articles Самоэффективность (часть первая из трех)
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Самоэффективность (часть первая из трех)



Самоэффективность

Отличия – осознание – фокус. 

Часть 1: отличия:

Когда речь заходит о понятии эффективности как оценки, нельзя не согласиться, что под эффективность (чаще всего) подразумевается эффективность какого-либо процесса и тех результатов, к которым он привел. Например, как выстраивает рабочий процесс сотрудник; какие усилия он прилагает, и каковы результаты его работы. В учебном процессе результат эффективности может считаться успеваемость учеников, их оценки и т.д.

Но в рабочей сфере или сферы обучения, оценка эффективности носит двойственный характер. В самом деле, может возникнуть ряд вполне объективных вопросов:

- кто оценивает эффективность?

- как оценивает (по каким критериям/ объективно - субъективно)?

- что оценивают (сам процесс/ результат/ или и то и другое)?

- объективна ли система оценки?

В основном это факторы «обратной субъективности»; когда не Вы оцениваете себя, а Вас оценивает кто-то. Вас, Вашу деятельность и Ваши процессы. А иногда и результаты (хотя этот пункт скорее относится к более объективным показателям).

Ну с результатами понятно – в работе это может быть прибыль, которую принес сотрудник или нет (то есть эффективен он на этой работе или нет); выполняет ли сотрудник какие-то плановые показатели, как он встраивает взаимоотношения с коллегами и клиентами и прочее. В учебном процессе тоже довольно все прозрачно: существуют бальные системы оценок, которые зачастую и служат мерилом эффективности студента и преподавателя.

Однако даже самый круглый отличник может и не быть при этом самым эффективным студентом, поскольку его отличные баллы могут вовсе не означать, что он усвоил материал, а не просто вызубрил его ради оценки. Он эффективен в получении оценки, но возможно не столь эффективен в получении реальных знаний, которые можно применить на практике (в реальности).

То же самое и в рабочей сфере; даже если сотрудник являет собой показатель продуктивности (что отражает количество), это не говорит о том, что он является эффективным (что отражает качество). Но тут смотря, какие показатели от него ждет руководство.

Но в любом случае, эффективность – это своего рода система оценки того, как человек справляется с теми или иными задачами, сложностями, ситуациями и прочее. Но чаще, эффективность оценивается из внешней среды. Снаружи внутрь. И тогда, если человек не согласен с какой-либо оценкой, он вернется к вопросам, описанных выше. А как известно, все это может крайне негативно сказаться на самооценке, самоактуализации, потенциале личности и т.д.

Самоэффективность в психологии человека подразумевает осознанную способность человека справляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и функционирования личности в целом. Данное определение ввел Альберт Бандура. По его мнению, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях. В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданиями успеха, обычно ведет к хорошему результату и таким образом способствует самоуважению. Напротив, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием провала, обычно приводит к неудаче и таким образом снижает самоуважение. С этой точки зрения, люди, считающие себя неспособными справиться со сложными или опасными ситуациями, вероятно, будут уделять чрезмерное внимание своим личным недостаткам и постоянно изнурять себя самокритикой по поводу собственной некомпетентности. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение. И напротив, люди, верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достижении своих целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны предаваться самокритике

Здесь речь идет уже об оценки самого себя и своей личной эффективности. Осознание оценки происходит не снаружи внутрь (от начальника, учителя, родителей, общества), а изнутри наружу. Процессы, деятельность, выборы не регулируются кем-то; напротив, происходит саморегуляция, которая строится на трех компонентах: самонаблюдении, самооценки (оценивания себя) и самоответа. Ключевое здесь приставка «само». При самоэффективности, процессы оценки, самопонимания и результативности деятельности исходят из самой личности.

В этом главное отличие самоэффективности от понятия эффективности. Что я сделал, для того, чтобы…, а не что произошло, что привело меня к тому-то…






Об авторе статьи

`
Ермолов Алексей Юрьевич

Рейтинг психолога: 7 7

Ермолов Алексей Юрьевич

Психолог-консультант Работаю в направлениях Гештальт-терапия и КПТ
Город: Москва Стоимость приема: 2500 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Стресс
  •   Успех
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт, провожу индивидуальные консультации и...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, семейный консультант. Преподаватель Московский институт...
Психолог Сонина Инна

Сонина Инна

Психолог, клинический психолог, арт-терапевт, преподаватель высшей школы, бизнес-тренер,...
Психолог Горбова Александра Андреевна
Консультация по Skype

Горбова Александра

Психолог в интегративном подходе, работаю со взрослыми, индивидуально
Психолог Лизогуб Полина Владимировна

Лизогуб Полина

Работаю в направлениях: Метафорические ассоциативные карты (МАК), Песочная терапия,...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍