articles
Этой статьей я продолжаю рассмотрение мифа об Амуре и Психее в психоаналитическом ключе. Юнгианские комментарии к этому произведению создал Э. Эдингер, и вот аналитический взгляд на то, что происходит с Психеей после того, как от нее улетел разоблаченный Амур.
На первый взгляд содержание четырех заданий, данных Психее Афродитой, представляется лишенным всякого смысла, однако, если мыслить символически, так, как мыслит наше бессознательное, образами или картинками, мы изменим свое мнение на этот счет.
Выступая в роли «Ужасной Матери», или Мачехи из сказок о Золушке и иже с нею, являясь божественной свекровью Психеи, Афродита дает ей классическое сказочное первое задание: перебрать и рассортировать огромную кучу перемешанных семян ячменя, проса, мака, гороха, чечевицы и бобов. Суть этого задания- навести порядок в хаосе семян, аморфное месиво которого символизирует уроборическое состояние маскулинности — неразброчивость и беспорядочность в половых связях.
Золушке на помощь пришли голуби, птицы Афродиты. Но это было много позже, чем те времена, когда Психея враждовала со своей свекровью. Голубей Афродита не дала бы ей, конечно, на помощь девушке пришли муравьишки, разобравшие всю кучу семян по сортам.
Как правило, образы животных-помощников говорят об активности инстинктивного модуса бессознательного. Муравьи могут указывать на вегетативную нервную систему, на глубокий уровень инстинктов, поскольку отстоят от человека довольно далеко по эволюционной лестнице. Таким образом, силам промискуитета, которыми заведует Афродита ( порождающая страсть), Психея противопоставляет упорядочивающие силы человеческого инстинкта.
Психея одержима внутренним бессознательным принципом (феминным), который побуждает ее выбирать, сортировать, отсеивать и выбирать, найти свой путь в этой неразберихе. Психея достигает в своем развитии стадии избирательности.
Второе задание Афродиты заключается в требовании принести богине моток шерсти «овец, покрытых золотым руном». Овны, свирепые и страшные, (символ Императора, это на самом деле отважные животные, живущие высоко в горах), символизируют солярный (солнечный) принцип. Они свирепы днем, как палящее солнце, символизируя маскулинную ярость.
Тростинка, нашептавшая Психее о том, как поступить, представляет Овнов как разрушительные магические силы. Тростинка запретила ей подходить к Овнам пока светит солнце и на Овнов нападает бешенство всех кусать и бодать, и предложила подойти к ним ночью, чтобы состричь немного шерсти.
Состричь шерсть, получить прядь волос, вспомним еще обритого Далилой Самсона, лишившегося своей силы. Отсриженный клочок шерсти символизирует «кастрацию» маскулинности, лишение потенции. И Афродита ждет-не дождется, что солярные Овны разорвут в клочья нахальную девчонку, покушающуюся на святое.
Тростинка, связанная с «нижними водами земли», с бессознательным, с водой, противоположностью солнца Овнов, откуда она берет умение быть гибкой и упругой, предает Психее растительную мудрость роста. Полдень не вечен, говорит тростинка, придет ночь и маскулинный принцип сблизится с феминным. С заходом солнца наструпает время любви, и Психея получает без боя шерсть золотых Овнов. Стало быть, чтобы вступить в любовные отношения с маскулинным принципом, феминности надо слушать свои инстинкты. Следуя ночным путем выжидания (мудрость роста), она получает то, что ей нужно от мужчин (Овнов) добровольно. Правильным подходом феминнотси к маскулиности является не борьба, а установление контакта, любовь.
Психея противопоставлена Медее и Далиле, жестокостью и силой отобравших волосы Самсона и Золотое Руно.
Третий раз Афродита отправляет Психею наполнить кувшин водами источника, питающего подземные реки Стикс и Коцит. Источник тот находится высоко в горах и охраняется драконом. На счастье Психеи в небесах появляется Орел Зевса и выполняет поручение богини.
Мотив получения живой воды. Источник, спускающийся с высоких гор в подземное царство, наверное, обладает особой силой, объединяя высшее и низшее. Афродита считает, что круговороту этой воды ничто не сможет помешать, даже ее часть не может быть помещена в сосуд, однако, ошибается.
Течение жизни (источник) невозможно (казалось бы) ограничить, однако, тело Психеи, как волшебный феминный сосуд принмиает в себя этот поток, и обеспечивает ему покой и стабильную форму. Придать жизни зримые очертания — дать духу форму и обозначить его границы. Поток живой воды видится юнгианцам как маскулинный принцип оплодотворения, проникающий внутрь с целью зачатия. Психее необходимо принять в себя этот поток, и удержать в себе. Данное формообразующее и ограничивающее свойство является основой принципа индивидуации, который и воплощает Психея.
Орел, доставший для Психеи воду, также олицетворяет маскулиный принцип Духа, с которым Психея может взаимодействовать, потому что выполнила первые задания и «подружилась» с маскулинностью, познакомилась с ней ближе и может с ней взаимодействовать с ней на уровне Духа.
Итак, дорогие друзья, три подвига Психеи рассказывают женщинам о женщине. О принципе Феминности.
О том, что женщина разбрчивее в связях, чем мужчина. Она готова выбирать, отсеивать, классифицировать. На инстинктивном уровне Психея, а, значит, и каждая женщина понимает отличие «проса от бобов», и стремится не ко всем мужчинам, в отличие от мужского, маскулинного принципа оплодотворить, что движется, а что не движется- подвигать и тоже оплодотворить. Она выбирает. Как Психея достигает стадии избирательности, так и женщина становится способной выбрать для союза определенного мужчину, не всех сразу и вперемежку.
О том, что, как говорится в присказке, «ночная кукушка дневную перекукует». С мужчиной неэффективно и опасно взаимодействовать с помощью его оружия — силы, напора, экспансии. Солярного принципа волшебных Овнов. На территории мужской яростной прямолинейной силы женщина потерпит поражение. Лунная женская энергия, мягкая, как лунный свет, а точнее, солнечный, но отраженный луной, достигнет цели вернее и без боя. Тактичность и мягкость, доверие своей интуиции. Тростинка учит Психею мудрости, которую она сама достала из глубины подземных вод — из бессознательного.
Быть гибкой эмоционально и психологически. Такой быть учит тростинка Психею. Не выходить на неравный бой при солнечном свете, а попросить о том, что хочется под Луной. Не во время секса, тут не об этом, хотя, конечно, все задания довольно эротичного характера, все про любовь и единение. В мифе — про мягкость и покладистость, про заявление о своих потребностях с иной позиции, иной, чем у мужчин, которые требуют и завоевывают. Отбирают.
Еще более эротично выглядит трете задание. Психее приходится путем метафоры стать хрустальным сосудом, вбирающим в себя поток жизни и смерти. Приносит ей те воды Орел Зевса — символ маскулинного Духа. Усматривается аллюзия на зачатие. Кто, как не женщина сможет выносить и родит дитя? Трансформировать поток жизни и смерти в своем теле, как в волшебном сосуде? Рождая новую жизнь, женщина дает тело — форму. Дарует Жизнь. Но так как форма наша (тело) со временем разрушится, то, давая эту жизнь, любая женщина одновременно обрекает на смерть того, кто был рожден. И только Дух, согласно религиозным учениям, останется нетленным. Как Орел, он снова воспарит к небесам. Получив семя от маскулинного принципа в сфере духа (воду от Орла), Психея, как и каждая женщина, получив семя от мужчины, способна выносить его, родить, придав ему форму. Психея выполнила это задание, оказавшись способной принять в себя, как в сосуд, живую/мертвую воды Мира.
В мифах и волшебных сказках бывает три задания. Но этот миф, наверное, для радости К.Г. Юга с его четверицей, означающей целостность ( или крест) имеет четвертое задание. Принцип индивидуации по Юнгу включает формулу три плюс один. Таково, отличное от трех предыдущих, четвертое задание. Его Психее надо выполнить самой, без волшебных помощников.
Ей предстоит путешествие в преисподнюю. Во владения Персефоны, теневой сущности Афродиты. Совет Психее дает Башня, олицетворяющая как мужской фаллический принцип, так и женский, поскольку она полая. Башня объясняет Психее как она может одолеть союз четырех богинь, среди которых Афродита, Гера и Деметра, а также Персефона, воплощающих как верхний, так и нижний миры. Никто не в силах преодолеть этот путь и не отваживается сопровождать ее. Задача Психеи — принести с того света нечто в мир людей.
Мы путешествуем с Психеей по мотивам сказочных законов: отдать монету Перевозчику, накормить Цербера, зато самой не есть ни крошки в потустороннем мире. Все эти мотивы являются архетипическим содержанием легенд многих народов.
Кроме указанного, Башня учит Психею не оказывать помощь погонщику ослов, утопленнику и ткачихам. Смысл наказа — не поддаваться недозволенной жалости. Психее в нижнем мире предстоит процесс инициации, перехода в иное состояние. Любой запрет, таким образом, выражает требование устойчивости эго. Подчинение себя добровольной аскезе. Ограничении себя.
Задача Психеи — игнорировать требования своего ближайшего окружения во имя достижения своей личной цели. Отстаивать свои границы.
Помощь, как таковая, всегда подразумевает мистическое соучастие, которое создает отношение тождественности между помощником и принимающим помощь, а это опасно для неокрепшего сознания. Опасно созависимостью, как понимаете. В сказе «Лубяная избушка Зайки и ледяная избушка Лисы» мы все помним, чем закончилась помощь Зайчика Лисе. Из избушки его и выгнали. Пришлось медведю вступаться за слабого «косого».
Помощь формирует общность. Отказываясь от пышного угощения Персефоны, Психея избегает попасть во власть богини, что обязательно случилось бы, разделив она с ней трапезу.
В ходе путешествия по царству Аида, Психея все больше полагается на свое сознание, чем на инстинкты. Ее путешествие напоминает «ночное плавание по морю» в погоне за индивидуацией. Итог пути — постижение своей цели и обретение устойчивости Эго, своих границ, осознавание своих чувств и желаний. Она теперь способна выбирать сознательно свой путь, а не идти на поводу инстинктов и обстоятельств.
Психее удалось вернуться в мир людей. И принести с собой баночку с мазью, дарующую красоту. По всей вероятности, мазь «вечной молодости» подразумевает непреходящую молодость Смерти. Это гибельное очарование беспробудного сна. Ослепительная роскошь хрустального гроба. Такова красота нерушимой девственности, в отсутствии любви к мужчине. Великолепие Персефоны лишено человеческого, оно наполнено божественным совершенством, и Афродита хочет упокоить Психею, заставить ее регрессировать до бессознательного уровня после всех испытаний, которые она выдержала.
Женщину, влюбленную в Эроса, Афродита, как злая мачеха, пытается низвести до уровня Девы, замурованной в хрустальный гроб. Стоит только воспользоваться мазью, получишь красоту и молодость — соблазн велик. И Психея поддается ему. Она открывает баночку и погружается в сон. Беспробудный. Почти как невеста Елисея в сказке о Мертвой Царевне.
Засыпая мертвым сном, Психея возвращается к Персефоне. Психея становится теперь Корой-Персефоной, и низводит ее в нижний мир не Аид, а Великая Мать, Афродита-Персефона, дарующая как Жизнь, так и Смерть.
Причина неудачи Психеи, такой казус на выходе из испытаний — в досадной смеси любопытства и тщеславия. И тем не менее, она не знает о своем крахе, поскольку, этот крах приносит ей победу. Сам Эрос прилетает разбудить ее. Прилетает потому, что Психея готова отдать себя всю, целиком, подвергнуться смертельной опасности, только чтобы стать чуть более красивой для своего супруга. Этот провал Психеи можно назвать добровольной капитуляцией, призывом о помощи, попыткой феминной психики позволить себя спасти.
Башня однозначно предупреждает Психею не открывать баночку, но Психея крадет сокровище богинь, доставшееся ей так трудно. Вначале мифа Психея проклинает свою красоту, сослужившую ей дурную службу, она навлекла на нее проклятие Афродиты. Сейчас она готова жизнь положить на то, чтоб стать красивой, красивее самой Афродиты. Чем и вступает с ней в противостояние почти на равных. Психея желает стать равной своему божественному супругу.
Подобно тому, как Психея вначале мифа жертвует райским темным Эросом во имя развития духа, теперь на готова отдать в жертву свои духовные достижения ради обретения вечной красоты и молодости, чтоб стать желанной Эросу. Она делает чудовищный выбор и низвергается куда то. Парадоксально, но это не обычная регрессия духа, это низвержение дарует восстановление с глубинным источником ее феминности, с ее «водами бессознательного». Она обретает красоту любящей женщины, которая желает быть прекрасной в глазах своего возлюбленного. Психея обновляет свю связь со своим феминным центром, со своей Самостью. Она открыто заявляет о своей любви и возвращает на новом витке спирали свою феминную сущность.
Психея получает прощение Афродиты-Персефоны и принимается в сонм олимпийских богов. Феминное крушение Психеи заставляет Эроса вмешаться в ситуацию, проявить себя мужчиной, избавившись от облика юнца, смывшегося от своей супруги. Потребность Психеи в спасении вызволяет эроса из заточения из замка своей матери. Он прилетает, чтобы разбудить свою жену, носящую его ребенка.
Через жертву и смерть героини ее божественный любовник трансформируется в героя избавителя, поскольку обнаруживает в Психее реальность феминного таинства перерождения посредством Любви. Эрос, благодаря человеческой Психэ, постигает, что любовь сильнее смерти. Зевс возносит Психею на Олимп, отдавая должное человеческой феминности, которая за счет величия своей любви утверждает собственное богоподобие.
Ваша Ирина Панина
Вместе мы отыщем путь к вашим скрытым возможностям.