганцев» или солдат, воевавших в Чечне. Это так называемый «посттравматический стресс», которым страдают люди, прошедшие войну. У человека после войны или после жизни в секте могут возникнуть тяжелые психические расстройства. Важно понять и проработать эти «наплывы» с психологом, иначе это может вызвать тяжелую депрессию. «Наплывы» могут запуститься запахом благовоний, встречей с человеком похожим на члена секты или похожее поведение людей на тех, что были в секте или они могут происходить спонтанно. «Наплывы» — это побочный результат внушений деструктивной секты, которые были вложены в подсознание, им важно противостоять, и они будут случаться все реже и реже. Многие бывшие члены сект крайне негативно относятся к своему сектантскому прошлому и стыдятся этого периода жизни. Эти мучительные воспоминания заставляют человека испытывать чувство вины, стыда и раскаяния, порождая эмоциональные проблемы. Но ни в коем случае нельзя во всем обвинять себя и заниматься самобичеванием. Через секты проходят разные люди. Очень важно снова поверить в себя и научится доверять себе. Итак, практически любой человек в определенных обстоятельствах, может оказаться жертвой секты и подвергнуться насилию над своей личностью. Важно знать факторы, указывающие на пагубное воздействие секты на личность и развивать критическое мышление. Люди, пострадавшие от сект склеивают обратно по кусочкам свою личность. Одни люди способны быстро вернуться к нормальной жизни — у них высокий уровень социальной адаптации. Другим людям требуется более длительный период восстановления.
Библиографический список:
Психолог, психоаналитик Анна Дайновская |