articles
Сиблинги - это обобщающее слово, пришедшее с запада, удобное для обозначения одновременно и братьев, и сестер. Аналога ему в русском языке нет.
Тема сиблингов поднялась в контексте родства с тяжело больными детьми.
Очевидно, что жизнь всей семьи меняется, когда в ней появляется больной ребенок, требующий постоянного обслуживания и ухода. Сиблинги в этот период чаще всего отходят на последний план. Вроде они здоровые, и времени им уделять, кроме как покормить, одеть, не обязательно. Потому что другой ребенок отнимает все время.
В зависимости от сложившихся детско-родительских отношений сиблинги могут испытывать самые разные чувства в связи с болезнью брата/сестры - от сочувствия до обиды, что все внимание достается другому.
Другими словами, сиблинги остаются психологически обделенными. И это тоже важная тема для работы психолога с семьей в ситуации детского паллиатива.
Ребенок, здоровый или больной, остается ребенком. И ему нужно и внимание, и забота, не зависимо от состояния здоровья и возраста.
Тема сиблингов в обычных семьях поднимается в контексте советского постулата об обязанности старших следить за младшими, заботиться о них.
Лично я категорически против, и как мать, и как психолог. Старший сиблинг - такой же ребенок, как и младший, а дети не должны воспитывать детей, сидеть с ними, гулять с ними, кормить их и т.д., особенно, когда речь о совсем маленьких детках. Это все обязанности родителя.
Воспитывать в детях желание помогать другим - похвальная идея, но старшие дети рождаются вовсе не для помощи родителям с младшими. Они могут помогать, если хотят. Но они ничего родителям не должны.
У каждого ребенка своя траектория развития, и в каждый возрастной период ему нужны свои игрушки, свои друзья, свои темы для общения, подходящие ему по возрасту.
Взрослить старшего ребенка до срока через воспитание младших - значит, отобрать у него детство и все его ДЕТСКИЕ ПРАВА, ровно такие же,как и у младших детей:
- право на обслуживание кем-то,
- право на заботу о нем (степень внимания, участия, включенности),
- право не помнить о своих обязанностях,
- право быть спонтанным
- право думать о своих желаниях и потребностях,
- право чувствовать себя и свои потребности,
- право не быть родителем младшему ребенку,
- право капризничать,
- право не быть ответственным за чужие действия,
- право на равноценное отношение родителей к себе и к другим детям в семье,
- право на родительскую любовь без условностей.
Часто бывает, что последний пункт ставится во главу угла и является единственным аргументом, чтобы заставить старших детей заниматься младшими. Это жестокая манипуляция, которая не пройдет даром. Старшие дети всегда будут помнить, что их обделили, что с них требовали больше за возможность почувствовать себя любимыми детьми, а взамен они получали не то же самое, что младшие.
Художественный фильм "Мой ангел-хранитель" - прекрасная и одновременно ужасная иллюстрация к крайней ситуации, когда родители пользуются одним ребенком во благо другого.