articles Самоэффективность (часть первая из трех)
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Самоэффективность (часть первая из трех)



Самоэффективность

Отличия – осознание – фокус. 

Часть 1: отличия:

Когда речь заходит о понятии эффективности как оценки, нельзя не согласиться, что под эффективность (чаще всего) подразумевается эффективность какого-либо процесса и тех результатов, к которым он привел. Например, как выстраивает рабочий процесс сотрудник; какие усилия он прилагает, и каковы результаты его работы. В учебном процессе результат эффективности может считаться успеваемость учеников, их оценки и т.д.

Но в рабочей сфере или сферы обучения, оценка эффективности носит двойственный характер. В самом деле, может возникнуть ряд вполне объективных вопросов:

- кто оценивает эффективность?

- как оценивает (по каким критериям/ объективно - субъективно)?

- что оценивают (сам процесс/ результат/ или и то и другое)?

- объективна ли система оценки?

В основном это факторы «обратной субъективности»; когда не Вы оцениваете себя, а Вас оценивает кто-то. Вас, Вашу деятельность и Ваши процессы. А иногда и результаты (хотя этот пункт скорее относится к более объективным показателям).

Ну с результатами понятно – в работе это может быть прибыль, которую принес сотрудник или нет (то есть эффективен он на этой работе или нет); выполняет ли сотрудник какие-то плановые показатели, как он встраивает взаимоотношения с коллегами и клиентами и прочее. В учебном процессе тоже довольно все прозрачно: существуют бальные системы оценок, которые зачастую и служат мерилом эффективности студента и преподавателя.

Однако даже самый круглый отличник может и не быть при этом самым эффективным студентом, поскольку его отличные баллы могут вовсе не означать, что он усвоил материал, а не просто вызубрил его ради оценки. Он эффективен в получении оценки, но возможно не столь эффективен в получении реальных знаний, которые можно применить на практике (в реальности).

То же самое и в рабочей сфере; даже если сотрудник являет собой показатель продуктивности (что отражает количество), это не говорит о том, что он является эффективным (что отражает качество). Но тут смотря, какие показатели от него ждет руководство.

Но в любом случае, эффективность – это своего рода система оценки того, как человек справляется с теми или иными задачами, сложностями, ситуациями и прочее. Но чаще, эффективность оценивается из внешней среды. Снаружи внутрь. И тогда, если человек не согласен с какой-либо оценкой, он вернется к вопросам, описанных выше. А как известно, все это может крайне негативно сказаться на самооценке, самоактуализации, потенциале личности и т.д.

Самоэффективность в психологии человека подразумевает осознанную способность человека справляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и функционирования личности в целом. Данное определение ввел Альберт Бандура. По его мнению, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях. В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданиями успеха, обычно ведет к хорошему результату и таким образом способствует самоуважению. Напротив, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием провала, обычно приводит к неудаче и таким образом снижает самоуважение. С этой точки зрения, люди, считающие себя неспособными справиться со сложными или опасными ситуациями, вероятно, будут уделять чрезмерное внимание своим личным недостаткам и постоянно изнурять себя самокритикой по поводу собственной некомпетентности. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение. И напротив, люди, верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достижении своих целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны предаваться самокритике

Здесь речь идет уже об оценки самого себя и своей личной эффективности. Осознание оценки происходит не снаружи внутрь (от начальника, учителя, родителей, общества), а изнутри наружу. Процессы, деятельность, выборы не регулируются кем-то; напротив, происходит саморегуляция, которая строится на трех компонентах: самонаблюдении, самооценки (оценивания себя) и самоответа. Ключевое здесь приставка «само». При самоэффективности, процессы оценки, самопонимания и результативности деятельности исходят из самой личности.

В этом главное отличие самоэффективности от понятия эффективности. Что я сделал, для того, чтобы…, а не что произошло, что привело меня к тому-то…






Об авторе статьи

`
Ермолов Алексей Юрьевич

Рейтинг психолога: 7 7

Ермолов Алексей Юрьевич

Психолог-консультант Работаю в направлениях Гештальт-терапия и КПТ
Город: Москва Стоимость приема: 2500 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Стресс
  •   Успех
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍