Ребенок не хочет учиться. Для любого детского психолога – это обычный и частый запрос. Многие родители сейчас ищут ответ на вопрос: как мотивировать ребенка на учебу, что делать, чтобы ребенок учился. А сколько вебинаров на эту тему можно увидеть на просторах интернета! И каждый родитель, который хочет получить ответы на свои вопросы, записывается, регистрируется с надеждой на то, что вот сейчас мне точно скажут, почему мой ребенок не хочет учиться и что с этим делать. Но ожидания не оправдываются, конкретных указаний нет, прямого ответа на поставленный вопрос нет, только общие советы, рецепт не выписан, как говорится. А почему? Потому что обобщенно можно говорить только о симптоме. Для симптома есть лекарство. Головная боль - симптом разных болезней. Выпил обезболивающее, и боль прошла. А сколько серьезных болезней таким образом остается в запущенном состоянии! Ведь исследование причины этих болей – это уже начало лечения. В психологии чего-то похожего на фармацевтику, к счастью, нет. Сразу надо идти вглубь проблемы.
Ребенок не учится – это симптом. Причину нужно искать в каждом случае отдельно. И, к сожалению, без похода к специалисту самому родителю будет сложно разобраться.
Приведу несколько примеров из своей практики.
- Представьте себе семью, в которой уставшие родители после работы делают дела по дому, одновременно подгоняя ребенка с домашним заданием. Потом сидят в своих гаджетах или смотрят телевизор, а того хуже, еще и ругаются без конца. За ужином они без конца жалуются на то, как все на работе плохо, жизнь сложная… Выходные дни проходят также. Нет интереса, нет желания новых ощущений, нет жажды познания чего-то нового. Слова «театр, рыбалка, поход, путешествия, прогулка на природе» ушли глубоко в пассивный словарь. Узнается? Для кого-то, да. А теперь вопрос: откуда интерес учиться и познавать новое возьмется у ребенка?
- Семья, где мама все время недовольна папой. Причем недовольной мама может быть по любому поводу – работой, нехваткой денег, родственниками, друзьями (список можно писать бесконечно). Ребенок в такой семье играет роль стабилизатора. Как? Отвлекает маму от папы: «У меня еще хуже, чем у папы, займись мной и оставь отца в покое». Ребенок может и учился бы, но так семье будет лучше, так она сохранится.
- Семья, в которой вечный спор «свекровь – сноха, мать – дочь». Мама ребенка воспитывает так, как считает нужным, мама читает современных авторов, вроде все делает правильно. Но… Бабушка – человек старой закалки, указывает на ошибки мамы и считает, что мать все делает не так, и у нее, у бабушки, внук был бы более воспитанный и учился бы на «отлично». Ребёнок любит и маму, и бабушку, если он будет учиться слабо, он предаст маму, если будет учиться на одни пятерки, предаст бабушку. И что он выбирает? Он учиться даже не пытается.
- Семья, в которой супруги давно уже утратили искренние отношения, не испытывают никаких чувств друг к другу. Но по каким-то причинам все еще живут вместе (дети, материальные соображения, мораль и т.д.). Что происходит в такой ситуации. Один из супругов эмоционально примыкает к ребенку, становится его другом, союзником и находит силы и смысл оставаться в браке. Конечно, ребенок эту ситуацию считывает в свою пользу и манипулирует. Если мама поругает, папа защитит, или наоборот, смотря с кем «заключен союз». На консультации сложно взрослому открыть глаза на то, что происходит в его семье. Идет отрицание, так как происходит все неосознанно.
В такой же семье, где муж с женой как пара не имеют уже никаких общих интересов, ребенок может принять другую позицию. Нежелание ребенка учиться заставляет родителей соединиться и заняться ребенком. Есть общая проблема и надо ее решать. Так ребенок сохраняет семью.
Мама приходит с жалобой, что ребенок отключается на уроках, «летает в облаках», учит правило или стих дома, в школе не может рассказать, не справляется с поведением, быстро устает, уроки делает долго, ленивый, безвольный. И при этом всем, кроме школы он посещает разные кружки и секции. «Главное, чтобы был чем-то занят, чтобы не было свободного времени на глупости». Делаем диагностику, а у него вероятность минимальных мозговых дисфункций (психолог не ставит диагноз!), отправляем ребенка к невропатологу, и просим родителей отменить кружки, не переутомлять ребенка, чаще хвалить.
Вывод: В каждой семье своя причина. Что делать, если ребенок не хочет учиться? Разбираться с собой, семейными отношениями, детско-родительскими отношениями, следить за здоровьем ребенка и работать над причинами.