articles Сепарация от родителей и взросление в психотерапии
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Сепарация от родителей и взросление в психотерапии



В современном мире период зависимости ребёнка от взрослых достаточно долог. В 18 лет человек формально становится взрослым, однако в большинстве случаев он продолжает учиться и материально зависеть от родителей. После окончания учёбы часто ему предстоит поработать ради опыта и вырасти в профессии, чтобы обрести независимость. При этом зависимость от родителей не ограничивается материальной, поскольку обеспечивающие ребёнка родители считают себя вправе его контролировать. Иногда этот контроль может продолжаться и после материальной сепарации, ведь для некоторых родителей их чадо навсегда остаётся ребёнком.

В терапии запросы на сепарацию редко звучат прямо. Косвенно речь о сепарации идёт, например, когда человек хочет устроить свою личную жизнь, но его выбор не одобряет мама или папа. Или когда он сталкивается с нарушением границ в своей семье. При работе с этой темой важно понимать, что как зависимость, так и сепарация - процесс взаимный. И границы вряд ли удастся построить до того, как произойдёт сепарация внутренняя, а она - сложный, кризисный и долгий процесс, к которому важно основательно подготовиться. 

В процессе сепарации человек учится чувствовать своё отдельное от других "я", заявлять о своих чувствах, потребностях и границах, критически пересматривает усвоенные им от родителей установки. С одной стороны, это конфликтный процесс, поскольку семейная система сопротивляется изменениям. С другой стороны, сепарация позволяет сделать отношения с родителями ярче и глубже, поскольку отделение делает возможным взаимодействие и взаимообогащение разных, но близких друг другу личностей.

Иногда в терапии вскрываются факторы, которые препятствуют сепарации. Например, не отделяясь, человек может пытаться спасти своих родителей от экзистенциального кризиса опустевшего гнезда. Или отделиться могут мешать такие установки, как "мир опасен" и "не высовывайся". В редких случаях ребёнок замещает собой фигуру партнёра для одинокого родителя. В иных случаях, выбирая зависимость, человек спасается от ответственности за свою жизнь.

Для успешной сепарации важно, чтобы человек обладал нужными для неё ресурсами, т.е. не только сильным желанием, но и возможностями. Поэтому в психотерапии параллельно сепарации прорабатываются другие связанные с ней темы - детские обиды, страхи, неуверенность в себе, нехватка навыков заботы о себе и самостоятельной жизни.

Гармоничный процесс сепарации идёт посредством постепенного освоения роли взрослого человека. Сепарируясь, человек прощается с собственным детством и юностью, учится сам заботиться о своем внутреннем ребёнке. Продвигаясь по пути взросления, он осознаёт и те возможности, которые ему этот путь открывает. Например, быть более свободным, больше самому выбирать, решать, как сложится его жизнь, быть себе надежной опорой.

Дисгармоничный процесс может выражаться в резких всплесках и откатах. Например, человек рвётся срочно уехать от родителей и прервать с ними все контакты, а затем обнаруживает, что не справляется с этой ситуацией и вынужден вновь просить у них помощи. Ещё одной формой псевдосепарации является застревание человека в роли требовательного ребёнка, который хочет, чтобы родители считали его взрослым, но не спешит отвечать за свои поступки и самостоятельно удовлетворять свои потребности. 

Псевдосепарация возникает тогда, когда к реальной сепарации есть серьёзные препятствия, с которыми нужно разбираться индивидуально. В первую очередь, она указывает на неразрешённый внутренний конфликт, за которым может стоять проблема поиска себя и идентичности, либо какая-то веская причина, по которой зависимость сейчас безопаснее, чем свобода. С учётом этих обстоятельств можно двигаться в сторону частичной сепарации, что уже значительно облегчит ситуацию.

Отсутствие сепарации приводит к тяжёлым и конфликтным отношениям с родителями, поскольку естественная потребность взрослого человека психологически отделиться и жить своей жизнью в этих условиях фрустрируется. Не реализуясь, это стремление находит выход в агрессии, ссорах и фоновом недовольстве близкими. 

Главным преимуществом сепарации становится психологическая зрелость. Сепарируясь, человек завершает в терапии обиды на взрослых и признаёт, что они не были идеальны, но сделали для него всё, что могли. Развенчивая грандиозные и "всемогущие" образы родителей, он понимает, что они - вполне обыкновенные люди, со своими достоинствами и недостатками. А, значит, они вполне могли ошибаться в прошлом и могут придерживаться иных взглядов на что-то сейчас, но это никак не должно мешать тому, чтобы свою жизнь человек мог строить иначе. 






Об авторе статьи

`
Иванова Татьяна Александровна

Рейтинг психолога: 7 7

Иванова Татьяна Александровна

клинический психолог, юнгианский аналитик
Город: Москва Стоимость приема: 5500 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья


Добавить новый Комментарий


Психолог Ахромова Инна Сергеевна
Консультация по Skype

Ахромова Инна

Дипломированный психолог - консультант, работаю в интегративном подходе.
Психолог Заулочнова Юлия Николаевна

Заулочнова Юлия

Психолог, сексолог, супервизор.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Коваль Екатерина Сергеевна

Коваль Екатерина

Психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт. Работаю с семьей, взрослыми,...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍