Психологический навигатор
Коронавирус. Горячая линия психологов.
Вход для психологов | Регистрация


Выбрать психолога

Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Самооценка. Техника повышения



1. Оцените по 10-балльной шкале свое собственное общее отношение к себе — самоуважение и самооценку (можно как в целом, так и по отдельности, если между ними существует заметная разница). Если полученные (опять-таки общие) оценки достаточно высоки, определите специфический контекст или ситуацию, которая является для вас проблемной (например, вы можете терять самоуважение при разговоре с авторитетным начальником), и работайте именно с этим аспектом самоотношения. Оцените свои субличности. Если же оценки невысоки, работайте «в общем». То есть задайтесь вопросом, не ощущаете ли вы явственную склонность к самоосуждению, сомнениям в себе или не принятию себя — в целом или в каких-то контекстах и ситуациях. И оцените для выявленного уровень самоуважения и уверенности в себе по рекомендованной 10-балльной шкале.

2. Проанализируйте обнаружившиеся провалы (естественно, по одному). Сами для себе ответьте на вопрос, ведет ли подобное самоосуждение, сомнение в себе или не принятие себя к тому, чтобы сделать вашу жизнь экологичной, эффективной и счастливой? Придает ли оно Вам силы в личностном плане? Является ли тем способом жизнедеятельности, который Вам подходит? Может быть Вам «этого» уже «довольно»? Тогда готовы ли Вы дать себе шанс увеличить ваше самоуважение и уверенность в себе? Если нет, удовлетворите все возражения противящихся этому частей (см. С.В. Ковалев «Психотерапия личной истории и психокоррекция Самостоятельных Единиц Сознания») либо просто попросите их не мешать эксперименту. Если да, сразу переходите к следующему шагу.

3. Локализируйте и опредметьте ваши самоуважение и самооценку и (или) представьте образ себя — такого, который их имеет в недостаточной степени. Например менеджера, никаких особых требований к содержанию данного образа не предъявляется за исключением уже упомянутого: это Вы, но тот, которого оцениваете не на 10 баллов. Когда образ сформировался, а лучше что бы Вы его не представляли, а позволили ему самому сформироваться в вашем воображении, отодвиньте его в сторонку. Теперь приступайте к работе с тремя состояниями, последовательное введение которых в этот самый образ и сформирует вашу высокую уверенность в себе. 

4. Вспомните любую ситуацию из вашей жизни, когда вы что-то принимали (человека, ситуацию, природное явление и т.д.), хотя это и было неприятно. Что Вам не очень нравится, но Вы это принимаете (например, Вам может не нравиться дождь, но Вы его принимаете - «пошел дождь, а это значит, что от прогулки придется отказаться; жаль, конечно, немного неприятно, но я это принимаю»). 

5. Теперь мысленно войдите в себя в этой ситуации и ощутите это самое состояние, причем весьма конкретно, образно говоря - определить, где (в голове, в руках, в шее или в груди и т. д.) и как (как плотное или разреженное, круглое или квадратное — и т. п.) оно ощущается. Теперь, ощущая данное состояние, так сказать, в натуре и конкретно — оцените его интенсивность по уже известной Вам десятибалльной шкале. Вероятно оценка будет не очень высокой, так как Вы вспоминаете ощущение, а не переживаете его воочию.

6. Однако невысокая интенсивность ощущения — это явно недостаточно для постановки самооценки. Поэтому представьте, что где-то вне или внутри вас находится некий регулятор интенсивности состояния (поворотный, ползунковый или какой другой), а над ним — шкала этой самой интенсивности со стрелкой, которая сейчас замерла на той цыфровой отметке из десяти возможных. Начните плавно поворачивать или двигать этот регулятор, одновременно с интересом наблюдая за движением стрелки. Задача проста: довести ее до отметки десять, при этом у вас может уплотниться или расшириться состояние «принимаю, хотя неприятно». «Десятка» достигнута? Прекрасно! 

7. Верните образ самого себя (опять поставьте его перед собой) и любым образом как бы спроецируйте на него состояние «принимаю, хотя неприятно». Годится любая метафора передачи: в виде луча света и энергии; или потока жидкости, которую, как губка, впитывает ваш образ себя. 

8. Вспомните состояния признательности, благодарности. Вспомните или вообразите то, что безоговорочно вызывает у вас это (эти) чувства.  Локализуйте, опредметьте, оцените и усильте данное состояние. Привнесите его в самоуважение и самооценку, повторив аналогичные действия из п.5-7.  

9. Получите доступ к состоянию почитания (благоговения или глубокого уважения), вспомнив или вообразив нечто, безусловно вызывающее у вас данные состояния (если не найдете ничего в физическом мире, используйте феномены мира высшего — Природа, Бог, Космический Разум или Абсолют... может быть, подобное состояние у Вас было, например, во время потрясающе красивого заката где-то над морем или в горах, когда Вас буквально захватило благоговение перед красотой и гармонией мира). Локализуйте, опредметьте, оцените и усильте это состояние. Привнесите его в самоуважение и самооценку, повторив аналогичные действия из п.5-7.  

10. Оцените по 10-балльной шкале получившийся в результате предыдущих действий уровень самоуважения и самооценки и в случае, если он вас устроит, введите в свое тело трансформировавшийся в результате образ самого себя, как бы втянув его внутрь и расширив там до своих телесных объемов. 

11. Повторите шаги 1–10 для всех остальных контекстов и ситуаций, где вы чувствуете недостаток самоуважения и самооценки.

12. Осуществите подстройку к будущему, представив, как легко и элегантно вы будете теперь двигаться по жизни.






Об авторе статьи

`
Монин Павел Александрович

Рейтинг психолога: 4 4

Монин Павел Александрович

Покинула вера в себя, нет сил? Проблемы с отношениями? Потерялись ориентиры? Не знаете, что хотите и что можете? ПА, депрессия, страхи? Вы...
Город: Москва
  •   Бизнес и карьера
  •   Вопросы психологии
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Страхи и фобии


Добавить новый Комментарий


Психолог Захарова Римма Анатольевна

Захарова Римма

Педагог -психолог. Практический психолог....
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт,...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель...
Психолог Самратов Рустем Асылканович

Самратов Рустем

Сертифицированный психолог, работаю...




Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍