articles
Одной из особенностей столичного образования является его открытость. Под открытостью мы понимаем готовность к инновациям, гибкость, прозрачность политики, доступность для всех категорий граждан. Именно доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особыми образовательными потребностями и вызывает в последнее время самое большое количество вопросов. Многие думают, что с приходом такого ребенка в школу и начинается процесс инклюзии. Но на практике это далеко не так. Ведь для того чтобы школа стала по-настоящему инклюзивной требуется огромная и слаженная работа всего педагогического и управленческого коллектива школы. Обязательны и необходимы определенные шаги, которые приблизят образовательную организацию к такому гордому званию – «инклюзивная школа».
Итак, какие шаги необходимо предпринять Школе, чтобы она стала по-настоящему комфортной для всех?
- Инклюзия начинается со входа в школу. И речь не только о пандусах и специальной разметке для слабовидящих. То, как ребят приветствует охранник, как с детьми взаимодействует технический персонал, работники столовой – уже определяет атмосферу в школе. В некоторых случаях, когда дети вынуждены пользоваться альтернативной коммуникацией (например, карточками), важно, чтобы они могли обратиться к любому взрослому и получить помощь. И часто это имеет большее значение для их успешной адаптации, чем даже знание математики или русского языка. Поэтому, важно подготовить ВСЕХ взрослых к встрече с «особым» ребенком.
- Учителя не могут автоматически научиться работать с любыми категориями детей. В большинстве случаев, отсутствие необходимых компетенций не просто приведет к неэффективности педагогической работы, а нанесет вред. К примеру, чрезмерные требования к письменным работам обучающихся с тяжелыми нарушениями речи могут привести к стойкой учебной неуспешности и, как следствие, дезадаптации. Чтобы адекватно учить и оценивать такого ученика, учителю необходимо знать основы логопедии. То же касается любых других категорий обучающихся. Здесь на помощь придут практикоориентированные курсы повышения квалификации. Поэтому администрация должна позаботиться о формировании у педагогов новых психолого-педагогических компетенций. И сделать это желательно до того, ка такой ребенок придет в школу.
- Специалисты психолого-педагогической службы также могут не иметь опыта работы с определенными категориями детей. К примеру, педагог-психолог, успешно помогающий детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, может оказаться неэффективным в работе с ребенком с когнитивными нарушениями. Здесь важна постоянная готовность учиться новому и умение работать в команде специалистов, ведь результаты ребенка – дело командное.
- Создание инклюзивной среды предполагает работу не только с «особыми» детьми, но и с их нормотипичными сверстниками. Для ребенка принятие в детский коллектив – основа успешной социальной адаптации. Полезными могут быть совместные мероприятия, «уроки доброты», классные часы, подготовленные учителями и специалистами.
- Данный пункт отчасти связан с предыдущим. Когда мы говорим о младших школьниках, необходимо учитывать, что их мнение во многом формируется значимыми взрослыми. Соответственно, если родители переживают по поводу того, что с их детьми в параллели учится мальчик или девочка с особенностями развития, очень вероятно, что тревога и даже страх передадутся детям. И наоборот, если мама и папа донесли до ребенка, что ценность человека не зависит от его особенностей, увеличивается вероятность, что все дети в классе будут в хороших дружеских отношениях. Здесь важен открытый диалог Школы и родителей.
- Администрация любой образовательной организации должна разделять философию инклюзии и понимать, что создание специальных условий требует очень кропотливой работы именно на административном уровне: подготовки локальной нормативно-правовой и методической базы, часто принятия важных кадровых решений, например, укрупнения или оптимизации психолого-педагогической службы, пересмотра форм организации образовательного процесса для выстраивания образовательной траектории каждого обучающегося с особыми образовательными потребностями.
- И одно из важнейших условий инклюзии – командная работа всего школьного коллектива. Создание специальных условий получения образования – это задача, решение которой не может возлагаться лишь на одного или нескольких специалистов. Это ответственность, разделенная на всех.
Егупова Ольга,
Гоман Александра
эксперты Ассоциации инклюзивных школ