articles Сказка "Красавица и Чудовище"/"Аленький цветочек". Психологический разбор.
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Сказка "Красавица и Чудовище"/"Аленький цветочек". Психологический разбор.



В современной психологии активно критикуется как модель поведения "преследователь-жертва-спасатель", которая водит человека по кругу и способствует его отчуждению от настоящего себя в контакте с другими, так и абьюзивная модель поведения, приводящая к насилию в отношениях. Если задуматься об истоках (откуда эти модели берутся), то дело не только в детстве и родительских моделях, но и в культуре, а частью культуры являются сказки. В данной статье речь пойдёт о двух версиях одной и той же сказки, в которой эти модели содержатся. 

Итак, "Красавица и Чудовище" и её аналог "Аленький цветочек". Сказка начинается с того, что жил-был купец, и было у него три дочери, а именно - с отцовской фигуры и отцовского комплекса. Первая и вторая дочь оказываются вполне обычными и используют фигуру отца по назначению. Собрался он в путешествие, и они заказали у него практичные, нужные им в быту вещи (платья - в одной версии, золотой венец и туалет из хрусталя - в другой). По таким заказам, можно отметить, что обе дочери нацелены на своё замужество. Стать красивее (самостоятельнее) и отделиться от отца (в парадигме мышления тех времён, когда была написана сказка, это было единственным способом). Третью дочь отличает то, что она просит редкий цветок. Как будто ей и не нужно замуж, и она не заинтересована в чём-то материальном. Её поглотил отцовский комплекс, и её просьбу метафорически можно интерпретировать как просьбу о любви отца. А, судя по сюжету сказок, отец оказывается довольно слабой фигурой. Он разоряется по ходу сюжета, попадается на соблазны чудовища, неуклюже ведёт себя в гостях у чудовища, без спроса срывая цветок, и впоследствии отказывается от ответственности - к чудовищу потом почему-то едет дочь вместо него. Он испытывает трудности с поиском цветка, а потом готов пожертвовать дочерью, чтобы выжить самому. Очевидно, что с любовью у него какие-то проблемы. Потому и поиск цветка ему даётся с трудом - дочь требует от него невозможного. И цветок, на самом деле, принадлежит чудовищу, от которого и то больше шансов обрести любовь, чем от отца.

Далее привлекает внимание характеристика личности младшей дочери, которая и становится главной героиней сказки. В версии "Красавицы и Чудовища" она всё делает по дому и помогает братьям в поле, а старшие в это время бездельничают. Когда отец возвращается с подарками и бедой, старшие сёстры начинают обвинять её, а отец жалуется на своё горе, утверждаясь в слабой позиции. Ему плохо, его должны пожалеть, он в беде, его нужно спасать. Младшая берёт на себя бремя отца - соглашается ехать к чудовищу вместо него. Таким образом, младшая находится в позиции жертвы и в позиции крайней. На её плечи ложится обременяющая других домашняя работа, и она же вынуждена решать чужие, созданные не ей проблемы. Да, она попросила цветок, но вряд ли она может нести ответственность за дальнейшее поведение отца в гостях у чудовища, которое выглядит не вполне вежливо и уважительно. А у дочери любви большой дефицит - ни отец толком не любит, ни сёстры. Сёстры и вовсе завидуют, воспринимают как конкурентку, а её труд и неравная позиция для всей семьи - что-то само собой разумеющееся.

Обращает на себя внимание и характеристика чудовища. Большое, грозное, страшное, но доброе и щедрое. Однако в его образе сразу читается подвох. Его реакция на сорванный цветок кажется не очень соразмерной происходящему. Чудовище готово приютить у себя гостя и предоставить ему крышу над головой, готово осыпать купца дарами, но почему-то именно в момент, когда гость срывает цветок, разражается внезапной яростью. Символически можно интерпретировать это так, будто бы цветок - это его нежная душа, его Анима, его уязвимость. Но чудовище изначально выглядит противоречивым и неуравновешенным. Не таким уж оно оказывается добрым и щедрым. А к переговорам оно и вовсе не способно. Вместо того, чтобы предупредить о своей уязвимости заранее или обсудить её, оно демонстрирует взрыв аффекта и сразу требует компенсации ущерба. И в теме компенсации сразу затрагивает тему дочерей, очевидно, ассоциируя женщин с цветами. А цветок - это что-то красивое и безобидное. Можно посадить его в горшочке, ухаживать за ним, поливать и удобрять, и он никуда не денется. Кроме того, цветок на более низкой ступени эволюции. Это создание прекрасное, но более примитивное и в меньшей степени мобильное. Он годится для украшения дома, но равное партнёрство с ним представить трудно.

И вот, Красавица соглашается, и в версии "Красавицы и Чудовища" она знает, что едет на смерть и знает, что едет умирать за отца. В версии "Аленький цветочек" она знает, что едет к Чудовищу в качестве откупа. До того, как она была послана, её отец предлагал откупиться своими богатствами, но Чудовище отказалось и потребовало иной откуп. Таким образом, дочери являются личными вещами купца, частью его богатств. В обоих случаях Красавица жертвует собой и едет явно не туда, куда бы ей самой по доброй воле хотелось отправиться, если бы не вся эта ситуация. Так, она становится жертвой не только слабого отца и жестокого чудовища, но и внешних обстоятельств. 

Изначально она относится к чудовищу без особого энтузиазма. В одной версии равнодушно, в другой - она теряет сознание от того, какое оно страшное. Но чудовище проявляет к ней доброту, начинает ухаживать за ней, и она откликается на его милость. Заранее она знает, что оно не всегда такое доброе, но у неё не остаётся выхода. Оно могло бы и вовсе сразу съесть или сделать с ней что угодно. Вместо этого оно предлагает дары, соблазняет, как гостя. И ей доступно исполнение любых её желаний, кроме того, чтобы покинуть чудовище. В глубине души оно оказывается очень зависимым и не самым зрелым персонажем, с точки зрения психологии, раз оно вынуждено не доверять ей, никуда её не пускать и пропадает без неё в невозможности выдержать разлуку. Таким образом, чудовище склонно не только к срывам, проявлению жестокости и восприятию женщин как товара, которым можно откупиться и восполнить ущерб, но и к зависимым отношениям.

Когда Чудовище оказывается при смерти, Красавица уже привязана к нему, у неё стокгольмский синдром. И именно в этот момент она признаётся ему в любви, а не в какой-то иной, чтобы спасти его. Её любовь тоже становится жертвой. Ценой её любви оно оживает, по итогу чего превращается в прекрасного принца. В общем-то, в этом и вся суть сказки - что даже такое безобразное и жестокое существо можно отогреть теплотой и любовью, проявив к нему человечность. Благодаря жертве Красавицы с ним происходит радикальная трансформация. Исчезают чары, и оно чудесным образом преображается. Как будто уродливым и жестоким оно было не по доброй воле - его прокляли, недолюбили, что снимает с него ответственность. Хотя, героиню сказки недолюбили тоже, но она почему-то такой не стала. Налицо некое неравенство, дисбаланс. Например, будучи Чудовищем, оно не выбрало себе Чудовище противоположного пола. И именно на женщину ложится бремя отогревать и оживлять его своими чувствами, терпеть его странное поведение и спасать его, жертвуя собой, несмотря на то, что дефицит любви - его общая проблема с главной героиней сказки.

Согласно многим интерпретациям, которые уже есть в интернет-пространстве, сюжет этой сказки - один из тех, что побуждают женщин к позиции жертвы. Сказка заканчивается счастливо, но не всегда столь же удачно заканчиваются реальные истории. И не всегда возможно изменить человека со стороны - чьей-то любовью и жертвенностью. Однако вера в подобные изменения может побуждать женщин терпеть что-то неприемлемое для себя. Думать, что партнёр не такой уж плохой, ведь он может заботиться и приносить дары, а не только диктовать условия. Полагать, что он просто сильно травмирован, и с ним можно как-то особенно обращаться (быть цветком и любить), чтобы задобрить и исцелить его.

В сказке дисбаланс обращает на себя ключевое внимание. Кажется, что Красавица и Чудовище изначально - не пара, они не являются равными, в них сочетаются противоположности. Прекрасное и безобразное, милосердное и жестокое, кроткое и обладающее властью. Можно ли сказать, что эти противоположности дополняют друг друга? Вопрос спорный, поскольку они не являются нейтральными. Очевидно, что быть безобразным хуже, чем быть прекрасным. Как и чувства, возникшие между Красавицей и Чудовищем, не являются равновесными, в них просматривается вертикаль власти. Красавица не выбирала Чудовище по доброй воле и оказалась заложницей организованной отцом и Чудовищем ситуации, из которой не осталось другого выхода. Как подобные дисбалансы проявятся в их последующей совместной жизни - вопрос риторический. 

Итак, по итогу сказки можно заключить, что в ней имплицитно содержится пассивная и жертвенная роль женщины. Прекрасного принца ещё надо заслужить, и полюбить его надо непременно за красивую душу. Тогда как изначально его отношение к женщине инструментально. Она должна приехать, она должна быть благодарной, должна вовремя вернуться из отъезда и должна влюбиться в него, чтобы с ним случилась трансформация. Его меняют не его личные чувства, а её чувства, поэтому он становится зависимым от неё в своей личной индивидуации, в своём личностном развитии. По сути, главная героиня не наделяется активностью, но является мягкой силой и подводным течением сюжета, его двигателем. Хотя, она активна в том, чтобы приехать к чудовищу и спасти его, а чудовище избавлено от забот поисков жены, работы над собой и самоисцеления. Именно такая роль часто предписывается женщинам - быть на вторых ролях, мягко и незаметно управлять ситуацией и вывозить чужие проблемы. Её сила в терпении и жертвенности. Недополучив отцовской любви, она не научилась ценить себя и привыкла от себя отрекаться. И, вероятно, сказка также показывает, что на такую позицию и откликается достраивающее эту историю до целого создание - Чудовище. Тот, кому именно такая, как она, и нужна. Возможно, и ей нужно именно оно для того, чтобы распрощаться со столь мощным отцовским комплексом, но прощается ли с ним героиня и обретает ли сепарацию или компенсаторно меняет слабого папу на всемогущего в её глазах, проецируя на второго свою подавленную внутреннюю силу, - тоже вопрос риторический...






Об авторе статьи

`
Иванова Татьяна Александровна

Рейтинг психолога: 10 10

Иванова Татьяна Александровна

клинический психолог, юнгианский аналитик
Город: Москва Стоимость приема: 6000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍