articles Смотри на мир открытыми глазами. Экзистенциальное эссе о вреде классического воспитания
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Смотри на мир открытыми глазами. Экзистенциальное эссе о вреде классического воспитания



Нет ничего, что может так исказить лицо людей, как мораль

Бубер

Все познается в сравнении. Для того, чтобы понять - что такое воспитание, необходимо понимать и чем оно не должно являться. Так в социальной мифологии аналогом воспитания признанно считается его полный антипод - дрессировка. Воспитание и дрессировка противоположны как экзистенциально, так и технологически. С экзистенциальной позиции воспитание основывается на паритетных отношениях "я-ты", дрессировка - на традиционно учительском отношении к ученику как к предмету труда "я-оно"; целью воспитания является возникновение понимания и творческого отношения, целью дрессировки - возникновение знания и умения. С технологической точки зрения дрессировка базируется на доступных формализации и воспроизведению методиках; воспитание же по существу недоступно формализации и является по существу предоставлением возможности развития и совершенствования в процессе возникновения и углубления отношений.

С точки зрения клинической психологии дрессировка является формой эмоциональной депривации. К "дрессируемому" относятся как к вещи, подготавливаемой к последующему использованию дрессировщиком. "У меня на тебя свои планы", - говорит "дрессировщик"; "Ты нарушил все мои планы на твою жизнь", - предъявляет он претензии. Популярное в церковно-коммунистической парадигме такое отношение к себе прочно укоренилось в советском менталитете, успешно порождая невроз в национальном масштабе. Чувство вины - основной рычаг дрессировки новых "членов общества". Манипуляция чувством вины - основная педагогическая технология.

С точки зрения социальной психологии альтернативе "воспитание - дрессировка" очень близка другая - "мораль- нравственность". Эпиграфы к абзацу:

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя...

Ленин

Две вещи не перестают потрясать меня - звездное небо над нашей головой и нравственный закон внутри нас

Иммануил Кант



Божии заповеди выше уставов человеческих

Марк стр.7



Нравственность - дитя души - порождается субъективной психологией и стремится к сохранению любви к себе, уважения к себе, аутентичности и душевного здоровья; нравственность - это тот камертон, который помогает человеку войти в резонанс с дыханием Божественного Провидения, попасть в естественное движение собственной истории. Мораль - приходит извне, порождается обществом, направлена по существу против человека. Ее задача - стандартизировать человека для жизни в обществе. По сути своей мораль - это более или менее обширный набор запретов и предписаний, сродни воинскому уставу, но вколачиваемому в подсознание с детства. Мораль всегда формальна, нравственность - ответственна, естественна и аутентична. Нравственный человек отвечает за свою жизнь, моралист перекладывает ответственность на требования морали. В результате правильного воспитания возникает умение находить консенсус между требованиями морали и нравственностью, если эти требования вступают в противоречия друг с другом. При дрессировке, при "натаскивании" возникает перекос или в сторону ханжеского морализирования или в сторону нетерпимого отношения к моральным нормам, вступившим в конфликт с нравственными убеждениями, или формальное отношение как к морали, так и ко нравственности.

Традиционно понимаемое воспитание предполагает передачу очередному поколению социальных мифов поколения нынешнего. Но оба поколения нуждаются не в знании мифов, а в умении понимать их суть и смысл существования, нуждаются в собственном отношении к этим мифам. Именно умение распознавать и развенчивать мифы делает возможным создание собственного мировоззрения, обязательного для взрослой (не невротической) личности. Решение задач такой сложности недоступно никаким формализованным технологиям и поддается только творческому поиску. Выращивая маленького (и не очень маленького) человека родители, учителя и другие воспитатели должны четко понимать - единственное, что для нас действительно важно - это отношение "воспитанника" к нам. Именно отношение к воспитателям формирует отношение человека ко всему миру и к себе. И здесь чрезвычайно опасным подводным камнем становится миф о справедливости. Манипуляции этим объективно не существующим понятием разрушили множество отношений. Мне от близких нужны любовь, милосердие, снисходительность, но никак не справедливость. Когда ребенок попадает в конфликтную ситуацию и в эту ситуацию вмешивается мать, для ребенка важно: "За кого ты, мама?.. За меня, или за справедливость?". Не поучать и запрещать, а объяснять и подсказывать. Выручать и помогать, а не наказывать. Если есть запреты и наказания, значить речь идет о дрессировке. Люди не любят своих дрессировщиков.

Наглядный пример: ребенок создает конфликт и в ситуацию вмешивается мама. Мама-хамка, не разбираясь в сути происходящего без раздумий принимает сторону своего ребенка, отстаивая его правоту. Интеллигентная мама разбирается в ситуации и, если ее ребенок не прав, признает его неправоту. При таких стереотипах отношений через двадцать лет хамский ребеночек тепло и с удовольствием общается со своей мамочкой, а ребенок интеллигентный старается до минимума уменьшить ставшие формальными отношения с матерью и ей остается утешаться собственной интеллигентностью, справедливостью и прочими добродетелями. Описанная ситуация даже не утрирована, а просто схематизирована, видеть ее мне в жизни приходится на каждом шагу.

Гений - парадоксов друг

Пушкин

Возникает парадоксальная ситуация: хотите, чтобы у вас были воспитанные дети - не пытайтесь их воспитывать. С ними можно делиться своими чувствами и своей тревогой за них, попрекать этой тревогой - нельзя. Даже ругаться с ними можно, но ругать и наказывать нельзя. Уважения и любви можно требовать. Но нельзя вытребовать. Только заработать. Отношения можно строить, но бессмысленно клянчить. Отпускайте своих детей по дороге жизни и идите рядом, решая свои проблемы, стараясь без нужды не лезть в глаза и минимально страхуя, когда первыми увидите опасность. Не запрещайте, запрещать могут только физические законы. Не наказывайте, никогда не наказывает даже Бог. Тратьте силы не на воздействие, а на любовь. И вы удивитесь результатам...

Источник: Персональный сайт Р.Могилевского






Об авторе статьи

`
Могилевский Рубен Владимирович

Рейтинг психолога: 3 3

Могилевский Рубен Владимирович

Экзистенциальная психотерапия, индивидуальная и групповая психотерапия, работа с проблемами семьи и воспитания, веду обучающие семинары по экзистенциальной и семейной терапии
Город: Могилев
  •   Кризисы и травмы
  •   Отношения
  •   Семья


Добавить новый Комментарий


Психолог Огнева Вероника Алексеевна

Огнева Вероника

Практикующий психолог
Психолог Мананникова Ксения Сергеевна

Мананникова Ксения

Психолог. Работаю индивидуально со взрослыми людьми, использую методы...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Щербакова Наталья
Консультация по Skype

Щербакова Наталья

Психолог. Работаю со взрослыми. Консультирование в экзистенциальном подходе. Могу...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍