articles
Синдром эмоционального выгорания: попытка логотерапевтического объяснения
Аверьянов Алексей Иванович,
кандидат педагогических наук, доцент, Московский институт психоанализа,
г. Москва. E-mail: ai.averianov@gmail.com
Аннотация
Цель данной статьи – рассмотреть связь синдрома эмоционального выгорания с понятием экзистенциального вакуума, описанного В.Франклом в рамках его теории логотерапии. Несмотря на достаточно большое количество научных работ по проблеме выгорания, лишь в последнее время стали появляться исследования, позволяющие предположить, что одной из причин эмоционального выгорания является утрата экзистенциального смысла и чувства удовлетворенности жизнью.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, логотерапия, экзистенциальный вакуум, экзистенциальная исполненность, экзистенциальный смысл.
Alexey Averyanov, Ph.D. in Education, Associate Professor, Moscow Institute of Psychoanalysis,
Moscow. E-mail: ai.averianov@gmail.com
Abstract
The purpose of this article is to discuss the linkage between emotional burnout syndrome and existential vacuum which was described by V. Frankl in his theory of logotherapy. Despite a fairly large number of researches on the problem of burnout, only recently have the studies begun to appear suggesting that the loss of existential meaning and a sense of satisfaction with life is one of the reasons of emotional burnout.
Key words: burnout syndrome, logotherapy, existential vacuum, existential fulfilment, existential meaning
Впервые симптомы синдрома описал Герберт Фрейденбергер в работе "Эмоциональное выгорание сотрудников" [6]. Несколько позднее К. Маслач и С. Джексон определили синдром выгорания как комбинацию трех симптомов: 1) эмоциональное истощение, 2) деперсонализация и цинизм и 3) ощущение профессиональной несостоятельности или недостаточной продуктивности [11, 12]. Эта модель сегодня принята большинством ученых в качестве концептуальной основы синдрома выгорания, также она включена в последнюю версию МКБ-11, хотя и сужает понятие исключительно до контекста трудовой деятельности и рекомендует не применять его для других сфер жизни.
Синдром эмоционального выгорания может настичь практически любого человека, но в большей степени ему подвержены люди социальных профессий, где присутствуют большие эмоциональные нагрузки (педагоги, психологи, священники, медицинские и социальные работники и т.д.). Правда, в последнее время стали также говорить об эмоциональном выгорании женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, а также безработных [10, 15].
Опасность синдрома выгорания заключается в том, что он может быть совершенно не заметен со стороны: человек достаточно долго может производить впечатление нормально функционирующей личности, испытывая при этом эмоциональное истощение, деперсонализацию и даже предсуицидальные состояния, которые он скрывает от других. Такой человек может испытывать ощущение безысходности, считать себя жертвой обстоятельств.
Синдром развивается медленно, иногда этот период исчисляется годами. Как именно он развивается и какие стадии включает, до сих пор не совсем понятно. Г. Фрейденбергер и Г. Норт выделяют 12 фаз [7], К. Маслач с коллегами на базе этих фаз постулируют 4 [12]. Есть ученые, которые пытаются определить причины, лежащие в основе развития синдрома эмоционального выгорания [1,2,5].
Не затихают дискуссии среди специалистов о взаимосвязи депрессии и синдрома выгорания. Большинство исследователей сходятся в том, что между этими состояниями определенно существует связь, но все же они не идентичны. К основным факторам, позволяющими провести различие между этими двумя состояниями, можно отнести желание жить у людей с синдромом эмоционального выгорания и его отсутствие у пациентов, страдающих депрессией (кроме самой последней стадии выгорания), а также то, что эмоциональное выгорание – это нарушение, связанное с работой или деятельностью [8].
Неотъемлемой составляющей эмоционального выгорания является стресс. Вместе с тем, стресс не является причиной выгорания, но может выступать в качестве его катализатора. Главное различие между стрессом и выгоранием, пожалуй, заключается в том, что симптомы стресса носят более физиологический характер, а в выгорании выражена больше эмоциональная составляющая. Стресс проявляется в гиперактивности и ощущении острой потребности. Выгорание приводит, скорее, к ощущению безнадежности и беспомощности.
Все вышеизложенное – это достаточно устоявшийся взгляд на природу и причины эмоционального выгорания. Однако, в свое время К.Маслач отмечала, что одной из отличительных особенностей синдрома эмоционального выгорания является кризис смысла и ценностей [13]. И лишь совсем недавно на это замечание обратили более пристальное внимание ученые, в результате чего наметился еще один интереснейший подход к выгоранию – с позиции логотерапии и экзистенциального анализа.
С точки зрения логотерапии, выгорание – это тяжелое состояние, причиной которого является утрата экзистенциального смысла. Согласно В. Франклу, экзистенциальный смысл лежит в основе психического здоровья и благополучия человека. И как только утрачивается смысл, он начинает ощущать экзистенциальный вакуум, который характеризуется потерей мотивации и интереса к жизни, низким уровнем инициативности и проактивности [3]. Эти аспекты экзистенциального вакуума вполне укладываются в симптоматику эмоционального выгорания.
В. Франкл выделяет три измерения человеческого существования – биологическое, психологическое и ноэтическое. И несмотря на то, что симптомы эмоционального выгорания могут проявляться во всех трех измерениях, все-таки главным из них является ноэтическое. Если человек удовлетворяет исключительно свои психодинамические потребности, игнорируя при этом духовное измерение, он рискует столкнуться с симптомами экзистенциального вакуума. И хотя эмоциональное выгорание и экзистенциальный вакуум связаны между собой и даже на каком-то этапе они смыкаются весьма плотно, тем не менее, просматриваются и некоторые отличия. Основное из них заключается в том, что среди симптомов первого отсутствуют скука и апатия. Они – лишь следствие других симптомов эмоционального выгорания, но при этом В. Франкл включает их в определение экзистенциального вакуума. У людей, ощущающих экзистенциальный вакуум, ярко выражены два основных аспекта выгорания – деперсонализация и эмоциональное истощение [9].
Итак, в качестве одной из основных причин синдрома эмоционального выгорания, согласно логотерапии, выступает дефицит экзистенциального смысла. Когда человек ведет осмысленную и удовлетворяющую его жизнь, когда он вовлечен в нее, потому что она ему интересна и потому что это его свобода и его выбор, тогда у него есть силы действовать «несмотря на» - усталость и пр. И наоборот, если он живет по обязанности, потому что он должен что-то делать и должен стремиться к чему-то, что для него не имеет особенной ценности, что ему не нужно и не интересно, что не приносит ему удовлетворения, что не является его свободным выбором, - тогда он становится подвержен выгоранию.
Сегодня люди ищут смысл в работе, для многих работа стала отождествляться с самой жизнью. В пирамидальной системе ценностей современного человека она часто занимает приоритетное место. И если в начале своего трудового пути человек полон надежд, испытывает энтузиазм, обнаруживает определенные перспективы и смыслы, идентифицирует себя с работой, то со временем его может постичь разочарование – и от невозможности реализовать собственные ценности, и от высоких требований и перегрузок, и от постигших его неудач и ошибок, и от многих других обстоятельств. В связи с этим К. Маслач и М. Лейтер предлагают следующее определение синдрома эмоционального выгорания: «Выгорание – это индикатор расхождения между тем, кем человек является, и тем, что ему приходится делать. Это постепенное разрушение ценностей, достоинства, духа и воли – разрушение человеческой души. Это болезнь, которая неумолимо прогрессирует с течением времени, это крутое падение в бездну, после которого очень тяжело подняться» [13]. И поэтому мы можем говорить о выгорании не только в ситуациях перегрузки и перенапряжения, когда на человека возлагаются непосильные или не соответствующие его компетенциям трудовые обязанности, но и в ситуациях недозагрузки, а также когда профессионализм человека сильно превосходит его функциональные обязанности.
Важно сказать и о мотивации. А.Лэнгле считает, что если человека интересует не содержание его работы (внутренние мотивы), а, например, карьера, деньги, социальный статус и др. (внешние мотивы), то в этом случае неминуема утрата «правды». В связи с этим он различает истинный экзистенциальный смысл и «псевдо-смысл». С точки зрения его подхода к экзистенциальному анализу, эмоциональное выгорание – это нарушение психологического благополучия по причине дефицита внутренней удовлетворенности. Человек ощущает внутреннюю удовлетворенность, когда посвящает свою жизнь чему-то, что позволяет ему реализовать субъективно важную (с его точки зрения) ценность. Синдром эмоционального выгорания проявляется, когда человек в течение долгого времени делает то, что не имеет для него ценности [1].
Другая ситуация – когда люди сталкиваются с чрезмерным количеством смысла и не могут сделать выбор между различными приоритетами, что также ведет их к истощению и эмоциональному выгоранию.
Сегодня профилактика синдрома и корректирующие действия направлены главным образом на улучшение объективных условий труда и индивидуальное облегчение симптомов стресса, однако, этого недостаточно для борьбы с основной причиной эмоционального выгорания. Как отмечает А.Лэнгле, ни отдых, ни техники релаксации, ни программы управления стрессом сами по себе не могут заполнить пустоту отсутствия смысла и неудовлетворенности [2]. Мы должны сосредоточиться на усилении ощущения смысла.
Несмотря на достаточно большое количество исследований, появившихся за последнее время по проблеме эмоционального выгорания, лишь в очень немногих работах рассматривается связь выгорания с утратой смысла в жизни и работе [4,14,16,]. Вместе с тем, нам представляется чрезвычайно перспективными подобного рода исследования, прежде всего, по нескольким причинам. Во-первых, если эта связь станет более очевидна и доказана, то мы сможем лучше профилактировать и точнее диагностировать выгорание. Во-вторых, мы сможем оказывать страдающим людям более эффективную помощь, в том числе методами логотерапии.
Литература:
1. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа: теоретическое исследование // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 3-16.
2. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание – пепел после фейерверка. Экзистенциально-аналитическое понимание и предупреждение: Лекция. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tovievich.ru/news/6389-alfrid-lengle-emocionalnoe-vygoranie-pepel-posle-feyerverka-ekzistencialno-analiticheskoe-ponimanie-i-preduprezhdenie-lekciya-v-mspi-27112014.html. (Дата обращения: 15.03.2020).
3. Франкл В. Воля к смыслу: Пер. с англ. М.: Альпина нонфикшн, 2018. 228 с.
4. Ben-Itzhak S., Dvash J., Maor M., Rosenberg N., Halpern P. Sense of meaning as a predictor of burnout in emergency physicians in Israel: a national survey. Clin Exp Emergency Med (2015) 2(4):217. 10.15441/ceem.15.074
5. Demerouti E., Bakker A.B., Nachreiner F., Schaufeli W.B. The job demands—resources model of burnout. J Appl Psychol (2001) 86(3):499. 10.1037//0021-9010.86.3.499
6. Freudenberger H.J. Staff burn-out. J Soc Issues (1974) 30(1):159–65.
7. Freudenberger H., North G. Burn-out bei Frauen. Frankfurt: Krüger Verlag; (1992).
8. Jaggi F. Burnout-praxisnah: 2 Tabellen. Stuttgart: Georg Thieme Verlag; (2008).
9. Karazman R. Das Burnout-Syndrom. Vortrag an der österreichischen van Swieten-Tagung vom (1994) 27:10.
10. Leiter M.P., Schaufeli W.B. Consistency of the burnout construct across occupations. Anxiety Stress Coping (1996) 9(3):229–43. 10.1080/10615809608249404
11. Maslach C., Jackson S.E. The measurement of experienced burnout. J Occup Behav (1981) 2(2):99–113. 10.1002/job.4030020205
12. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burnout. Ann Rev Psychol (2001) 52(1):397–422. 10.1146/annurev.psych.52.1.397
13. Maslach C., Leiter M.P. Understanding the burnout experience: recent research and its implications for psychiatry. World Psychiatry (2016) 15(2):103–11. 10.1002/wps.20311
14. Nindl A. Zwischen existentieller Sinnerfllung und Burnout [Between existential fulfillment and burnout]. Existenzanalyse [Existential Analysis] (2001) 1:15–23.
15. Richardsen A.M., Martinussen M. Factorial validity and consistency of the MBI-GS across occupational groups in Norway. Int J Stress Manag (2005) 12(3):289. 10.1037/1072-5245.12.3.289
16.Yiu-Kee C., Tang C.S.K. Existential correlates of burnout among mental health professionals in Hong Kong. J Ment Health Couns (1995) 17(2):220–9.