articles
Самоэффективность
Отличия – осознание – фокус.
Часть 1: отличия:
Когда речь заходит о понятии эффективности как оценки, нельзя не согласиться, что под эффективность (чаще всего) подразумевается эффективность какого-либо процесса и тех результатов, к которым он привел. Например, как выстраивает рабочий процесс сотрудник; какие усилия он прилагает, и каковы результаты его работы. В учебном процессе результат эффективности может считаться успеваемость учеников, их оценки и т.д.
Но в рабочей сфере или сферы обучения, оценка эффективности носит двойственный характер. В самом деле, может возникнуть ряд вполне объективных вопросов:
- кто оценивает эффективность?
- как оценивает (по каким критериям/ объективно - субъективно)?
- что оценивают (сам процесс/ результат/ или и то и другое)?
- объективна ли система оценки?
В основном это факторы «обратной субъективности»; когда не Вы оцениваете себя, а Вас оценивает кто-то. Вас, Вашу деятельность и Ваши процессы. А иногда и результаты (хотя этот пункт скорее относится к более объективным показателям).
Ну с результатами понятно – в работе это может быть прибыль, которую принес сотрудник или нет (то есть эффективен он на этой работе или нет); выполняет ли сотрудник какие-то плановые показатели, как он встраивает взаимоотношения с коллегами и клиентами и прочее. В учебном процессе тоже довольно все прозрачно: существуют бальные системы оценок, которые зачастую и служат мерилом эффективности студента и преподавателя.
Однако даже самый круглый отличник может и не быть при этом самым эффективным студентом, поскольку его отличные баллы могут вовсе не означать, что он усвоил материал, а не просто вызубрил его ради оценки. Он эффективен в получении оценки, но возможно не столь эффективен в получении реальных знаний, которые можно применить на практике (в реальности).
То же самое и в рабочей сфере; даже если сотрудник являет собой показатель продуктивности (что отражает количество), это не говорит о том, что он является эффективным (что отражает качество). Но тут смотря, какие показатели от него ждет руководство.
Но в любом случае, эффективность – это своего рода система оценки того, как человек справляется с теми или иными задачами, сложностями, ситуациями и прочее. Но чаще, эффективность оценивается из внешней среды. Снаружи внутрь. И тогда, если человек не согласен с какой-либо оценкой, он вернется к вопросам, описанных выше. А как известно, все это может крайне негативно сказаться на самооценке, самоактуализации, потенциале личности и т.д.
Самоэффективность в психологии человека подразумевает осознанную способность человека справляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и функционирования личности в целом. Данное определение ввел Альберт Бандура. По его мнению, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях. В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданиями успеха, обычно ведет к хорошему результату и таким образом способствует самоуважению. Напротив, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием провала, обычно приводит к неудаче и таким образом снижает самоуважение. С этой точки зрения, люди, считающие себя неспособными справиться со сложными или опасными ситуациями, вероятно, будут уделять чрезмерное внимание своим личным недостаткам и постоянно изнурять себя самокритикой по поводу собственной некомпетентности. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение. И напротив, люди, верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достижении своих целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны предаваться самокритике
Здесь речь идет уже об оценки самого себя и своей личной эффективности. Осознание оценки происходит не снаружи внутрь (от начальника, учителя, родителей, общества), а изнутри наружу. Процессы, деятельность, выборы не регулируются кем-то; напротив, происходит саморегуляция, которая строится на трех компонентах: самонаблюдении, самооценки (оценивания себя) и самоответа. Ключевое здесь приставка «само». При самоэффективности, процессы оценки, самопонимания и результативности деятельности исходят из самой личности.
В этом главное отличие самоэффективности от понятия эффективности. Что я сделал, для того, чтобы…, а не что произошло, что привело меня к тому-то…