articles Семейное общение как эмоциональная школа человека
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Семейное общение как эмоциональная школа человека



   Можно ли представить жизнь человека без общения?

  Конечно, это риторический вопрос. Ребенок может родиться слепым, глухим, лишенным двигательной активности, но при правильном уходе и грамотно организованном общении с ним взрослого, недостаток компенсируется развитием другой какой-либо функции: спепоглухонемая О.Скороход – стала ученым педагогом и поэтом:


  «Думают иные - те что звуки слышат,
  те кто видит солнце, звезды и луну:
  как она без зренья красоту опишет?
  как поймет без слуха звуки и весну?
  ……………
  Я умом увижу, чувствами услышу,
  А мечтой привольной мир весь облечу…
  Каждый ли из зрячих красоту опишет,
  Улыбнется ясно яркому лучу?
»…


  - это строки из ее стихов.  Она прожила интересную активную жизнь, потому что с ней правильно общались педагоги, заставляли ее активно взаимодействовать с миром. И напротив, здоровый ребенок, оставленный родителями в младенчестве, развивается с потерями для своих способностей, а иногда и вовсе не становится человеком (например, Маугли, Каспар Хаузер).

Наше общение – это сложный многоплановый процесс, в котором происходит не только обмен информацией, но и обмен действиями,  обмен эмоциями.

С разными людьми, в разных ситуациях, мы вступаем в общение с разными целями, соблюдаем различную дистанцию. В зависимости от этого различают общение семейное, бытовое, деловое. Семейное общение психологи называют интимно-личностным, в счастливых семьях  люди находятся друг с другом в самых близких и  доверительных отношениях, хотя оно относится и к  сфере бытового общения. Оно представляет непринужденное общение членов семьи, основанное на родственных отношениях, и подразумевает ведение общего быта, материальную и моральную взаимоответственность.

Культура общения в семье строится на навыках полученных супругами ранее, в отчем доме. В зависимости от полученного семейного воспитания, родители с любовью и доверием относятся к своим детям или же наоборот, проявляют неучастие и жестокость. В первом случае ребенок будет доверять своим родителям, у него сформируется уверенность в себе, позитивное отношение к окружающему миру, и главное – он будет чувствовать себя любимым и нужным. Второй случай непременно приведет к недоверию, непослушанию, конфликтам в семье и с друзьями. У ребенка будет формироваться негативное восприятие мира, ведущее к неуравновешенности, агрессивности.

  Это далеко не все проблемы общения, возникающие в семье. Внутрисемейные отношения строят два человека, которые на своем примере как бы показывают детям, какой должна быть семья. Общение дома – это важная составляющая формирования личности, ведь именно здесь мы учимся переживать, делиться самым сокровенным, решать сообща проблемы, радоваться успехам, помогать друг другу и т.п. Современный институт семьи утрачивает атмосферу  доверительного и  духовного  общения.

  Зачастую общение в семье чаще представляет некий партнерский союз, где люди живут друг с другом, пытаясь успеть за стремительно меняющимся миром «на лету» решая бытовые проблемы, проблемы воспитания детей и прочее. В погоне за благами, мы становимся нетерпимы, раздражительны и забываем о том, как важна эмоциональная и духовная поддержка для здоровых отношений.

     Испортить отношения значительно легче, чем восстановить то, что было разрушено категоричными оценками, неуместными замечаниями и неконструктивной критикой. Об этом следует не забывать в любых ситуациях, и прежде всего в общении с близкими. Семейное общение в наибольшей степени располагает к свободной раскрепощенной манере поведения, которая необходима человеку для эмоциональной разрядки и мало совместима с жесткими рамками делового и социально-ролевого общения. Но раскрепощенность может легко перейти в несдержанность, фамильярность в бестактность, если человек считает, что уж в семье-то не нужно разводить никаких церемоний и можно говорить все, что вздумается. Но привычка заходить наиболее далеко в своей несдержанности именно с близкими приводит не только к частым ссорам, но и к утрате психологической близости, без которой семейная жизнь превращается в тяжелую повинность.

   Психолог Е. Мелибруда рекомендует высказывать замечания об особенностях поведения партнера по общению, а не о его личностных характеристиках, больше говорить о своих наблюдениях, чем о выводах, подчеркивать в беседе то, что может быть ценным для него, а не для вас. Предпочтительнее использовать не оценочные формы, а описательные типа: «в большей или меньшей степени», нежели «ты всегда», «ты никогда» и т. п. Сосредоточивать внимание лучше на недавних поступках, чем на прошлом, при этом давать меньше советов, а говорить как бы делясь мыслями и информацией с партнером. Следует также учесть, что бессмысленно критиковать то, на что нельзя повлиять, например,  особенности темперамента, или физические недостатки

Эти рекомендации предостерегают нас от поспешных выводов, обобщений и советов, когда разговор касается такой сложной темы, как человеческие взаимоотношения. Здесь, как ни в чем другом, противопоказаны самоуверенность и безапелляционность

  Психолог Л.П. Стрелкова, изучавшая особенности развития психоэмоциональной сферы у дошкольников, писала, что нормальные родители, конечно же, не впустят в дом шквалы ледяного ветра, потоки ливня, морозную стужу. А ведь родительская агрессия для здоровья ребенка страшней и разрушительней, чем непогода! Резкие, насыщенные агрессией звуки, которые обычно издает раздраженный человек, могут сделать неокрепшую детскую психику ущербной.

  Для осознания остроты проблемы (ибо, только осознав проблему, можно начать ее решать!) она советовала женщинам записать фрагмент семейной перепалки на магнитофон и затем в более благоприятный момент, оставшись в одиночестве, послушать, как звучит их голос. После чего как можно чаще вспоминать слова известного романса на стихи И.С. Тургенева: «Тихого голоса звуки любимые» – и стараться, чтобы именно такой голос, а не резкий крик, порой доходящий до визга, ассоциировался у мужа с образом жены, а у детей – с образом матери. Еще полезно «поймать эмоцию за хвост»: продолжая выяснять отношения, быстро взглянуть в зеркало. «То, что вы увидите, – пишет Стрелкова, – поможет вам понять многое: и отрешенное (в лучшем случае) лицо мужа, и испуганные глаза ребенка». И дает еще один ценный практический совет: «Итак, у вас выдался трудный, полный неприятностей день, один из множества подобных. Подходя к двери своего дома, вы кипите раздражением. А дома вас ждут муж и дети (или ребенок и бабушка). Не врывайтесь в дом как шквал: находящиеся там – не громоотвод, у них тоже за день, возможно, накопились свои неприятности. Лучше притормозите, остановитесь по ту сторону двери, пристройте куда-нибудь сумки, вдохните несколько раз поглубже, поправьте прическу, скажите себе: “Я пришла к единственным на земле, самым любимым людям. Я весь день мечтала увидеть и услышать их!” А теперь улыбнитесь – и можно открывать дверь. Так же приветливо, с любовью и явным выражением этих чувств следует встречать членов своей семьи (впрочем, гости тоже не должны быть обделены этими эмоциями)».

  Интересно, что и святые отцы православного христианства задолго до возникновения такой науки, как психология, тоже советовали прогонять раздражительность улыбкой. «Лучше улыбкою пресечь раздражение, нежели свирепствовать неукротимо», – поучал преподобный Ефрем Сирин.


  «Что легко? – давать советы другим». А вот следовать им. Как справиться с отрицательными эмоциями,  с раздражительностью?
  Конечно, раздражительность часто появляется на фоне хронической усталости, перенапряжения, то есть у нее бывают какие-то объективные причины, которые можно и нужно устранять.

А для этого:


   высыпаться (если приходится ночью вставать к ребенку, то стараться улучить возможность прилечь днем),
   по возможности сократить объем поставленных перед собой задач, не стремиться выполнить все и сразу,
  – чередовать виды деятельности (например, прервать в какой-то момент уборку дома и выйти на улицу за продуктами или погулять с детьми),
  – не сидеть перед телевизором или компьютером, поскольку это отдохновение мнимое, оно еще больше напрягает нервную систему,
  – пить достаточное количество воды, так как она вымывает из организма продукты распада, которые накапливаются под воздействием стресса.

Есть и разные лекарственные средства, в том числе народные, которые действуют успокаивающе, помогают вернуть душевное равновесие. Но глубинная причина тут все-таки в другом. Не в усталости, а в гордыне. Ведь переутомляются в какие-то периоды своей жизни почти все люди, а раздражаются далеко не все. И при этом, как отмечают психологи, людей, от природы раздражительных, очень мало!


  И возвращаясь к началу нашего разговора о семейном общении как важной составляющей формирования личности ребенка, постараемся в наших семьях научить наших детей   переживать, делиться самым сокровенным, решать сообща проблемы, радоваться успехам, помогать друг другу.


  Литература.
  1. В. Еротич. Христианство и психологические проблемы человека. М.; 2004г.
  2. Е. Мелибруда. Я – Ты – Мы. М.;   "Прогресс : 1998.
  3. Л.. Стрелкова. Эмоциональный букварь от Ах до ай-ай-Яй. Материнство.ru/2008/
  4. O.Скороходова. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М.; 1990.






Об авторе статьи

`
Милованова Инна Владимировна

Рейтинг психолога: 5 5

Милованова Инна Владимировна

детский психолог высшей категории, работаю с эмоциональными нарушениями детей индивидуально, так и в группе
Город: Буденновск
  •   Чувства и эмоции
  •   Дети
  •   Семья


Светочей |
Очень поучительно. Глубоко проанализировано. Связь с религией неоценима
Анатолий. |
На сегодняшний день данная статья особо актуальна, ибо она имеет миссионерский, назидательный характер, основаный на истинных, основопологающих семейных ценностях воспитания детей. В ней, очень кстати, приведены удачные примеры видных психологов, классика русской литературы. Очень яркий пример обуздания отрицательных эмоций от преподобного Ефрема Сирина. Данная статья, несомненно, окажет помощь, особенно молодым семьям, в воспитании у детей взаимопонимания, взаимопомощи, сострадания и всех тех благородных, человеческих качеств и чувств, недостатком которых страдает современный мир.

Добавить новый Комментарий


Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍