Гуревич Павел Семенович - доктор философских наук, профессор, декан кафедры психологии в Российском государственном торгово-экономическом университете. Директор Института психоанализа и социального управления и «Клиники глубинной психологии», зав.сектором Института философии РАН, специалист по клинической психологии, психоанализу, философской антропологии. Практикующий сертифицированный психоаналитик:
Пушкин описывает встречу Самозванца с Мариной Мнишек. Речь идет о «Сцене у фонтана».
День целый ожидал
Я тайного свидания с Мариной,
Обдумывал все то, что ей скажу,
Как обольщу ею надменный ум,
Как назову московскою царицей.
Но час настал - и ничего не помню –
Не нахожу затверженных речей.
Любовь мутит мое воображенье…
Затем встреча. Всего несколько минут общения . И тот же Самозванец говорит:
О как тебя я стану ненавидеть,
Когда пройдет постыдной страсти жар!
Сколько же тут шагов? Или это пошаговая стремительность? Может быть, Самозванец – ветреный мужчина? Что с него взять? Нет, гений Пушкина рассказал нам о том, что чувства человека всегда двойственны. Этим наш эмоциональный мир отличается от переживаний животного. Нежность, подчеркивал Фрейд, вырастает из враждебности. Агрессивность переплавляется в любовь.
Разве Фрейд отмечает только динамику чувств, их смену? Мол, сначала любил, а потом возненавидел? Нет, он говорит о странном сплетении этих переживаний. Любовь и ненависть живут в одном флаконе. Выходит, примерно так: если я говорю «я люблю эту женщину», то это означает в то же время, что я ее и ненавижу. Неужели? Но послушаем обычную речь. «Я его так люблю, - говорит девушка, - что готова его убить». Ненормальная? Возможно. А если так: «Я задушу ее в объятьях»?
Вот как выразил эту мысль Шекспир:
О гнев любви! О ненависти нежность!
Из ничего рожденная безбрежность!
О тягость легкости, смысл пустоты!
Если бы ни ум, ни воля, ни чувства не впадали в противоречие, наша психика вовсе не была бы психикой. Мы стали бы подобны некоему механизму. Именно потому, что мы постоянно направляем на тот или иной объект разные волевые импульсы, чувства и аналитические резоны, можно постигать это величайшее таинство - психику.
Примером амбивалентности может служить сплетение любви и ненависти. На уровне бессознательного восприятия нежность может сопровождаться неприязнью, симпатия переходить в антипатию, удовольствие — в неудовольствие, радость - в горечь. Человек одновременно испытывает противоположные чувства. Но прежде чем разводить их по векторам – «сознательное» - «бессознательное», надо отметить их слитность.
В состоянии амбивалентности каждая установка «выправляется» собственной противоположностью. Это состояние отличается от переживаний, в которых не до конца обнаруживаются проявленные чувства. Амбивалентность выражает глубинную взаимосвязь самых разных переживаний. Римский поэт Катулл (ок. 87 — ок. 54 до н.э.) писал:
Любовь и ненависть кипят в душе моей,
Быть может, почему, ты спросишь, я не знаю,
Но силу этих двух страстей
В себе я чувствую и сердцем всем страдаю...
Однако можно ли восхищаться и презирать одновременно? Правда ли, что человек в своем бессилии обнаруживает мощь? Неужели за бесстрашием прячется человеческий страх? Амбивалентность чувств сопряжена с психологической недифференцированностью чувств, с глубинной близостью противоположных переживаний.
Что же остается в сухом остатке? Берегите свою любовь. Не давайте ей обнаружить свою изнанку. Во время обращайте внимание на странные перевоплощения чувств. Дорожите восторгом любви, но не лютостью ненависти.