articles
В последнее время всё больше и больше появляется практик, которые можно назвать "Путь к себе" - это и йога, и медитации различного рода по типу Випассана, и техники, преодоления страха - падения, прыжки с моста с резинкой, возлежание на гвоздях, углехождение, стёклохождение и много-много других... Даже в психологических кругах стали признавать наукой (хоть и с натяжкой) парапсихологию. Некоторые наиболее продвинутые психологи и психотерапевты (например, Станислав Гроф и другие) заговорили о том, что времена противостояния духовности (религии) и науки - канули в прошлое. И что наука сейчас интегрируется с духовно-нравственными институтами. Вот, если кому интересно, несколько цитат от человека, посвятившего много времени изучению данного вопроса, которые, возможно помогут читателям сделать свои выводы - где искать помощи и куда обращаться с какой проблемой. Этим уникальным человеком является Алан Уотс. Алан Уилсон Уотс (англ. Alan Watts, 6 января 1915 — 16 ноября 1973) — британский философ, писатель и лектор, известен как переводчик и популяризатор восточной философии для западной аудитории, прошедший свой путь от редактора, священника до профессора колледжа. Занимался исследовательской и лекторской работой в университетах Кембриджа, Корнелла и Гавайев, а некоторое время был советником по вопросам религии при Северо-Западном университете. Он выступал с лекциями в Американском Психиатрическом Обществе и институте К.Г.Юнгав Цюрихе, на медицинских курсах в американских госпиталях. Затем он стал деканом Американской Академии Азиатских Исследований в Сан-Франциско. За последние тридцать лет Алан Уотс стал известен как один из самых поразительных и необычных философов нашего времени. Он опубликовал более 12 книг по вопросам сравнительной философии и религии и стал знаменитейшим в США лектором и учителем. Всего написал более 25 книг и множество статей, затрагивающих темы самоидентификации, истинной природы реальности, высшего осознания, смысла жизни, концепций и изображений Бога и нематериального стремления к счастью. В своих книгах он соотносит свой опыт с научными знаниями и с западными и восточными религиями, эзотерикой и философией. Статья эта непростая - для думающих людей. Если Вы - один/на из них. Значит написана она - именно для для Вас! Свой выбор каждый, в конечном итоге, всё-равно сделает сам. "Одним из могущественных средств для достижения цели является Но чтобы извлечь из этого пользу, он должен преодолеть привычное мнение, что ему нечему научиться у «донаучных» дисциплин, ибо в случае с психотерапией можно было бы сказать: «Горшок над котлом смеется, а оба черны». Разумеется, речь не о том, чтобы усвоить принципы буддизма или даосизма, исповедуя их как религию. Если западный человек вообще способен понимать и использовать восточные пути освобождения, чрезвычайно важно, чтобы он имел научные представления о них, иначе неосторожного ждет трясина эзотерического романтизма. В наше время, во второй половине XX века, восточные идеи больше не нуждаются в защите и пропаганде. Существующий интерес к ним уже довольно значителен, и они быстро распространяют свое влияние на наше мышление. И хотя все же остается необходимость в их дальнейшем толковании, прояснении и усвоении, мы не можем представлять их психотерапевтам как нечто совершенно новое. Тридцать лет тому назад Юнг писал: "Когда я начал работать в психиатрии и психотерапии, я совершенно игнорировал китайскую философию, и лишь позже мой профессиональный опыт показал, что в своей технике я бессознательно шел тем тайным путем, который на протяжении столетий был проторен лучшими умами Востока." То, что сейчас многие скорее пойдут за советом к психотерапевту, нежели к священнику, вызвано не просто тем, что наука имеет больший престиж, чем религия. Во многих протестантских и иудейских духовных семинариях преподают курс «пасторской психиатрии», включающий практику в психиатрических клиниках. Более того, религию сделали настолько либеральной, что практически в любом городе и почти повсюду в сельской местности всегда рядом священник, который воспримет любую вашу проблему с величайшим сочувствием и великодушием, а часто и с большим пониманием. Но в разрешении конфликтов между личностью и обществом священнику мешает — и это вполне объяснимо — его собственная роль. Он представляет церковь, а религиозные общины, почти все без исключения, нацелены на укрепление общественных институтов, а не на то, чтобы критиковать их. Было бы неверным утверждение, что большинство религиозных групп воздерживается от социальной критики. Многие религиозные общины достаточно решительно выступают против некоторых общественных институтов, но в то же время они внедряют другие, не понимая их условности. Они объявляют их находящимися под покровительством Божьей воли или же законов природы, затрудняя тем самым понимание того, что общественные институты являются просто правилами общения, универсальное значение которых не больше значения, скажем, правил грамматики. Более того, сколь бы сочувствующим ни был священник, подспудно он всегда будет стремится вернуть человека в лоно церкви. Иудейская и христианская идея спасения предполагает обязательное членство в общине, Общности Святых. С точки зрения теории, в идеале церковь как тело Христово есть цельная вселенная, и так как во Христе «нет ни Эллина, ни Иудея, ни ... раба, [ни] свободного»*, членство во Христе могло бы означать освобождение от майи и ее категорий. Это могло означать, что условные определения и классификация не являются настоящей сутью человека, (Посл. к Колос., 3:11) что «уже не я, но Христос живет во мне». Но на практике все обстоит иначе... На практике необходимо беспрекословно подчиниться требованиям христианской общины, воспринимая ее систему условностей и определений как реальность. Одной из наиболее важных христианских условностей является взгляд на человека как на нечто, что я назвал «заключенным в кожу эго»; отдельная душа и ее телесная оболочка вместе создают личность, которая уникальна и в конечном итоге ценна с точки зрения Бога. Этот взгляд является, без сомнения, исторической основой западного индивидуализма, давая каждому из нас ощущение себя как изолированного островка сознания, который сталкивается с совершенно «другим» объективным опытом. Но система условностей, которая создает это ощущение, также требует, чтобы безусловно изолированное эго действовало как часть тела и безоговорочно подчинялось социальной структуре церкви. Таким образом, возникает временами любопытное, но по сути неразрешимое и весьма опасное противоречие. Это создает идеальные условия для зарождения психозов... Тем не менее, как мы увидим, это также могло бы создать Но его образование и общественное положение отнюдь не способствуют этому, и, таким образом, психотерапевт находится в лучшей позиции... (продолжение следует) (Ранее мною публиковалось на сайте: http://www.b17.ru/article/psychotherapy_and_spiritual_teachings/ 15 марта 2015 г.) |