Психологический навигатор
Коронавирус. Горячая линия психологов.
Вход для психологов | Регистрация


Выбрать психолога

Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Вчитываясь между строк…



Автор пишет только половину книги:

другую половину пишет читатель
.

Джозеф Конрад

Арт-терапия, как метод, в основе которого лежит творческое самовыражение, проводится в двух формах – пассивной и активной.

Пассивная форма подразумевает под собой осознанное знакомство с произведениями искусства или продуктами творчества, созданными другими людьми.

В данном случае под «осознанным знакомством» я понимаю не только прочтение книг или рассматривание картин, посещение театральных постановок или концертных программ, но и (прежде всего!) обсуждение чувств и мыслей, вызванных процессом.



Какие чувства возникли у вас при прочтении этого рассказа? Это чувство сопровождало вас все время, пока вы читали, или ваша реакция менялась? О чем вы плакали, перечитывая главу, казалось бы, давно позабытой детской повести?

Такие (и подобные) вопросы задаю я, практикуя библиотерапию.

Осмысление прочитанного, осознание чувств – вот главное содержание пассивной библиотерапии.

Нужно сказать, что фактически любой отрывок из любого произведения можно использовать для психологической работы. С чем это связано?

Любой текст вызывает некие чувства, а приближение к ним, изучение эмоциональной реакции позволяет психологу лучше понять клиента, а клиенту – понять свой внутренний мир.

Вспоминается такой пример.

На одном из мастер-классов по библиотерапии мною была заявлена тема «Чеширский мурлыка и его улыбка». После прочтения известного отрывка, в котором Кэрролл описывает встречу Алисы и кота, я попросила участников поделиться впечатлениями. Кто-то говорил о недоумении, кто-то – удивлялся… А вот одна дама весьма категорично заявила о том, что испытывает раздражение.

С чем связано ваше раздражение? — уточнила я.

Женщина задумалась; ответ не приходил, и группа продолжила работу. Мы снова читали, обсуждали, даже порисовали немного, и только при завершении встречи участницу осенило:

— Оказывается, я всегда чувствую раздражение при столкновении с чем-то непонятным, тем, что выпадает из привычных рамок моего жизненного мира…

— А как вы думаете, что скрывается за вашим раздражением? — еще раз спросила я.

Женщина глубоко вздохнула, глаза ее увлажнились:

— Я думаю, это страх… Страх потерять контроль над своей жизнью. Ведь то, что известно – предсказуемо, а, значит, безопасно…


Еще один пример:

Клиент, меланхоличный молодой мужчина, назовем его А., рассказывая о своем детстве, видел в нем только отрицательные моменты, печальный опыт.

Я помню себя сидящим у окна в ожидании матери, которая вынуждена была постоянно работать. Другие дети играли, смеялись, а я все смотрел на улицу, грустил и ждал…Наступал вечер, мать все-то не приходила, и мне становилось страшно…

Делая отступление, уточню: я, как психолог, уверена, что любой ребенок, в каких бы условиях он не вырос, наряду с отрицательным, имеет положительный опыт. В самой детской сущности заложено – радоваться жизни, природе, получать удовольствие от физического движения, любить мир, творить и придумывать новое. А иначе и быть не может! Иначе ребенок не выжил бы! Говоря иными словами – детство – не только «проблемное», но и ресурсное состояние. Необходимо лишь добраться до этого великого ресурса, достучаться до него, извлечь из глубин памяти, бессознательного.

Итак, я предложила А. прочесть отрывок из романа Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков». Книгу, обсуждение которой может длиться бесконечно – так много в ней смыслов, пластов, тем…

Но я выбрала короткий – о теннисных туфлях. Помните, тот, где Дуглас просит отца купить ему на лето новые туфли:

«Люди, которые мастерили теннисные туфли, откуда-то знают, чего хотят мальчишки и что им нужно. Они кладут в подметки чудо траву, что делает дыхание легким, а под пятку – тугие пружины, а верх ткут из трав, отбеленных и обожженных солнцем в просторах степей… Теннисные туфли, в которых бегать еще лучше, чем босиком…»

Когда А. закончил читать, мне не было нужды спрашивать его о чувствах – по его щекам текли слезы…

Дальнейшая работа подтвердила – как все дети, А. знал, что такое счастье, движение, шалости, открытия.

Работа с притчей – одна из моих любимых.

Притча – лаконична, ее прочтение, а еще лучше – рассказывание, занимает немного времени; притча – многозначна, одну и ту же историю можно использовать в работе с разными жизненными ситуациями; притча – в концентрированной форме содержит мудрость, утвержденную веками; в то же время мудрость притчи мягка и противопоставлена совету «в лоб» или нудному поучению …

Эти особенности притчи, как художественного текста, позволяют широко использовать ее в психологической практике.

Мне особенно нравится использование метафоричного аспекта притчи.

Напомню читателям, что для психолога метафора – это не только поэтический прием.

Это мощное средство изменения опыта человека и его системы восприятия мира. Метафора расширяет рамку, элегантным образом подвергает сомнению (разрушает?) устоявшиеся взгляды, действуя сильно, но косвенно, неожиданно и … просто.

Метафора словно вопрошает: А ты уверен, что все так однозначно?

Библейские истории, буддийские коаны, анекдоты суфистов – бросают вызов комфортному, стереотипному представлению о мире, людях, ценностях, отношениях.

Для того, чтобы воспринять намек, содержащийся в притче, необходимо нечто большее, чем логика. Притча буквально «взрывает» мозг – метафора заставляет трудиться оба полушария. Правое (творческое, интуитивное) – для того, чтобы уловить, почувствовать подтексты, левое (абстрактное) – чтобы осознать смыслы, перевести их в узнаваемы слова.

Это значит, что, систематически работая с притчей, человек развивает иное видение мира, учиться искать новые решения. И, творя свою жизнь, становится Творцом.

Притча особенно хороша в групповой работе. Причем возможности использования притчи в психологической группе любого формата огромны. Хотите – используйте мастерски рассказанную историю для организации дискуссии; умеете – разряжайте с ее же помощью межличностный конфликт.

Меня вдохновляет разность взглядов и мнений, интерпретаций и чувств, которые вызывает одна и та же история у разных людей. Именно это многообразие имеет огромную терапевтическую силу. Слушая и прислушиваясь к другим, участники группы на деле понимают, что такое «посмотреть на ситуацию со стороны, посмотреть глазами другого». А открытия, сделанные в группе, особенно ценны, ибо они сделаны в присутствии и при поддержке значимых людей.

Как-то на мастер-классе я рассказала одну историю. Вот она:

Два буддийских монаха — молодой и пожилой — совершали паломничество в святую землю.

Они шли по городам и весям, останавливаясь лишь на ночлег и для молитвы. Порой говорили между собой, чаще — предавались молчаливым размышлениям. Легко понять, что старший монах во всём был примером младшему. При этом старший учил не столько словом, сколько примером.

Однажды путь монахам преградила река. Широкая и быстрая, несла она свои воды, ничего не зная о людских помыслах и устремлениях.

Вместо перевозчика с лодкой, братья заметили на берегу женщину, чья яркая одежда, крашеные волосы, подведённые глаза и алые губы выдавали особу лёгкого поведения.

Нужно напомнить читателю, что правила предписывают буддийским монахам избегать любого общения с женщинами.

Женщина поклонилась монахам и попросила помочь ей преодолеть водную преграду.

Младший брат в ответ на столь дерзкую просьбу с презрением отвернулся. Если бы перед ним была почтенная старица или хотя бы мать с малым дитём…

Старший же посадил женщину на спину и зашагал по воде. Перейдя реку, он опустил женщину на землю, выслушал слова благодарности, кивнул и продолжил путь.

Весь оставшийся день младший монах не знал покоя.

Он говорил и говорил, упрекая старшего в страшном грехе. Он вспоминал, что старший был для него образцом непогрешимости, а теперь потерял свою святость… Он напоминал о долге, о данных обетах, о необходимости теперь замаливать прегрешение… Он был уверен, что часть греха перейдёт и на него, так как он был свидетелем и не остановил заблудшего… Он снова и снова вспоминал, как непотребна была та женщина, как развратна была её одежда, как соблазнительно выглядели красные губы…

Пожилой монах шёл молча.

Наконец он остановился и посмотрел в глаза своему спутнику. В воздухе повисла тишина.

И вот глаза старшего засветились мягким светом, и он тихо произнёс:

— Брат мой, я оставил эту женщину на берегу реки много часов назад. Ты же до сих пор тащишь её на своих плечах…


После того, как участники группы поделились эмоциями, которые вызвала у них притча, я спросила: О чем эта история для вас?

И услышала:

— О том, как пагубно «застревание» на проблеме;

— О том, что проблемы надо решать, а не «жевать»;

— О том, что важно разговаривать друг с другом прямо, а не путем обвинений и недомолвок;

— О том, что наши знания о людях и мотивах их поведения – относительны;

— О том, что любые нормы можно подвергнуть сомнению, обойти;

— О ригидности мышления;

— О том, что некоторые ученики готовы оспорить авторитет учителя из-за малейшей оплошности, допущенной им;

— О том, что «грех – в голове», а не в поступках;

— О том, можно быть праведным на словах, в рассуждениях, а не на деле;

— О том, что сомнительна добродетель, если она выборочно направлена на одних и презирает других;

— О проекции наших вытесненных чувств на других (мнение психолога, как уже догадались);

— О том, что хорошо бы объяснять свое поведение сразу;

— О том, что таким женщинам помогают даже монахи;

— О том, что одни преодолевают испытания молча, с достоинством, а другим надо много говорить;

— О том, что излишняя болтливость вообще утомительна;

— О том, что никогда не знаешь, кто и как поможет тебе «перейти через реку»;

— О том, что только испытания помогают узнать другого человека;

— О том, что ученики только делают вид, что слушают учителя…

Почему-то я уверена, что вам тоже есть, что сказать по поводу этой истории...



Психолог Ощепкова Евгения





Об авторе статьи

`
Ощепкова Евгения Викторовна

Рейтинг психолога: 7 7

Ощепкова Евгения Викторовна

практический психолог, ведущий групп (тренер), сертифицированный арт-терапевт, провожу индивидуальные консультации, занимаюст...
Город: Красноярск Стоимость приема: 1500 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Здоровье
  •   Депрессия
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Успех
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель...
Психолог Исаева Светлана Анатольевна
Консультация по Skype

Исаева Светлана

Психолог, психотерапевт. Сертифицированный...
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт,...
Психолог Захарова Римма Анатольевна

Захарова Римма

Педагог -психолог. Практический психолог....




Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍