articles
Увлекла меня тема сепарации. На днях попалась статья о сепарационной травме. В ней нашла ответы на некоторые свои вопросы, и решила поделиться с вами.
Сепарационная травма – это травма преждевременной сепарации ребенка от матери. Этот происходит, когда мама неожиданно для ребенка раньше времени и надолго пропадает из его мира: отдали в ясли, мама легла в больницу, отдали бабушке с дедушкой по каким-то причинам и т.д. Конечно, ребенок испытывает ужас в связи с потерей.
Сепарация должна происходить постепенно, когда психика ребенка будет достаточно сформирована, он сам будет отделяться. Элементарно, это можно наблюдать, когда идете гулять на площадку: сначала он крутится рядом, далее сам уходит играть в песочницу, но при этом иногда может прибежать, обнять, что-то скажет, он проверяет на месте ли мама, или может следить глазами. Сначала на короткий период отлучается, потом расстояние все больше и больше (садик, школа, секции, кружки). А его: «Я сам»... Процесс сепарации завершается примерно в 18-20 лет. Это при условии, если он происходил постепенно. Помощью в проживании отделения выступают воспоминания ребенка об удовлетворении его потребностей. Так формируется устойчивая эмоциональная привязанность, и он спокойно выходит из слияния. Но этого нет, когда ребенка неожиданно отделяют от мамы, психика еще неспособна на то, чтобы пережить это («недостроена»). На уровне чувств возникает в этот момент ужас, отчаяние, безысходность, беспомощность. И чтобы достроить эту часть психики, человек постоянно будет искать маму. Этот процесс будет происходить на бессознательном уровне. Он будет искать её в воспитателе, в учителе, это может быть партнер, старшая подруга/друг, коллега. Это точно будет человек старше по возрасту (годящий в матери), чем-то похожий на родную мать. Другой точно не может (и не обязан) в полной мере восполнить нанесенный ущерб, и тут возникает злость, обида, разочарование. И так по кругу. Если такой человек приходит в терапию, он будет ждать от терапевта то, что ему надо, чтобы завершить процесс сепарации и отделиться. Но тут нужно сначала пройти процесс слияния, выстроить доверительный контакт, здесь терапевт становится ему символической мамой, и самое главное, пройти с ним процесс отделения, и вот тут накрывает ужас, ужас смерти, затягивает «воронка» травмы, и многие этого не выдерживают и уходят. Некоторые уходят подкопить ресурсы и вернуться, некоторые разочаровываются и вообще бросают, но потребность остается и через какое-то время он снова заходит на этот круг в поисках мамы (травма требует завершения). Это болезненное столкновение двух желаний – желания отсепарироваться (повзрослеть) и желания слиться (остаться ребёнком) – это результат психической травмы, полученной в результате преждевременной сепарации.
Как может проявлять сепарационная травма у человека:
- конечно, это влияет на выстраивание крепких отношений (нет чувства безопасности);
- жизнь по сценарию (по кругу, чтобы закрыть потребность);
- потеря связи с родом (нет опоры, ощущение, что я один в этом мире, нет чувства привязанности к другому);
- приглушенность своих чувств, потребностей, желаний;
- синдром отличника, достигаторство, хорошей девочки/мальчика;
- преобладает чувство обиды (обиду переживает ребенок) и вины (самобичевание, манипуляция через неё другим);
- зависимость (какая не имеет значение)/созависимость;
- низкая самооценка;
- отсутствие личных границ (или они жесткие);
- нарушения в зоне, связанной с ответственностью (либо она преобладает, либо ее нет);
- различные расстройства личности (ОКР, ПА, расстройства, связанные с принятием пищи и другие).
Хоть и список получился внушительный, но пусть это не пугает, а наоборот, заставит задуматься, может возникнет желание начать что-то менять, улучшать свое качество жизни, помощь психотерапевта тут как раз в самый раз!