articles
Согласно новостям, за последний год среди россиян значительно возросло число обращений к гадательным практикам, и многие люди даже предпочитают их психологии и психотерапии, что говорит об актуальности таких практик для современного человека. В данной статье я не буду пытаться с точки зрения психологии объяснить механизм их действия или высказываться за или против подобных практик (ведь каждый решает это для себя сам), но лишь обозначу психологические процессы, происходящие во время них, и связанные с ними риски.
Итак, популярность гадательных практик может быть объяснена их простотой и желанием людей верить в чудо. В отличие от психотерапии, которая предполагает длительный формат, регулярное посещение, вовлечённость клиента в работу над собой и большую ответственность, гадательные практики отличаются куда большей простотой. Гадалке можно задать тот или иной вопрос и получить ответ без особых усилий со своей стороны. Да, она может дать совет, который трудно выполнить на практике, но, в отличие от психотерапии, обращение к гаданию подразумевает доверие человеком своей судьбы и проблемы неким "высшим силам", которые стоят за процессом гадания.
Из такой структуры процесса и вытекают многие риски. Во-первых, информация, которую человек получает при гадании, далеко не всегда является достоверной. Если бы она была исключительно ложной, люди вряд ли обращались бы за этими услугами, и обычно они находят в ней для себя долю истины. Но рядом с истиной может быть скрыта и ложь, и порой одно трудно отличить от другого. На практике всегда что-то сбывается, а что-то - нет, а опасность состоит в том, что человек может принять на веру всю эту информацию. И не всегда это позитивная и полезная информация. Она может быть и ошибочной, и тревожащей, и пугающей, а человек на основе этой информации выстраивает свои стратегии поведения и принимает решения.
Во-вторых, сам процесс гадания содержит в себе риск зависимости от него. Погадав раз, человек обычно хочет обратиться к гадательным системам повторно. Особенно, если у него успешно получилось решить проблему. А затем ещё и ещё. В итоге высок риск, что человек начнёт обращаться к гадалке по любому мелочному поводу - какой пылесос купить, стоит ли на этой неделе подаваться на повышение, стоит ли идти на то или иное свидание. Чрезмерно увлечённый такими практиками человек отказывается от ответственности за собственную жизнь и перекладывает её на гадалку. Именно она должна озвучить ему решение - как ему быть в конкретной ситуации. И ситуация становится страшной, если такой клиент полностью теряет ориентиры и связь с собой, передоверяя все важные жизненные решения картам или звёздам.
В-третьих, в гаданиях всегда есть элемент случайности и совпадения. Этот механизм был описан К.Г. Юнгом термином "синхронистичность", когда психические и материальные события совпадают во времени. Подробно данный феномен в контексте гадательных практик проанализирован ученицей Юнга, Марией-Луизой фон Франц в книге "Психэ и материя". Обращаясь к любой предсказательной системе, психологически мы выпадаем из измерения времени и надеемся получить ответ из вечности. Из единой сферы вечного знания, где материя и дух неразрывны. Вне зависимости от того, существует ли эта сфера в реальности (юнгианская психология не даёт ответа на этот вопрос, обходя его "благородным молчанием", поскольку ответ на этот вопрос лежит за пределами того, чем может заниматься наука и психологическая практика), архетипически человек делает запрос именно к ней. Соответственно, вся предсказательная практика завязана на совпадении случайностей. Но, согласно описаниям Юнга, "синхронистичность" - это не то явление, которое мы можем организовать по собственной воле или заказать, как шоу. На практике мы можем лишь фиксировать, наблюдать это явление (когда совпадение по-настоящему происходит), но никак не можем сознательно на него влиять. Соответственно, мы можем обращаться к тому или иному инструменту в ожидании чуда, но у нас нет гарантий, что чудо произойдёт. Нет гарантий, что карты сейчас не врут. Нет гарантий, что они советуют нам лучшее решение. Тем более, что момент совпадения всегда происходит здесь и сейчас, в настоящем, но психика человека и ситуация могут меняться. В то же время ответ карт, звёзд или иных систем фиксирует его внимание на неизменном - они дают ответ, который в дальнейшем может ограничивать человека в действиях и взгляде на ситуацию, хотя до получения этого ответа он был более свободен в том, чтобы изменить и то, и другое. К примеру, если до гаданий женщина могла сомневаться в том, стоит ли ей подавать на развод, и ещё был шанс сохранить отношения, после гадания, которое говорит ей, что однозначно стоит, степень её свободы значительно снижается, ведь теперь она принимает эту информацию на веру, как аргумент.
В-четвёртых, в гаданиях есть риск отчуждения человека от самого себя и реальности. Вместо того, чтобы прямо побеседовать с партнёром о своих и его чувствах либо наедине, либо в кабинете психолога, зачастую люди предпочитают обращаться к гадалкам с вопросами "что он чувствует ко мне?", "что она обо мне думает?". Какими бы точными ни были интерпретации карт, в любом случае, они не могут в полной мере передавать чувства и намерения другого человека, которые изменчивы по своей природе. Попытка заменить реальные диалоги с другими людьми и реальные прояснения символической реальностью чреваты утратой контакта с собой и с миром. В конечном итоге, человек может начать сомневаться не только в том, что чувствуют другие, но и в том, что чувствует он сам, ведь карты могут говорить одно, а на практике может происходить совершенно другое - то, что выходит за пределы узкой интерпретации.
В-пятых, практика гаданий может побуждать к постоянным сомнениям и навязчивым мыслям. В процессе гаданий человек чаще всего получает то верную информацию, то - нет, то полезную, то - не очень, поскольку ни один человек не может знать будущее с исключительной точностью - именно поэтому процесс гаданий является завораживающим и увлекательным. Неточность предсказательных систем обусловлена как человеческим фактором, так и самой природой лежащих в их основе символов, которые могут быть истрактованы максимально широко, а также могут подразумевать переносное, а не буквальное значение. В итоге, если сегодня клиент услышал что-то, что ему подходит и откликается, а завтра - что-то чуждое своему умонастроению и мироощущению, он начнёт постоянно сомневаться и вступать во внутренний конфликт с тем, что говорят ему карты. А это состояние чревато фоновым чувством неуверенности в себе, тревоги и фрустрации, поскольку надежды на точные ответы не всегда оправдываются, точность является лишь частичной и ограниченной, а отделить правду от вымысла самостоятельно бывает затруднительно (особенно, если вопрос к картам касается будущего, которое ещё не произошло, или чувств других людей, которые непосредственно нам недоступны). Таким образом, как-либо проверить результаты гаданий на практике бывает затруднительно. Если нам предсказали, что, выполняя какие-то конкретные действия, мы выйдем замуж через 5 лет, то без выполнения этих действий и ожидания сроком в 5 лет мы ничего не может сказать о достоверности этого предсказания, но все 5 лет мы можем терзать себя вопросами "правда это или нет?", "сбудется ли оно?", что, в конечном итоге, вносит смуту, расшатывает спокойствие человека и рискует привести к неврозу.
Подводя итоги, важно отметить, что психолог не может давать клиенту советов или высказываться против религиозных или иррациональных аспектов его мировоззрения. Более того, иррациональное укоренено в каждом из нас, поскольку ещё со времён архаичных культур магические и гадательные практики были способом саморегуляции для человека и упорядочивания им хаотичного мира. Многие механизмы мышления современного человека также протекают бессознательно и иррационально - интуитивное принятие быстрых решений, культурная практика бросания жребия и т.д. Одной из подобных практик является практика гаданий и, в целом, нет ничего ужасного, если люди иногда обращаются к ней. Однако при этом важно понимать опасности и риски, а также знать меру и сохранять критику, поскольку игра с бессознательным и иррациональными механизмами психики подобна игре с огнём, и в поисках помощи самое главное - не навредить себе ещё больше.