articles Семинар-практикум с педагогами "Использование техник активного слушания при взаимодействии с родителями (законными представителями)"
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Семинар-практикум с педагогами "Использование техник активного слушания при взаимодействии с родителями (законными представителями)"



 

Педагог-психолог: Дорогие коллеги, добро пожаловать на семинар-практикум «Использование техник активного слушания при взаимодействии с родителями (законными представителями)».

С целью психологической разгрузки предлагаю Вам следующее упражнение. Пожалуйста, встаньте в круг. Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

- Легко ли вам было выполнять это упражнение?

- Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?

- Ваши впечатления по проведенному упражнению?

Педагог-психолог: Я  предлагаю прослушать и обсудить притчу. Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов.  Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". 

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: "Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных". Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.  Придворные очень удивились. 

- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они. 

На что последовал ответ: 

- Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать".

Вопросы для обсуждения:

Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашего         тренинга?

В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?

Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка – как первый или как второй толкователь?

Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему? 

Упражнение «Образ отношений с родителями»

Раздайте педагогам чистые листы бумаги и карандаши.

Педагог-психолог: Пусть каждый из вас нарисует на листе бумаги себя и родителей своих воспитанников в виде геометрических фигур. Обратите внимание, что упражнение конфиденциальное! При его выполнении желательно ничего не комментировать и не задавать вопросов.

По завершении работы задайте вопросы, которые педагоги должны проанализировать самостоятельно. После каждого вопроса дайте время, чтобы участники тренинга могли обдумать ответ. Затем обсудите варианты ответов.

Вопросы к упражнению:

Посмотрите на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных? Кто выше, а кто ниже? Какой вы вкладываете личный смысл в понятия «выше» и «ниже»? Кто расположен в центре, в окружении других геометрических фигур? Почему? На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему? Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько фигуры, которые изображают

родителей? Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей? Почему? Присутствуют ли острые углы в изображенных фигурах? Почему? Какой смысл вы вкладываете в понятие «острые углы»?

Какие свои сильные качества во взаимодействии с родителями вы могли бы выделить? Постарайтесь найти не менее трех личностных качеств.

Представьте свои идеальные взаимоотношения с родителями. Какие изменения вы внесли бы в рисунок? После того как участники ответят на последний вопрос, предложите педагогам поделиться своими мыслями, чувствами по содержанию упражнения.

 Беседа «Эмоциональный контакт»

Покажите участникам тренинга схемы и назовите основные техники, которые помогают установить и поддержать эмоциональный контакт с собеседником. Обсудите преимущества каждой техники, трудности применения на этапе беседы.

Зрительный контакт

Конечно же, контакт глаз необходим, но не следует «сверлить» собеседника взглядом. Совет: во время выступления на консультациях с родителями найдите тех, кто внимательно слушает и вызывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.

Упражнение «Взгляд»

Педагог-психолог: Продемонстрируйте ваш взгляд на родителя: с укоризной, с удивлением, с гневом, с радостью, с безразличием.

Улыбка

Для того, чтобы люди хотели с вами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длиться мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, поражает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Имя человека

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здравствуйте!», а «Здравствуйте Анна Ивановна!»

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя.

Косвенный комплимент

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Упражнение «Желаю Вам...»

Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.  Рефлексия: Что вы чувствовали, высказывая пожелания? Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе? Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?

Обратите внимание на выражение лица собеседника, интонацию и тембр голоса, жесты, дистанцию между вами

Необходима короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках). Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

Подчеркивайте общность с собеседником:

сходство интересов, мнений, позиций

Необходимо найти общее «Я»:

«Я сам такой же, у меня то же самое!».

Чаще говорите; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!».

«Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями

Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?

- Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это будет удобно нам с Вами….

- Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…., а как Вы видите выход из этой ситуации…, что мы можем предпринять?... (дождаться первого предложения от родителя)

- Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем….. 

Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?

- Только Вы……. в этой ситуации можете нам помочь

- Как замечательно, что Вы подошли….

 больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам…..

- Я знаю, что только Вы справитесь, потому что…….

Нам очень нужна именно Ваша помощь……

Только Ваши знания и опыт могут нам помочь……

Вы такая способная и добрая!...............Вы мастер на все руки, и вам не составит труда………

Как извиниться?

- Извините, возможно, я не правильно высказала свою мысль…

- Я прошу прощения, что так произошло….

- Приношу свои извинения, это была случайность….

- Прошу Вас меня извинить за то, что……надеюсь……

 

Упражнение «Родителем быть хорошо»

Участники образуют круг. Начинающий круг заканчивает предложение: «Родителем быть хорошо, потому что…». Следующий по кругу заканчивает предложение: «Родителем быть плохо, потому что…» и т. д. Нужно чередовать «хорошо» и «плохо» и при этом не повторять предыдущих версий.

Упражнение «Отработка «Я-высказывания»

Педагог-психолог: Когда вы взаимодействуете с родителями, ваша главная цель – совместно помочь ребенку в разных ситуациях в процессе его воспитания и развития. Эффективно общаться с родителями вам помогут «Я-высказывания», то есть высказывания от своего имени и о себе. Описывайте свои действия, свое эмоциональное состояние. Вместо того чтобы обвинять собеседника, конкретизируйте проблему и нацеливайте его на способы урегулировать противоречия. Используйте «Я-высказывания» в ситуациях критики, если надо выразить претензию, когда зарождается конфликт, необходимо снизить эмоциональное напряжение или найти рациональный способ урегулировать проблемную ситуацию.

Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от педагога проблему собственного ребенка даже в такой конструктивной форме. Однако

такая форма помогает передать родителям негативную информацию о ребенке вызывает меньше негативных переживаний, так как нацелена на поиск совместных конструктивных методов решения проблемы.

Беседа «Прокурор-адвокат»

Педагог-психолог: Во взаимодействии у людей проявляются разные стили общения. Две основных позиции, с которых обращаются к родителям, – «прокурор» и «адвокат». Понять сходство и различие между ними вам поможет информация, представленная на слайде.

 

 

Позиция «прокурор»

Позиция «адвокат»

Стиль общения: с позиций «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», который приводит к категоричности суждений.

Цель: обвинить.
Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь. Где вы были раньше? Куда вы смотрели? Если бы вы вовремя приняли меры, сейчас решить проблемы не было бы так сложно.

Стиль общения: с позиции защитника ребенка или родителей. Вы показываете, что искренне хотите помочь ребенку или родителям.

Цель: не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации.
Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины. Для меня важно не выявить, кто прав, кто виноват, а помочь в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.

Позиция «прокурор»
не подходит для общения с родителями в любой ситуации
Категоричность не даст сформировать доброжелательную атмосферу.
Негативную информацию о ребенке, его поведении, которую высказывают в таком стиле, часто родители воспринимают болезненно и иногда с агрессией.

Позиция «адвокат» лучше всего подходит для общения в ситуациях:
Родители просят совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка.
Родители предъявляют к ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов.
Педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке.

 

 

Проведение беседы с родителями по инициативе воспитателя.

1. Постановка психологической цели «Что я хочу от родителей?».

Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность? При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение воспитателя и семьи.

Проводить беседу с родителями стоит, если воспитатель хочет лучше узнать ребенка, понять причины его поведения, подобрать индивидуальный подход к нему, поделиться положительными фактами относительно ребенка и т. д., т. е. психологическая цель должна быть стимулом для дальнейшего общения с родителями.

2. Организация начала диалога.

Церемония приветствия. Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним по имени–отчеству.

3. Установление согласия на контакт. Это означает, что воспитатель обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.

4. Создание обстановки диалога заключается в том, что педагог продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы воспитатель сидел, а родитель стоял.

Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.

Жесты и позы должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки на поясе – «руки в боки», запрокинутая назад голова и т. д.).

Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю (имя ребенка), вижу в нем и положительные черты и не очень, мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его».

Вызывая родителя для беседы, воспитатель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям дошкольника и дать возможность высказаться им.

Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но… (дальше идет отрицательная информация на 10 минут»), а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.

Факты о поведении, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т. д.».

Также не следует после положительной информации о воспитаннике  продолжать рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».

Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Петю, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта) или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…».

При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений.

Воспитатель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей.

Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени–отчеству к родителю как можно чаще.

Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.

От воспитателя требуется умение слушать. После того как воспитатель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого о воспитаннике и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.

Свое участие в диалоге можно выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…», «Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.

Конкретные советы должны даваться воспитатель только в том случае, если родитель просит у него совета.

Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.

Завершение диалога. Воспитателю рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания - «резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.

Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.

Прощаясь с родителем, воспитателю следует, обращаясь к нему по имени–отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

Проведение беседы воспитателем по инициативе родителей.

1. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают время его протекания.)

Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?

Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, воспитателю вместо избегания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время.

Таким образом, педагог дает понять о своем желании диалога, несмотря на неблагополучные обстоятельства.

2. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией, что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе ситуация может стать неуправляемой.

3. Следите за своей позой! Выражение воспитателем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я вижу, Вы обеспокоены поведением (имя ребенка) «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся» – придадут беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.

Воспитателю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача учителя состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов.

Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью убедительных аргументов. Умение воспитателя использовать объективные, хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей.

Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области воспитания и развития его ребенка.

Закончить беседу следует также по инициативе воспитателя.

Упражнение «Выбери фразу»

Педагог-психолог: Я предлагаю вам разделиться на 2 группы. Каждая группа получит по листку с фразами, одинаковыми для обеих групп (см. Приложение 1).

 

Приложение 1

Извините, если я помешала...

Я бы хотела...

Вероятно, вы об этом еще не слышали...

Вам будет интересно узнать...

Я бы хотела еще раз услышать...

Мне представляется интересным то, что...

Я пришла к такому выводу, что...

Вы хотите...

Думается, Ваша проблема заключается в том, что...

Давайте с вами быстро обсудим...

Как вы знаете...

Хотя вам это и неизвестно...

Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...

Вы, конечно, об этом еще не знаете...

А у меня на этот счет другое мнение...

Конечно, вам уже известно...

Вы, наверное, об этом слышали...

Вам задача: найти в предложенном перечне:

1) пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять – выделить красным цветом;

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами, зачитывает каждая группа свой вариант.

Неудачные фразы:

·        «Извините, если я помешала», эта фраза неудачна потому, что вы сразу начинаете разговор с извинения, а потом еще и произносите «если я не помешала», т.е. здесь у вас позиция неуверенного человека. Родитель сразу же может почувствовать свое превосходство над нами, и вы не сможете донести ту информацию, которую хотели сообщить.

·        «Я бы хотела еще раз услышать», неудачна эта фраза потому, что вы начинаете разговор со своего интереса, очень часто родителей мало волнует то, чего бы вы хотели, чаще всего родители торопятся, и эта фраза может вызвать у них раздражение.

·        «Давайте с вами быстро обсудим», эта фраза настраивает родителя на не серьезный разговор, т.к. произнесено слово «быстренько», родитель может не придать этому разговору значимости.

·        «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать», также слова неуверенного в себе человека, фраза начинается с просьбы, родитель может интуитивно насторожиться, и в ответ вы услышите: «У меня нет времени, поговорим в другой раз».

·        «А у меня на этот счет другое мнение», фраза не корректна по отношению к родителю, т.к. вы заявляете о своем мнении, а не говорите о том, что у каждого есть свое мнение и ваш взгляд на эту проблему или ситуацию иной, отличный от родителей.

Упражнение «Анализ ситуаций»

Предложите педагогам ситуации для анализа. Их задача – сообщить родителям о проблеме ребенка в конструктивной форме, используя «Я-высказывания». Задача воспитателя – корректно сформулировать требование/просьбу, описать проблему так, чтобы не допустить конфликта. Обобщите и обсудите полученный опыт работы.

Ситуация 1. Время, когда вы ждете детей в группу утром, согласно режиму дня, с 7:15 до 8:30. Родители постоянно приводят ребенка около 8:30, поэтому ребенок пропускает утреннюю зарядку и приходит в группу перед завтраком, а иногда и во время него. Это влияет на режим дня группы. Вы вынуждены отвлекаться на этого ребенка. В корректной и убедительной форме выразите родителям требование, чтобы они приводили ребенка вовремя.

Ситуация 2. В группе идет подготовка к праздничному мероприятию. Вы даете детям задания выучить стихотворения, роли персонажей сказок и др. Одному из детей вы поручили подготовить и рассказать стихотворение.

Его родители сначала согласились участвовать в подготовке, а во время репетиции выяснилось, что ребенок стихотворение не выучил. Вам необходимо выяснить причину, по которой они не поступили, как обещали.

Ситуация 3. В группе есть мальчик 5 лет. В последнее время вы замечаете резкие изменения в его поведении: ребенок стал агрессивно вести себя с другими детьми, может ударить или толкнуть сверстника, при этом он не реагирует на замечания взрослого. Вы обеспокоены ситуацией и собираетесь сообщить родителям об изменениях в поведении ребенка.

Ситуация 4. Ребенку 5 лет. Он часто пытается обратить на себя внимание других детей словами: «Миша, давай играть». Если получает отказ, то может импульсивно или агрессивно реагировать: дергает за одежду, пытается настойчиво дать игрушку или стукнуть. Среди детей возникают конфликты. Вам необходимо сообщить родителям о проблеме ребенка.

Ситуация 5. Ребенку 6 лет, он стал грызть свою одежду: ворот и рукава рубашки, куртку. На все просьбы не делать этого он отвечает: «Хорошо», – но через минуту все повторяется. Вам необходимо сообщить родителям о проблеме ребенка.

Заключительный этап

Упражнение «Рефлексия»

Каждый участник группы должен завершить фразы: «На этом занятии я…», «Теперь я буду…», «Теперь я могу…».

Затем подведите итоги тренинга. Организуйте обмен мнениями между педагогами.

 

 






Об авторе статьи

`
Поважная Наталья Анатольевна

Рейтинг психолога: 4 4

Поважная Наталья Анатольевна

Педагог-психолог. Работаю в детском саду.
Город: Зимовники
  •   Дети


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍