Психологический
навигатор
Коронавирус. Горячая линия психологов.
Вход для психологов | Регистрация


Выбрать психолога

Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Школа: когда ребенка отвергают одноклассники



В связи с трагическими выстрелами в Литтлтоне (штат Колорадо) и Джонсборо (штат Арканзас) встал вопрос, почему некоторые школьники оказываются отвергнутыми сверстниками. Уже давно известно, что у детей, которых отвергают одноклассники, позднее, как правило, возникают проблемы. Исследования показали, что если отвергнутые дети ведут себя агрессивно или сторонятся всех, то наблюдается эффект "снежного кома", то есть отвержение ведет к еще большему отвержению. Поскольку заботиться о детях вам, то вы должны знать некоторые факты.



- Среди отвергнутых детей уровень преступности и употребления алкоголя и наркотиков выше. У них имеются также проблемы с поведением в школе.

- Среди тех, кого отвергали сверстники в третьем классе, ребят, плохо приспосабливающихся к условиям средней школы, в три раза больше, чем среди тех, кого не отвергали.

- Присоединение двенадцатилетнего подростка к компании сверстников, отличающихся антисоциальным поведением, часто связано с тем, что в десять лет ребенок был отвергнут сверстниками. Подростки с отклонениями в поведении чаше употребляют наркотики, занимаются преступной деятельностью и исключаются из школы.

- У мальчиков, учащихся средней школы, с которыми жестоко обращаются сверстники (дразнят, бьют), через десять лет развивается депрессия и низкая самооценка.

- Самой веской причиной отвержения является агрессивное поведение.

- Однако многие отвергнутые дети совсем не агрессивны. Наоборот, они слишком чувствительны, покорны, застенчивы, их легко можно запугать.

- Если сверстники считают ребенка застенчивым, то это не значит, что они считают, будто его можно легко запугать. Застенчивые дети, как правило, тихие, не пользуются дурной славой и сопротивляются отрицательному социальному воздействию. Их не считают слишком чувствительными, чтобы над ними можно было поиздеваться.

- Сверстники хорошо относятся к детям не слишком агрессивным, не поддающимся дурному влиянию и относительно уверенным в себе, а особенно к детям добрым, общительным и заслуживающим доверия.

- Дети, пользующиеся уважением, как правило, спокойно относятся к поддразниваниям. Агрессивные дети рассматривают их как нападки, а покорные - как насмешки. Отвергают сверстники агрессивного или отчужденного и покорного ребенка или нет, зависит, видимо, от его способности проявлять дружелюбие, находить общий язык со всеми и поддерживать других. Чем положительнее дети себя ведут, тем вероятнее, что они будут приняты сверстниками, даже если они порой агрессивны или, наоборот, слишком мягки.

- Как показали исследования, проведенные среди второклассников, дети, формируя свое мнение об одноклассниках во многом полагаются на мнение учителей. Поэтому ребенок, пользующийся дурной славой, которому учитель не просто делает замечания, но унижает его ("Билли, тебе что-то мешает сидеть?!"), вызывает у одноклассников больше неприязни. Если учителя хвалят ребенка, не пользующегося авторитетом, за хорошее поведение ("Молодец, Билли. Ты внимательно слушаешь"), то у других школьников складывается о нем лучшее мнение. Обычное замечание учителя (например, "Билли, перестань пускать самолетики и вернись к своему заданию") никак не отражается на мнении одноклассников о товарище.

- Мальчиков, склонных оказываться в роли жертвы, матери часто перестраховывают: они относятся к своим сыновьям как к совсем маленьким и слишком контролируют их времяпрепровождение. К девочкам, оказывающимся в роли жертвы матери часто враждебны и критичны. Они грозят уйти от них и девочки плохо себя ведут. Отцы здесь, как правило, отсутствуют или не участвуют в воспитании ребенка. У мальчиков, которых матери слишком оберегают, затормаживается развитие социальных навыков, необходимых для того, чтобы их уважали сверстники (подвижность, независимость, умение идти на риск и умение адекватно воспринимать поддразнивания). Девочкам, которых матери отвергают, и критикуют (с враждебностью), труднее развивать в себе такие социальные навыки, как сопереживание, умение сотрудничать и участие.



Как нужно говорить

- Спросите ребенка, до какой степени его отвергают. "Кто тебя унижает? Это делает кто-то один или несколько человек?" Чем больше детей отвергают вашего ребенка, тем тяжелее ему переносить это .

- "Что ты говоришь или делаешь, когда дети так поступают с тобой?" Чересчур покорный ребенок, скорее всего, постоянно будет оказываться в, роли жертвы. Агрессивного ребенка могут отвергать, но запугивать не будут. Ребенок, который по-смеется над издевками и не отстранится, позднее, возможно, будет принят сверстниками.

- "Как долго это продолжается?" Чем раньше вы постараетесь изменить отношение одноклассников к вашему ребенку, тем легче вам будет это сделать. Возможно, поможет просьба к учителю как-нибудь похвалить вашего ребенка, особенно младшеклассника.

- СОПЕРЕЖИВАЙТЕ. "Тебе, должно быть, действительно больно, когда это происходит".

- "Представляю, как это злит тебя и печалит".

- УЧИТЕ ребенка вести себя в обществе более адекватно, относиться ко всему с юмором и быть добрее. Этим создастся противовес негативному отношению других, который поможет тому, чтобы ребенка не отвергали: "Я не обвиняю тебя в том, что ты не хочешь быть любезным с детьми, которые плохо обращаются с тобой. Но если бы одноклассники считали тебя добрым и общительным, то они относились бы к тебе лучше. Хочешь попробовать стать таким?" Вы должны практиковать это каждый день, пока ваш ребенок не изменится.

- "А что, если, ты хотя бы два раза в неделю будешь говорить своим одноклассникам что-нибудь хорошее? Необязательно говорить это самым плохим детям. Но ты можешь сказать кому-нибудь, что у него красивая куртка или похвалить кого- нибудь за то, что он задал на уроке хороший вопрос. Что еще ты мог бы сказать своим одноклассникам?"

- Если ребенок агрессивен, то он, скорее всего, будет воспринимать неоднозначные действия своих одноклассников (его толкнули, над ним подшутили) как враждебный выпад. Если он отвечает на это враждебностью, то не исключено, что сверстники его отвергнут. УЧИТЕ альтернативным реакциям. Например: "Если кто-то посмеется над тобой из-за того, что ты испачкал чернилами лицо, то ты можешь просто улыбнуться и рассмеяться ему в ответ". "Я помню, что меня некоторые дети не любили". Здесь могут помочь обнадеживающие истории. Дайте совет, исходя из собственного опыта, но в то же время подчеркните, как много значит для вас ваш ребенок.

Как не нужно говорить

- "Просто присоединись к компании, даже если они плохо к тебе относятся. Они научатся любить тебя". Это не всегда так. Если ребенок не умеет выдерживать критику, вести себя согласно своему возрасту или должным образом начинать разговор, то его все время будут отвергать. Привейте ему необходимые навыки и чаще напоминайте ему о его хороших качествах.

- "Вовсе необязательно, чтобы тебя любили друзья. Ведь у тебя есть я. Я люблю тебя и всегда буду любить". Это сказано с благими намерениями, но это нереалистично (и, возможно, вы просто перестраховываете своего ребенка, создавая этим ему проблемы). Детям все-таки необходимо чувствовать, что их принимают хотя бы некоторые сверстники. Сводя к минимуму этот факт, вы только информируете ребенка о том, что на самом деле не понимаете его проблему.

- "Я собираюсь поговорить с родителями этих детей!" Будьте осторожны, тут можно и навредить. К детям старшего возраста это, пожалуй, вызовет еще большую неприязнь. Вы, конечно, можете заставить других детей прекратить дразнить вашего ребенка и издеваться над ним, но не заставите их полюбить его. Самое лучшее, что вы можете сделать, - это привить вашему ребенку хорошие навыки общения.

И последнее: отвергнутым детям бывает полезно почувствовать себя сведущими в областях, не относящихся к учебе в школе, например, в музыке, театре, гимнастке или боевых искусствах. Боевые искусства помогают ребенку почувствовать себя физически развитым (покорные дети считают себя слабыми), в то время как сама философия боевых искусств учит воздерживаться от применения силы (так что ваш ребенок вряд ли станет агрессивно применять свои навыки). Занятия в кружках и секциях могут подтвердить достоинство ребенка и помочь ему изменить отношение одноклассников.

Источник: Общество семейных консультантов и психотерапевтов






34у4 |
акуе

Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель...
Психолог Стоян Марта Викторовна

Стоян Марта

Психоаналитик, клинический психолог
Психолог Стрельцов Владимир Владимирович

Стрельцов Владимир

Клинический (медицинский) психолог, работаю со...
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт,...
Психолог Ютландова Елена Александровна

Ютландова Елена

Юнгианский аналитик, Эмоционально-...




Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

Выберите ближайший к вам город


Москва
Санкт-Петербург
Аахен
Абакан
Абан
Авимор
Алма-Ата
Алматы
Алушта
Амстердам
Анапа
Анталия
Апшеронск
Армавир
Архангельск
Астана
Астрахань
Афины
Баку
Балаково
Балашиха
Балашов
Бангкок
Барановичи
Барнаул
Барселона
Белгород
Беломбр
Бердск
Бийск
Благовещенск
Благовещенск (Амурская обл.)
Борисоглебск
Братск
Брно
Брянск
Будапешт
Буденновск
Бургас
Буштына
Варна
Вена
Видное
Витебск
Владивосток
Владикавказ
Владимир
Волгоград
Волгодонск
Волжский
Вологда
Волчиха
Воронеж
Воскресенск
Воткинск
Геленджик
Георгиевск
Гомель
Горячий Ключ
Денвер
Джексонвилль
Динская
Дмитров
Днепропетровск
Долгопрудный
Домодедово
Донецк
Дорогобуж
Дрезден
Екатеринбург
Ессентуки
Железногорск
Железнодорожный
Житомир
Жуковский
Запорожье
Звенигородка
Зеленоград
Зимовники
Иваново
Иерусалим
Ижевск
Иркутск
Йошкар-Ола
Казань
Калач-на-Дону
Калининград
Калуга
Каменск-Уральский
Кандалакша
Кемерово
Керчь
Киев
Кинешма
Киров
Кировоград
Кишинев
Климовск
Клуж-Напока
Ковров
Коломна
Комсомольск-на-Амуре
Королев
Костанай
Котка
Красноармейск
Красногорск
Краснодар
Красноярск
Кременчуг
Кривой Рог
Кузнецк
Курган
Курск
Лазаревское
Ленинск-Кузнецкий
Лесной
Лиман
Липецк
Лисичанск
Лиски
Лобня
Лондон
Луганск
Луцк
Львов
Люберцы
Магнитогорск
Манчестер
Марганец
Марокко
Марсель
Махачкала
Мегион
Мелитополь
Мензелинск
Миасс
Миллерово
Минеральные Воды
Минск
Минусинск
Могилев
Можайск
Москва
Мурманск
Мценск
Мытищи
Мюнхен
Набережные Челны
Назарово
Нальчик
Нахабино
Находка
Не указано
Нефтеюганск
Нижневартовск
Нижнекамск
Нижний Новгород
Николаев
Ницца
Новокузнецк
Новороссийск
Новосибирск
Новоузенск
Новочеркасск
Новошахтинск
Ногинск
Нью-Йорк
Обнинск
Одесса
Одинцово
Омск
Орел
Оренбург
Орехово-Зуево
Павлоград
Париж
Пенза
Пермь
Петрозаводск
Подольск
Полоцк
Прага
Протвино
Псков
Пушкин
Пушкино
Пятигорск
Раменское
Ревда
Реутов
Рига
Ростов-на-Дону
Рыбинск
Рязань
Салават
Сальск
Самара
Сан-Матео
Санкт-Петербург
Саранск
Саратов
Сватово
Севастополь
Северодвинск
Семипалатинск
Сергиев Посад
Серпухов
Симферополь
Смела
Смоленск
Солигорск
Сосновый Бор
Сочи
Ставрополь
Старый Оскол
Стерлитамак
Ступино
Сумы
Сыктывкар
Тамбов
Ташкент
Тбилиси
Тверь
Тель-Авив
Тимашевск
Тирасполь
Тихвин
Тихорецк
Тольятти
Томск
Торонто
Туапсе
Туймазы
Тула
Тюмень
Ужгород
Улан-Удэ
Ульяновск
Усолье-Сибирское
Уссурийск
Усть-Кут
Уфа
Ухта
Франкфурт-на-Майне
Фролово
Хабаровск
Хайфа
Харьков
Хельсинки
Херсон
Химки
Хмельницкий
Цюрих
Чара
Чебоксары
Челябинск
Череповец
Чита
Шахты
Шымкент
Щелково
Электросталь
Энгельс
Ялта
ЯНАО Правохеттинский
Ярославль
Ярцево
Ясиноватая