Слова, чей смысл неясен - не могут служить для передачи информации.
Они могут служить для вранья, манипуляций, бухтенья, для рифмы и для отчетности.
Но в первую очередь - для манипуляций и лжи.
Любовь. Амор! И сделать так…
Любить можно родину, дочку кузнеца, мясное фрикасе.
Людей там разных, предметы и занятия, грозу в начале мая…
Ладно, разрешаетца…
Но нам нужно разобраться всё же с сакральным смыслом любви - к возлюбленным, к детям, к родителям.
К Богу и даже, возможно, к родине.
Многолетние экспериментальные исследования выявили четыре обязательных составляющих любви, и первая - внимательность.
Внимательность - это проникновение в сущность любимого и деятельность по уменьшению энтропии вокруг него. Значит, если я внимателен к любимому, я все время знаю, в чем он нуждается, и если это, по моему ощущению, для него не вредно, помогаю ему удовлетворить потребность. Не путать с формальной заботой, когда я удовлетворяю потребности любимого, которые сам же ему и придумываю, исходя не из чувствия его склонностей и недостатков, желаний и удобства, а из собственных привычных стереотипов. Как бабушка кутающая пацана, которому давно уже пора быть ковбоем и хулиганом. Как муж, который дарит жене цветы вместо мечты. Как… да ладно, сами придумаете дома по три примера…
Вторая составляющая любви - восхищение.
Ну тут уж что уж объяснять, восхищение, оно восхищение и есть.
Или нет. Нету этого восхищения.
Тогда не любовь.
И при этом восхищение - достаточно произвольное состояние души. Была бы внимательность - найдется и предмет для восхищения. В Вашем уже любимом. Отце, муже, сыне, Боге.
Внутри себя я убежден, что и внимательность, и восхищение - это умения! Значит им можно научиться.
Третья составляющая вырастает из восхищения, и это похоть. Я не нашел более точного слова.
Похоть - это потребность поглотить. Поглотить, чтобы слиться, перемешаться и стать с вожделенным единым целым. Именно такую потребность может испытывать на высоте восхищения возлюбленный к возлюбленной, родитель к ребенку, собачник к щеночку, голодный к борщу, верующий - к Богу.
Я когда приехал из жаркого, пыльного и сушеного Израиля и увидел умытую дождиком зеленую Беларусь - испытал похоть, захотел слиться с этой прекрасной землей.
В похоти - энергия для любви, атомный реактор, способный много лет питать энергией города и готовый взорваться, если вовремя не опускать в него стержни.
И последняя составляющая, неожиданная и пугающая.
Предоставление автономии. Драматичная составляющая, но именно без нее любовь превращается в зависимость. И сковывает, вместо того, чтобы окрылять. Мать отпускает ребенка, возлюбленный отпускает возлюбленную, верующий отпускает Бога, - отпускают, веря, что те и сами все сделают правильно. И если любимые не оправдают наши ожидания - это всё равно их право.
Получается, что все составляющие (ну, может, кроме похоти) произвольны. То есть зависят от нашего сознания. И если влюбляемся мы неожиданно для себя и непроизвольно, то уж сохранять любовь - вполне творческий процесс. Хотя в убогом нашем менталитете и витает глубокое и ложное убеждение, что любовь - подарок небес, и кому повезло влюбиться, от того уж любовь никуда не денется.
Денется как миленькая, согласно первому закону природы. И если без предоставления автономии любовь превращается в зависимость, то без внимательности это уже будет любовь к пельменям. Хоть и к человеку - всё равно к пельменям и не больше.
А без восхищения от любви останется чистая физиология. Без божественной искры. Деловитое, хозяйственное совокупление. Заботливое употребление.
Без похоти же любовь выхолащивается. До формального поклонения. В котором страстность подменена позерством и ритуалами. Живые женщины это чувствуют и не любят, когда им долго дарят цветов.
Экзистенциальная психотерапия, индивидуальная и групповая психотерапия, работа с проблемами семьи и воспитания, веду обучающие семинары по экзистенциальной и семейной терапии