Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Некорректное употребление "мы" - как индикатор возможных трудностей



От автора вместо предисловия: В данной статье описаны частные случаи из практики, которые раскрывались в ходе работы. Но во всех неизменно присутствовал индикатор МЫ в повествовании со стороны родителя, в контексте ребенка, как части себя, а не отдельной личности.

Итак, поговорим об употреблении МЫ, в контексте неразделенного восприятия мамой ребенка как продолжения себя самой. Как понять в каком случае МЫ - это индикатор, а в каком – соответствует содержанию? Разница проявляется, на мой взгляд, там, где речь о совместной деятельности (например, «мы ходили в поход», т.е. вместе, каждый делал что-то свое и вносил вклад в общее, т.е. мы соответствует содержанию), и там, где родитель прибавляет себя к этапу или свершению самого ребенка (например, «мы пойдем в школу» вместо он/она пойдет в школу в этом году, «у нас прорезался зуб», или совершенно странное: «мы покакали» и т.п.) И если на первых порах матери еще сложно разделять себя и ребенка, то уж точно к моменту, когда появляется первое «Я сам!», важно дифференцировать себя и его, помогая создавать границы и поле его собственного Я… На мой взгляд, уместно говорить МЫ лишь на этапе внутриутробного развития, поскольку симбиоз тогда действительно отражается в смысле сказанного. Частое употребление МЫ после рождения ребенка сначала и правда становится подкреплением действий мамы по уходу и помощи становлению и развитию малыша, вот только часто перерастает в излишнюю гиперопеку в дальнейшем, и начиная с 3х лет и старше, может сигнализировать о трудностях, описанных ниже.

У ребенка

  • Приводит к деформации Я (размытые границы, много родителя и маленькое поле собственного Я приводят к неуверенности, снижают самооценку и влияют на способности к формированию собственной позиции, снижают сопротивляемость внушению со стороны)
  • затрудняет развитие самостоятельности и ответственности за себя (проигрывая право решать – собственные желания угнетаются и прячутся, ожидание когда сделают «правильно», т.е. так, чтобы потом не было упрека… Отказ от инициативы, безволие. Парадокс в том, что с определенного периода требования возрастают, и ребенок становится «ленивым» и быстро научается играть неуча, чтобы родители взяли решение на себя – в частности в учебе)
  • зависимость в отношениях формирует аппатию и чувство неполноцености, к подростковому возрасту и в старших классах, наряду с повышенной нагрузкой и давлением социума возникает вакуум «бессмысленности» существования… Ощущение неудач вызывает тревогу и подавленность. А позиция преодоления и упорства, зачастую, не сформированы… Родители при той же гиперопеке добавляют негативные описания – в их понимании «подбадривая и раззадоривая», но по факту воспринимается это просто оскорблением с чувством безысходности и защитным обвинением окружающих, поскольку личные неудачи также становятся общими (ведь не Я, а мы делали…)

Значение для родителя (как правило мама или бабушка, если ей переданы бразды воспитания)…

  • для мамы – возможность выразить свою значимость для окружения, описать достижения и потраченное время, при ощущении ограничений, связанных с уходом за ребенком, важны показатели «успешности» в «основной работе». Собственные тревоги и сомнения, чувство зависимости от ситуации, ограничения и не всегда личный выбор заставляют мамочку искать компенсацию и растворятся в заботе, переходя на уровень «без меня ты пропадешь», а значит как можно дольше «не должен обходиться без меня», при внешних жалобах на несамостоятельность и полную неприспособленность в среднем школьном возрасте, подростковом и старшем школьном, в отдельных случаях сохраняясь на многие годы вперед, вплоть до взрослой зрелости сына или дочери.
  • Неразделенности до слияния с ребенком в следствии трудных родов, проблем со здоровьем на ранних этапах – это один из случаев повышенной тревожности, где в угоду успокоения самой матери навязываются излишние меры предосторожности от угроз, представленных ей самом. В этом случае ребенок рискует получить негативное представление о мире, об его исключительной опасности, при этом не формируя причинно-следственных выводов и, как ни парадоксально, не получая навыков самостоятельной заботы о своем здоровье. Т.е. такая опека приводит как раз к повышенной травматичности и частым заболеваниям, который внешне и хочет избежать мать, внутренне имея возможность каждый раз оказаться важной и нужной в организации лечения и заботы о «нерадивом и нуждающемся в ней» чаде.
  • Одно из следствий на этапе обучения - трудности и неуспехи ребенка воспринимаются как СВОИ собственные (ведь ребенок – часть ее самой), а значит повышается стремление контролировать исход взаимодействия ребенка в учебном процессе, появляется раздражение, когда он пытается предпринять собственные шаги и научиться в противовес задуманному ей. Особенно важным для такой родительницы становится на виду подруг и знакомых или перед кем-то значимым, показать «свои» достоинства (т.е. достоинства ребенка говорят о ней самой) и получить одобрение от окружающих – ребенок заявляется «самым лучшим» и ДОЛЖЕН превосходить детей тех, на расположение родителей которых она рассчитывает. Часто в этой ситуации мать опирается на собственные представления и желания, не учитывая и не соизмеряя их с возможностями и желаниями самого ребенка.

Для бабушек ситуация практически такая же, их желание быть востребованной, чувствовать себя нужной – от внутреннего переживания кризиса выхода на пенсию и не заготовленного сценария, чем то занять себя общественно важным, остаться «в работе», обрести смысл, в противовес неминуемому приближению старости. Она начинает жить жизнью ребенка, как своей собственной, исправляя или готовя ребенка преодолеть те препятствия, которые, возможно, могут вообще не встретиться у него на пути, но с трудом пройдены ею самой и ей хотелось бы на самом деле исправить собственный итоги через будущее внука…

Если Вы замечаете собственную тревожность и перегибы во взаимоотношениях с детьми (раздражение, злость, обиду), стоит разобраться с собственными представлениями и найти способ отличать полезное от деструктивного – индивидуальные консультации с психологом помогут понять собственные мотивы и реакции, а значит обрести уверенность и умиротворение и помогут стать лучшим примером для подражания - а ведь родители всегда желают детям лучшего!






Об авторе статьи

`
Меркун Максим Григорьевич

Рейтинг психолога: 7 7

Меркун Максим Григорьевич

Семейный психолог, член Федерации психологов-консультантов России (ФПКР и ФПК Онлайн)
Город: Подольск Стоимость приема: 2000 рублей
  •   Дети
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Стресс
  •   Успех
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Амосова Екатерина Павловна
Консультация по Skype

Амосова Екатерина

Телесно-ориентированный психотерапевт, практический психолог, трансперсональный психолог,...
Психолог Мустафин Руслан
Консультация по Skype

Мустафин Руслан

Психолог гуманистической направленности. Индивидуальное консультирование взрослых.
Психолог Макарова Ольга Николаевна
Консультация по Skype

Макарова Ольга

Дипломированный личностный психолог. Провожу индивидуальные сессии.
Психолог Сокира Оксана Анатольевна
Консультация по Skype

Сокира Оксана

Психолог, гештальт терапевт, расстановщик
Психолог Куцевалова Ольга
Консультация по Skype

Куцевалова Ольга

ПРАКТИКУЮЩИЙ ПСИХОЛОГ - ЛОГОТЕРАПЕВТ( смыслоориентированный психотерапевт) Оказываю...
Психолог Головлева Дарина Александровна

Головлева Дарина

Психолог, семейный психолог, личностный психолог, психосомат
Психолог Мустакимова Александра Михайловна

Мустакимова Александра

Аналитический психолог




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍