articles Самооценка. Какая она у меня?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Самооценка. Какая она у меня?



Самооценка… оценка себя… Кем? Самим человеком? Или его окружением? По каким критериям, правилам? И есть ли таковые? Постоянная ли это величина, самооценка? Или динамично развивающаяся? А может быть, наоборот – крайне нестабильная? От чего она зависит и на что влияет?..

Когда речь идет о самооценке, вопросов всегда великое множество. Поскольку это та «субстанция», которую каждый из нас старательно оберегает и всю жизнь стремиться преумножать. Человек готов на многие свершения и поступки – только для того, чтобы повысить свою самооценку. При этом зачастую способен почти полностью утерять собранное по крупицам «богатство» от одного лишь косо брошенного взгляда значимого лица.

Что же это такое самооценка? Немного теории.

Как правило, когда мы говорим о самооценке, то подразумеваем Я-концепцию, то есть, систему представлений индивида о самом себе. Формирование Я-концепции происходит при накоплении человеком опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей.

Именно на базе Я-концепции человек строит отношение к себе и взаимодействие с другими людьми. По Р. Бернсу (английский психолог и педагог) она складывается из следующих трех психологических составляющих:

1. Когнитивной – образ Я (представление индивида о самом себе);

2. Эмоциональной – собственно самооценка (аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением);

3. Поведенческой – потенциальная поведенческая реакция (те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой).

Я-концепция человека считается относительно устойчивой. Вместе с тем это не статическое, а динамическое образование, поскольку на ее формирование влияет целый комплекс факторов. Особенно важны здесь контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления человека о самом себе.

Придерживаясь общепринятого определения, можно сказать, что самооценка – это «ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам». Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Самооценка бывает адекватная, когда человек хорошо понимает свои силы и возможности, и неадекватная – заниженная или завышенная.

Важно учесть, что самооценка формируется в детстве под влиянием значимых взрослых – в первую очередь, родителей. Ребенок, воспитывающийся в доброжелательной атмосфере, ошибочные действия которого подвергаются корректному, беспристрастному анализу, вырастает с убеждением «Я – ОК». То есть с адекватной самооценкой. Он обладает самоуважением и самопринятием – ее необходимыми условиями. Такой человек способен делать верные выводы из собственных неудач, стремится к постоянному личностному развитию, умея при этом наслаждаться жизнью здесь и сейчас.

Если же ребенок находится в ситуации постоянной строгой оценки, критики со стороны родителей, сравнения со сверстниками не в его пользу – впоследствии общество получает человека с заниженной самооценкой. Кстати, по мнению многих психологов, заниженная самооценка есть ничто иное, как позиция Жертвы и привычка жить в этой позиции – со всеми, как говорится, вытекающими последствиями.

Есть также и третий вариант – формирование родителями неадекватно завышенной самооценки у ребенка. Воспитание без конструктивной критики его действий, в отсутствие каких-либо запретов и морально-нравственных ориентиров, помогающих отличать «добро» от «зла». Такому человеку потом весьма трудно вписаться в реальность. Зачастую здесь мы имеем дело с различного рода социопатами, ставящими себя превыше остальных.

Очевидно, что такая психологическая характеристика, как самооценка, имеет большое значение для адаптации человека в обществе. И все же ее величина – вещь весьма субъективная.

В конце XIX века американский психолог и философ Уильям Джеймс вывел формулу самооценки – это дробь, в числителе которой наши достижения, а в знаменателе – притязания, то бишь цели, которые мы ставим перед собой. Когда дробь меньше единицы, мы чувствуем себя неудачниками, когда больше или равна – довольны собой. Кстати, для У. Джеймса понятия самооценки и любви к себе аналогичны, он не склонен был их разделять.

Своей оригинальной формулой он фактически указал на два пути повышения самооценки. Человек может улучшить представление о себе, либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил У. Джеймс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Таким образом, каждый из нас «волен избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих достижений. Выбор, предоставляемый жизнью, велик, а дальше все зависит от позиции самого человека». – Добавляет Р. Бернс.

Американский психолог, корифей в области исследования самооценки, Натаниэль Бранден сформулировал шесть принципов, от соблюдения которых зависит самооценка:

1. Отдавай себе отчет в своих поступках;

2. Принимай себя;

3. Отвечай за себя;

4. Умей постоять за себя;

5. Живи целеустремленно;

6. Будь честным с самим собой.

Он также подробно описал поведенческие и физические признаки наличия у человека здоровой самооценки. С большим удовольствием представляем их Вашему вниманию.

Проявления здоровой самооценки:

• Лицо, манера разговора и движения отражают удовольствие, получаемое от самой жизни;

• Легко, прямо и честно говорит о достоинствах и недостатках (дружеское отношение к фактам);

• Испытывает комфорт, говоря и выслушивая комплименты, выражения приязни, одобрения и т.п.;

• Открыт для критики и признает свои ошибки, поскольку самооценка не привязана к образу «совершенства»;

• Слова и движения обладают качествами легкости и спонтанности (отсутствует борьба с самим собой);

• Существует гармоничная связь между тем, что человек говорит и делает и тем, как он выглядит, звучит и движется;

• Наблюдается принцип открытости и любопытства по отношению к новым идеям, новому опыту, новым возможностям в жизни;

• Чувства тревоги и небезопасности (если есть) менее ошеломляющи, поскольку их принятие, управление ими и проживание редко воспринимаются как нечто, невообразимо трудное;

• Налицо способность наслаждаться юмористическими аспектами жизни – своей и других;

• В реакциях на ситуации и задачи присутствует гибкость, проявляемая в духе изобретательности и даже игривости, поскольку существует доверие к себе, а жизнь не рассматривается как игрушка рока;

• Утверждающее (не агрессивное) поведение, свое и других, воспринимается с комфортом;

• Есть способность сохранять гармоничность и достоинство в условиях стресса.

Физические корреляты здоровой самооценки:

• Глаза живые и яркие;

• Расслабленное лицо, естественный цвет и хорошая кожа (при отсутствии болезни);

• Естественное положение подбородка – в «созвучии» со всем телом;

• Мышцы нижней челюсти расслаблены;

• Плечи держатся прямо, но расслаблены;

• Кисти рук расслаблены и спокойны;

• Руки также спокойны и расслаблены;

• Поза хорошо сбалансирована, спина прямая и расслабленная;

• Походка имеет качество целеустремленности (без агрессивности и властности);

• Интенсивность голоса соответствует ситуации, произношение ясное.

Надеемся, что большинство из вышеперечисленных признаков характерны и для Вас. Если же нет – значит, есть еще, над чем поработать. Ведь самооценка – это репутация, которую мы зарабатываем в собственных глазах.



Прихидько Алёна Игоревна - кандидат психологических наук, психолог, преподаватель психологии, тренер, автор и ведущая тренинга "Эмоцио", ведущая передачи Полный седуксен на радио Сити Фм : Алена Самооценка представляет собой одну из наиболее значимых областей психологической сферы человека. При этом она часто бывает противоречивой, нередко можно встретить людей, которые находятся на своего рода "качелях самооценки", которая колеблется от высокой, когда человек доволен собой, до низкой, возникающей в ситуациях социального неуспеха,причем часто неудачи воспринимаются так за счет мнения значимых других. Очень важно стремиться к сбалансированной, устойчивой и прочной оценке себя, которая не зависит от успеха или неуспеха про столкновении с жизненными трудностями. Важно помнить, что самооценка - это оценка человеком себя самого, которая может не зависеть от мнений о нем других людей. Одна из причин низкой самооценки страх социальной оценки, того, что подумает и скажет о тебе другой человек. Еще одной причиной негативного самоотношения может служить социальное сравнение, в том случае, если мы сравниваем свои достижения с достижениями других людей, и сравнение оказывается не в нашу пользу, возникает риск снижения самооценки. Что нужно делать? Нужно сравнивать свои достижения со своими же на других этапах жизни, как правило, это помогает повысить самооценку и продвинуться вперед по пути собственного роста. При этом у каждого из нас в жизни есть достаточное количество удач, побед, питающих позитивное самоотношение. К этим победам имеет смысл обращаться тогда, когда Вы чувствуете, что начинаете относиться к себе неважно. Само вспоминание о своих достижениях дарит энергию и дает силы для новых свершений. В то же время позитивное мышление может служить основой для сохранения позитивной самооценки даже в ситуациях, когда человек претерпевает, как ему кажется, неудачу. Ведь каждая проблема несет в себе дар, а каждая неудача содержит зародыш равноценной или даже большей удачи. Никакие трудности и проблемы не должны становиться препятствиями для самопринятия и адекватной позитивной оценки себя, поскольку именно благодаря жизненным трудностям мы получаем возможность осуществлять личностное развитие, становиться сильнее и мудрее.

При этом наряду с самооценкой в психологии существует такое понятие как самоценность, активно утвердившееся благодаря работам психотерапевта Вирджинии Сатир. В отличие от самооценки, самоценность подразумевает восприятие себя как уникального человека, единственного и неповторимого, а потому беспредельное ценного. Ощущение собственной самоценности ведет к способности принимать все то, что происходит с тобой, а именно принятие себя и всех сторон своей личности ведет к счастливой жизни, в которой все, что ни происходит, воспринимается как урок, шанс измениться, стать более благополучным. В свою очередь, восприятие себя как уникальной личности, ведет к интеграции различных аспектов Я, алхимически переплавляя последствия взлетов и падений, являющихся закономерными этапами жизни и ни в коей мере не умаляющих ценности человека, а только подчеркивающих многогранность настоящей полноценной жизни. Вслед за ночью наступает день, вслед за весной - лето, жизнь преисполнена изменений, проживая которые мы порой понимаем, как бы мы не оценивали себя, остается что-то в нас, что не поддается никакой оценке, что вечно и бесконечно прекрасно. Чувство безграничной ценности собственной души - одно из самых приятных чувств, которые могут посетить нас.



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР РАД ПРЕДЛОЖИТЬ ВАМ КООРДИНАТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ:

Персональная страничка Алены Прихидько

Мирошниченко Екатерина









Зухра |
Очень интересный блог, узнала для себя много полезного. Если нужна помощь для перевода иностранных статей для блога, обращайтесь.

ztasalieva@mail.ru

С уважением,
Зухра

Добавить новый Комментарий


Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍