articles
Активное развитие искусственного интеллекта поставило перед специалистами многих профессий проблему: могут ли нас заменить роботы и боты и в чём особенная ценность нашего труда? Этот вопрос не обошёл и психологов, ведь недавно были запущены психологические боты, которые могут разбирать клиентские случаи, супервизировать и анализировать сновидения. На когнитивном уровне они отлично справляются со своими задачами, и на уровне интеллекта бот практически всегда обойдёт человека, поскольку реальный человек отличается несовершенством - он может что-то забыть, поддаться сиюминутным эмоциональным порывам, увязнуть в контрпереносных процессах и выдать предвзятую интерпретацию... К тому же, общение с ботом является более безопасным для потенциальных клиентов. С ботом можно общаться анонимно и не нужно устанавливать человеческий контакт, а значит, знакомиться, скучать и расставаться. Можно не беспокоиться о том, как бот воспринимает нас и что он о нас думает, а, значит, не переживать чувства стыда и вины в его присутствии. Анонимность контакта даёт защиту конфиденциальной информации: загруженный в бот материал вполне может оказаться выдуманным или искажённым, и никто не докажет обратное. Кроме того, боты могут выдавать типичные структурные когнитивные реакции психологов на озвучивание проблемы. Например, при запросе на разрешение трудностей в отношениях бот рекомендует вступить в контакт и переговоры с другой стороной, изменить стратегию поведения и т.д., что точно так же посоветовал бы психолог.
Означает ли это, что клиенты всё чаще будут обращаться к ботам и всё реже - к живым психологам? На мой взгляд, вряд ли. Структура взаимодействия с ботом похожа на структуру самостоятельного изучения информации по интересующей теме, и эта информация в высокой степени подбирается случайно. Различие лишь в иллюзии персонализации - бот берёт на себя поиск и выдачу этой информации, и эту функцию можно ему делегировать. Однако бот никогда не сможет заменить живой человеческий контакт, ключевой для терапии процесс переноса и контрпереноса, в котором и происходят ключевые терапевтические изменения. Бот не проявит эмпатию, не выразит человеческое понимание и принятие, и эмоциональный компонент контакта полностью теряется при взаимодействии с ботом. А именно этот эмоциональный компонент и является трансформирующим, поскольку принятие извне позволяет клиенту принять себя и изнутри, научиться принятию, усвоить опыт того, как его может принимать другой человек, а, значит, в перспективе и принять себя самого.
Бот холоден и безучастен: он не может нас принимать или отвергать. Точно так же с ним невозможны какие-то отношения, бот не может стать для нас значимой фигурой. Бот является лишь компаньоном по интеллектуальной беседе. И в некоторых случаях он может использоваться для поиска информации, в других - для развлечения, но выданная им информация - ничто без эмоционального подкрепления. Вполне возможно, что появление психологических ботов будет нести в себе дополнительную опасность, ведь психологическая информация, полученная без комментария специалиста, потенциально может травмировать клиента, направить его к ошибочным мыслям и действиям, либо поспособствовать ухудшению его состояния. Точно так же, как самолечение по результатам назначенных себе без врача анализов может привести к плачевному исходу. Аналогично опасными боты могут оказаться для клиентов с нестабильной психикой, в серьёзных кризисах, со сниженной или отсутствующей способностью к символизации, в состояниях психоза. Во всех этих состояниях к информации человек может стать особенно уязвимым, а эмоционально поддержать и направить его в этих случаях некому, если в контакте отсутствует другой живой человек, который мог бы подбирать нужную конкретному клиенту информацию, грамотно дозировать и интерпретировать её с учётом состояния клиента, понимая, какие методы работы стоит применить в конкретном случае и прогнозируя влияние информации. В некоторых сложных случаях от психолога может потребоваться принципиально новое, творческое, а то и рисковое решение, не основанное на литературе и её анализе, и такая задача точно была бы не по силам боту.
По-видимому, в перспективе психологические боты могут стать для интересующихся психологией людей игровым развлечением, информационным ресурсом, стимулом для расширения знаний и обращения за помощью к психологу, способом быстрой саморегуляции, но они никогда не смогут заменить живой терапевтический процесс с его контейнером (правилами и ограничениями), с долгим и сложным, но продуктивным для результата построением терапевтических отношений и с глубинным эмоциональным контактом, который и побуждает к изменениям, и поддерживает их. Психика человека формируется в условиях человеческого контакта и благодаря ему, поэтому изменения в ней также не могут быть оторваны от социальных ситуаций и эмоциональных связей с другими людьми.