articles
«Свойства современной культуры - результат развития современного общества… Наступает эра самозванцев. Внешнее становится фигурой, главным. Товарный вид в век капитализации стал важнее содержания. Имидж - все, ибо он определяет цену товара. Работа психологов, масс-медиа, целого ряда других специалистов - все брошено на создание внешнего лоска. Учитываются все законы восприятия, все человеческие слабости. Главный показатель счастья - успех, слава, богатство, власть. Во что бы то ни стало!
Человек, что-либо добившийся в жизни, должен заявить об этом, прокричать, оповестить весь мир о своих достижениях. Внутренние (главные, по сути) достижения мало кого интересуют, если они не стали товаром, если они не работают на «имидж» человека, не делают его в глазах других более умным, оригинальным и т.д.
Самоутверждение сегодня процесс только социальный. Самоутверждаться сегодня может личность только агрессивная, беспардонная, нахальная, умеющая «наплевать» на все условности и этические нормы. Эпатаж - вот стратегия действия такого человека-самозванца» [1].
Приведенное высказывание одного из крупнейших кинорежиссеров, на мой взгляд, очень образно характеризует современную культуру, в том числе и состояние российского общества. Нельзя не замечать, что человек сегодня стал меньше рефлексировать, поменялись ценности и смыслы жизни прежде всего подрастающего поколения, что в целом человек перерождается.
Кардинально изменились ценности, соответственно поменялись смыслы и пути их реализации. Повсеместно можно видеть, что современные молодые люди не хотят, как это было раньше, всю жизнь работать с тем, чтобы обеспечить себе и детям более или менее обеспеченное будущее. Хочется иметь все и сразу, не прикладывая для этого особых личных усилий. И не важно, как ты добиваешься своего. Победителей не судят.
Сразу оговоримся, что мы не хотим обобщать. Все сказанное не может относиться ко всей молодежи. Мы говорим лишь о тенденциях.
Как в этой социокультурной ситуации сохранить психологическое здоровье человеку? Как, находясь в «потоке», остаться самим собой? Как прожить собственную жизнь, никого не догоняя и ни от кого не завися? Легче поставить эти вопросы, нежели ответить.
На наш взгляд, стоит очень четко определиться, что есть психологически здоровый человек, что им движет и что его отличает от нездоровой, или невротической, личности. Для этого обратимся к корифеям гуманистической психологии. По мнению А.Маслоу, главной движущей силой здорового человека является потребность в развитии и полной актуализации заложенных в нем способностей. Если человек постоянно ощущает влияние иной потребности, его нельзя назвать здоровым человеком. Сущность человека может быть понята, если мы знаем что нужно этому человеку от жизни, чего он ищет в ней? «Я склонен к мнению, что так называемый сильный характер является самым важным следствием функциональной автономии. Сильный, здоровый, автономный человек не боится осуждения окружающих людей, он не ищет их любви и не заискивает перед ними, и эта его способность обусловлена чувством базового удовлетворения. Испытываемые им чувство безопасности и причастности, его любовь и самоуважение функционально автономны или, говоря другими словами, не зависят от факта удовлетворения потребности, лежащей в их основе» [2:104-105]. К характеристикам психологически здоровой личности А.Маслоу относит такие, как способность уважать любимого человека, не покушаться на его независимость, способность терпеть отсутствие любви, способность любить, не отказываясь при этом от собственной автономии. Эти характеристики являются позитивными следствиями раннего удовлетворения потребности в любви.
Невротик, в отличие от здорового человека, лишен чувства базового удовлетворения, его базовые потребности не удовлетворены. Невротик ищет удовлетворения своих потребностей в окружении, во внешнем мире, а, следовательно, он больше, чем здоровый человек, зависит от окружающих. Невротик не обладает той автономностью, той способностью к самоопределению, которые есть у здорового человека, - можно сказать, что невротическая личность является творением среды, окружения, он не может следовать тому, что предназначено ему собственной природой. Автономность здоровой личности, ее независимость от среды вовсе не означает полного разрыва связей с внешним миром; в данном случае речь идет лишь о том, что контакты здорового человека со средой детерминированы собственными целями человека и его собственной природой, что окружающая среда выступает только как средство, как инструмент самоактуализации здоровой личности. Эта автономность и есть настоящая, психологическая свобода [2, с. 117-118].
Процесс самоактуализации предполагает реализацию личностного Я, потенциальной сущности человека. Поиск идентичности - это, в общем-то, то же самое, что и «становление» человека, становление тем, кто ты есть. Маслоу называет этот процесс «дочеловечиванием», или индивидуализацией, или поиском аутентичности. Но как бы мы ни называли этот процесс, главное в нем - осознание человеком того, что он есть на самом деле, осознание своей биологической, конституциональной природы, которая одновременно и уникальна, и универсальна.
В здоровой личности, по мнению гуманистов, гармонично сосуществуют две тенденции - спонтанность и самоконтроль. Здоровый человек не только спонтанен. Он спонтанен и экспрессивен тогда, когда хочет быть спонтанными и экспрессивным. Он способен расслабиться, отказаться от самоконтроля, способен, что называется, расстегнуть пиджак, когда находит это уместным. Но он умеет также контролировать себя, может отложить удовольствие на потом, он вежлив, он старается не обижать людей, умеет промолчать и умеет держать себя в руках. Он воплощает в себе и дионисизм, и аполлинизм, он способен быть стоиком и эпикурейцем, экспрессивным и функциональным, сдержанным и раскованным, искренним и отчужденным, веселым и деловитым, он живет настоящим, но умеет думать о будущем. Здоровый, самоактуализированный человек поистине универсален; в отличие от среднестатистического человека он реализует гораздо большую часть возможностей, заложенных в человеческой природе. Его арсенал реакций гораздо шире, чем у обычного человека, и он движется в направлении к абсолютной человечности, т.е. к полному раскрытию своего человеческого потенциала [2:204-205].
Таким образом, мы со всей очевидностью видим, что здоровый и невротический человек отличаются друг от друга целым рядом параметров, основным из которых считается способность человека быть автономным, иначе говоря, быть самим собой. «Люди, которых мы называем «больными», - это люди, которые не являются тем, кем они есть, - это люди, которые построили себе всевозможные невротические защиты против того, чтобы быть человеком» [3].
Возвращаясь к началу статьи, скажем, что социальная доминанта в современной культуре - это реальность, с которой невозможно не считаться. Чем же будут принципиально отличаться стили проживания психологически здоровой и невротической личностей? Психологически здоровая личность будет использовать социокультурную ситуацию как механизм, как средство достижения наиболее полной самореализации, сохраняя при этом собственную автономию. Такая личность будет расти и развиваться в своем стиле, индивидуальном и неповторимом. Невротическая же личность будет всегда зависима от социума, от культуры, она будет подчинена им, а это значит, что она рискует прожить чужую жизнь, не найти собственного стиля самовыражения, не понять себя. Культура и среда с легкой небрежностью будут угнетать или даже убивать в них присущий им генетический потенциал. Они могут «завоевать весь мир», так и не найдя себя в нем.
Современная культура с ее культами успеха, славы, денег и власти порождает, увы, именно последний тип - тип невротика.
На наш взгляд, есть лишь один способ попытаться выжить в этом мире, сохранить себя как психологически здоровую личность. Следует пойти по пути поиска собственной идентичности. Сразу надо настроиться, что путь этот не будет легким и безболезненным. Но, как мы знаем, самый короткий путь не есть самый верный.
Поначалу необходимо будет выполнить достаточно деликатную работу: вызволить, высвободить свою сущностную природу из-под груза внешних пластов, сформированных научением и культурными влияниями. Когда вы это сделаете, вы почувствуете некоторое облегчение. Но потом вам снова придется приложить некоторые усилия, чтобы принять себя таким, какой вы есть. Здесь вам потребуется, говоря словами Р.Мэя, мужество, ибо вы увидите перед собой существо, далекое от совершенства. Надо будет смириться с данностью, убедив себя, что быть похожим на самого себя - это громадная удача. Все это время вам придется заново учиться мыслить - «быть способным отдать себе отчет в реальности» (М.К.Мамардашвили). Реальность, вы это скоро поймете, - вещь суровая, хотя и не безрадостная.
Далее вы должны будете определиться, чего вы хотите от жизни, каковы ваши потребности, в каком направлении вам следует двигаться. Никто помочь в этом вам не сможет. Это - ваш выбор. Таким образом, вы начнете обретать ответственность за собственную жизнь, а значит - автономию. Слушайте себя. Верьте в себя. Чувствуйте. Размышляйте.
Не бойтесь. Не ленитесь. Ни на кого не надейтесь. Есть только вы и мир, и между вами нет посредников. Не жалейте себя. Возможно, вы почувствуете себя одиноким на избранном пути. «Я верю, что каждому человеку необходимо признать свое одиночество и четко осознать, что в конечном счете в каждый миг своего бытия человек одинок - ужасающе, совершенно одинок. Усилия, предпринимаемые для того, чтобы перешагнуть через это или ускользнуть от экзистенциального переживания одиночества могут в результате привести только к самоотчуждению. Когда человек избегает фундаментальной правды жизни, когда ему удается успешно отрицать ужасное одиночество индивидуального существования, он лишает себя одного из самых значительных средств своего собственного развития» [4].
Творите, наконец! Творите свою собственную жизнь: создавайте тот мир, который вы хотите, занимайтесь тем, что вам нравится, общайтесь с теми, кто вам приятен, любите… И испытывайте радость - воистину здоровую эмоцию.
Как справедливо заметила Г.С.Абрамова, умение жить в согласии с самим собой не предполагает эгоизма или цинизма, это согласие основывается на любви к себе, о котором говорил Э.Фромм, характеризуя парадокс человеческого существования, который состоит в том, что «человек должен одновременно искать и близости, и независимости; общности с другими - и в то же время сохранения своей уникальности и особенности».
«Осуществление себя приводит к поиску гармонии своих чувств и мыслей, своих возможностей и желаний, тогда в этой гармонии человек и переживает полноту жизни. Гармония не может быть вечной, она преходяща, в этом ее магическое, энергетическое свойство. Устремляясь к ней в поисках идеала, человек обращается к высшему из своих чувств - чувству прекрасного. Гармония и красота! Красота и гармония - всеобщие способы конструирования идеального, так как в мышлении о них - в мышлении о красоте и гармонии - человек приближается к конкретному воплощению абсолютного - своей общности с миром, и не только с миром людей, но со всей природой. Вот почему идеал всегда содержит в себе такое требование - требование гармонии и красоты, которые никогда не могут быть достижимы однажды и навсегда.
Соответствие самому себе порождает красоту как искренность и естественность.
Великое искусство быть собой дано каждому из нас как возможность прожить свою жизнь красиво и гармонично, в соответствии со своей природой, не разрушая своим присутствием красоты и гармонии других жизней, да и своей собственной» [5].
Литература
1. Кончаловский А. Низкие истины. М., 1998. С.352-364.
2. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
3. Харин С.С. Заверши свой гештальт. М., 1998. С.328-329.
4. Оклендер В. Окно в мир ребенка. М., 1997. С. 293.
5. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1999. С. 118-119.