articles Зачем долго, когда можно быстро?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Зачем долго, когда можно быстро?



Для начала, хочу рассказать об одном грустном и одновременно забавном эпизоде, случившемся со мной пару лет назад, в поезде «Москва – Санкт-Петербург». В вагоне-ресторане, за мой столик сел мужчина средних лет, довольно-таки симпатичный, моложавого телосложения. Когда ему принесли еду, он заговорил. Покритиковал блюда, рассказал, куда и зачем едет, какая у него машина и кем работает. Спросил о моей профессии. Узнав, что я психотерапевт, да еще и психоаналитического направления, ответил с ухмылкой: «А понятно! Читал. Я в это не верю! По-вашему, получается, что все проблемы и беды у человека потому, что он хочет свою маму! Да это же смешно!» У меня не было желания с ним вступать в дискуссию, я сказала, только, что это слишком упрощенный взгляд на психоанализ, и что мы можем поговорить о чем-нибудь другом. Он продолжил: «Вот скажите, ну, причем здесь мама? Мне 44 года, но мне только молодые девушки нравятся. Если женюсь, то только на молодой, не старше 20! Старше – не рассматриваю даже! Просто все время дуры попадаются, а меня дуры – бесят». Я уточнила: «Так Вы один живете?» Он ответил: «Нееет, с мамой я живу! А что?». Я спросила, не кажется ли ему, что чем строже у него требования к будущей невесте, тем легче ему и дальше не расставаться с мамой. Он нахмурился, посмотрел на меня с недоверием и сказал: «Да ладно! Просто так получилось! Я никогда к материной юбке не был привязан! Наоборот! Мать рассказывала, что когда я был грудничком, ей приходилось меня будить, чтобы покормить, а я спал и не хотел!» - «Возможно, - ответила я, - для Вас легче было, умереть во сне с голоду, чем проснуться и почувствовать зависимость». Он несколько минут сидел молча, неподвижно глядя на тарелку, а потом заговорил о чем-то другом…



Вот такая история, где карикатурное представление об Эдиповом Комплексе и психоанализе сосуществует с драмой человека, жизнь которого зашла в тупик от отсутствия доступа к истокам своего жизненного сценария. Представим себе, хотя это и сложно, что этот мужчина решил бы обратиться все-таки за психологической помощью. Показана ли ему была бы долгосрочная психоаналитическая терапия, или ему стоило бы воспользоваться одним из современных краткосрочных подходов? Давайте разбираться.



Чтобы перейти к существу вопроса, выскажу несколько утверждений, которые постараюсь дальше обосновать и развернуть. Первое из них состоит в том, что в основе большинства самых разнообразных проблемных ситуаций, с которыми люди обращаются (или не обращаются) за психологической помощью, лежит глубинное психологическое искажение восприятия ролевой позиции себя и других людей по шкале родитель-взрослый-ребенок в разных вариациях. И, как следствие - нарушение способности устанавливать качественные, адекватные, реально удовлетворяющие отношения. Я также осмелюсь утверждать, что во многих случаях, причина такого искажения определяется особенностями проживания в младенческом возрасте отношений полной фатальной зависимости от ухаживающего взрослого, прежде всего матери. Безусловно, есть много других факторов, влияющих на то, какими мы вырастаем, и поэтому мы разные, но никто из нас не смог избежать эмоционального испытания этого периода, и если оно было пройдено успешно, то влияние более поздних негативных факторов будет значительно снижено, и наоборот.



Прежде всего, это имеет отношение к ситуации кормления, которая сопровождается сменой полярных состояний: удовлетворения или фрустрации. Сам ребенок, при этом, никак не может влиять на то, в каком соотношении эти состояния присутствуют. Это определяется личностью и характером матери, ее отношением к ребенку, ее настроением, состоянием и внешними обстоятельствами. Младенцу приходится иметь дело с тревогой неопределенности, и он может по-разному, в зависимости от его индивидуальных генетических и органических предпосылок эту данность переживать. Поскольку мыслительный аппарат на тот момент еще только формируется, содержимое этих ранних переживаний не перерабатывается в осмысленный опыт, а фиксируется на эмоционально-физиологическом уровне, и в сознательной памяти следов не имеет. В норме, если позитивный аспект кормления и в целом ухода преобладает, у малыша разовьется способность выдерживать фрустрацию, а эти ранние отношения с матерью оставят в психике положительный след, как приносящие радость и удовлетворение, создающие безопасность и вызывающие доверие. Если же уровень страдания превышает определенный рубеж, на том же бессознательном уровне фиксируется ощущение угрозы и отвержения, и происходит «выбор» стратегии психологической защиты и совладания.



Ребенок, например, может «принять решение» психологически вернуться к предыдущему, внутриутробному этапу, когда ресурсы тела матери были доступны всегда. Это стратегия слияния. Во взрослой жизни, мы можем этот механизм наблюдать в случаях, так называемых, созависимых пар, функционирующих как единый организм, когда как будто существует одна жизнь на двоих. Часто в таких парах отношения бывают дисгармоничны, мучительны, они не дают развиваться личности каждого, но цементирует их и делает прочными страх сепарации (отделения). Страх сепарации и страх зависимости – как две стороны одной медали.



Другая стратегия заключается в том, чтобы заменить желанную, но фрустрирующую материнскую грудь на суррогат, которым можно распоряжаться, и таким образом получить контроль над своим эмоциональным состоянием - как над удовольствием, так и над страданием. Этот путь ведет к различным формам аддикций, в том числе таких распространенных, как наркомания, алкоголизм, нарушения пищевого поведения, игромания и т.д. В обоих рассмотренных случаях, мы видим, что попытка избежать или уклониться от ситуации зависимости приводит к тому, что сама стратегия защиты начинает патологическим образом формировать структуру личности человека, порабощая ее и наделяя качеством «зависимой».



Но есть еще одна стратегия, на которой мне бы хотелось остановиться подробней. Я назвала бы ее - «больше никогда». В этом случае ребенок, прожив зависимый этап своего развития как мучительный, с большим «воодушевлением» движется в сторону обретения навыков самостоятельности. Он учится ходить, пользоваться горшком, владеть ложкой, манипулировать предметами. И по мере развития этих навыков, возникают бессознательные фантазии о возможности достижения полной самодостаточности и независимости. Мать и другие ухаживающие взрослые через эту призму, начинают восприниматься им как функциональные объекты, которые временно используются по назначению. Фиксация на этой позиции, в свою очередь, влияет на прохождение ребенком следующей ступени развития – так называемой эдипальной стадии, когда формируется поло-ролевая идентичность, и в дальнейшем переносится на сексуальную сферу. Женское материнское начало, как напоминающее о болезненном опыте – дискредитируется, обесценивается как слабое и нуждающееся, и низводится до уровня сексуального или ухаживающего объекта, причем обоими полами. По контрасту с этим, идеализируется мужская позиция как символ самодостаточности, силы и свободы от эмоциональной привязанности. Такой человек, во взрослой жизни, скорее всего, будет или часто менять партнеров, или обесценивать постоянного партнера, сводить все к отношениям взаимного «использования», рассматривая ситуацию как вполне благополучную. За успех такой стратегии придется заплатить глубоким чувством одиночества, пустоты и внутренней изоляции. Герметично защитив себя от боли, человек становится не досягаем и для животворящей энергии любви.



Для этой категории людей наиболее соблазнительными кажутся методы краткосрочной терапии и тренинги, основной посыл которых в том, что проблемы можно решить «по-мужски прокачав» психологические навыки или устранив симптомы. Таким образом, поддерживается и поощряется фантазия о личном всемогуществе, которое требует лишь починки или апгрейда. Выше уже говорилось о том, к чему приводят стратегии избегания столкновения с проблемной ситуацией. Ключевое отличие психоаналитического метода, в контексте поставленной проблематики, заключается в том, что установление долгосрочных отношений между пациентом и терапевтом является терапевтической задачей, а сами отношения, их развитие и завершение - предметом совместного исследования. В реальном живом взаимодействии, осуществляемом в определенных терапевтических рамках, начинают оживать, проявляться и разворачиваться привычные, но не осознаваемые до того, стратегии и сценарии. Осознания и изменения становятся возможными во многом благодаря тому, что терапевт не включается в навязываемый сценарий, а дает пациенту профессиональный отклик и поддержку. Терапевт, раз за разом, наглядно показывает «здесь и сейчас» как работают патологические защиты, как они подкрепляют ложное представление человека о себе, о своих чувствах, и подпитывают тем самым неоправданные ожидания в адрес других.



Например, одним из фрустрирующих моментов терапевтического процесса является необходимость оплачивать работу психотерапевта, особенно на этапе, когда терапевтические отношения сформировались и обрели характер доверительных и глубоких. Факт оплаты вызывает внутреннее напряжение, часто обесценивая для пациента помощь терапевта, так как воспринимается им как сигнал о том, что его не любят. Так происходит в силу того, что в его «репертуаре» превалирует детско-родительская модель взаимодействия. В этом случае пациент ожидает, что терапевт начнет заботиться о нем, и нести за него ответственность, не ожидая ничего взамен, как это происходит в отношениях между матерью и маленьким ребенком. Требуется время на то, чтобы пациент мог поменять восприятие этой ситуации. И если он удержался в долгосрочной терапии, осознал необходимость вкладывать в отношения с другим человеком то, что является ценным для него самого – в данном случае, это время, деньги, и душевный труд, если он научился ценить то профессиональное участие и время, которое терапевт вкладывает со своей стороны, то это хороший знак в пользу того, что психотерапевтический процесс даст позитивный надежный результат.

Таким образом, с проблемой дисгармонии в области отношений, которая может причинять не только душевные страдания, но так же проявляться физическими недугами, сексуальными дисфункциями, снижением интеллектуальной и творческой продуктивности, можно справиться, обнаружив ее и прожив заново в условиях профессиональной помощи и поддержки. Это позволяет сформироваться или дозреть тем психическим структурам, которые пострадали в младенчестве, и которые обеспечивают переход на новый уровень отношений здоровой привязанности и потребности в другом, без угрозы для автономности собственной личности. В контексте этой проблематики, любые другие методы сами по себе не могут быть эффективны, ибо «невозможно научиться плавать, не замочив ног». Упражнения на суше могут существенно улучшить физическую форму и самочувствие, развить духовно и интеллектуально, но чтобы поплыть, нужно войти в воду.





Кадырова Елена Гаррьевна
, клинический психолог, психоаналитический терапевт





Об авторе статьи

`
Кадырова Елена Гаррьевна

Рейтинг психолога: 4 4

Кадырова Елена Гаррьевна

Клинический психолог, психоаналитический терапевт
Город: Москва
  •   Отношения
  •   Личность
  •   Здоровье
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Вопросы психологии
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Кризисы и травмы
  •   Секс


Елена Кадырова |
В комментариях к статье на Фейсбуке меня попросили разъяснить, что значит "фрустрация в ситуации кормления" и в какой момент она возникает? Отвечаю. Чтобы хоть как-то представить себе, что ребенок может чувствовать, вообразим ситуацию, когда все, что может утолить чувство голода и жажды, находится внутри холодильника, ключ от которого находится в ведении некоего могущественного существа, которое наполняет его и открывает по своему усмотрению. Но и это еще не все. Ведь ребенок нуждается не только в физической пище, но и, назовем ее так - психической. Качество этой «пищи» также полностью зависит от матери, от ее эмоционального состояния и вообще способности быть в полноценном психическом контакте с малышом. А это, в свою очередь, определяется личностью и характером матери, ее отношением к ребенку, ее настроением, эмоциональным состоянием и внешними обстоятельствами. Когда мама погружена в депрессию или находится в тревожном напряжении (в том числе по поводу здоровья младенца), она автоматически выключается из контакта с ребенком «здесь и сейчас», она эмоционально отсутствует, и уже не способна «насытить» его эмоциональный голод теплом, любовью, ощущением безопасности. В этом случае ребенку приходится «утешаться» и удовлетворять свой психический голод, увы, тоже молоком. Не правда ли эта ситуация напоминает ту самуюхорошо известную привычку «заедать» стресс и одиночество? Тем более, что «ключи» от холодильника теперь уже в наших руках. Таким образом, каждому человеку приходится проживать этот сложный драматический этап своего развития. И то, как именно этот опыт встроится в структуру его личности, зависит от индивидуальных генетических и органических предпосылок.

Добавить новый Комментарий


Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍