articles
Хочу заранее уточнить, что здесь не идет речь о кризисах и форс-мажорах угрожающих жизни и здоровью человека. Здесь речь идет об условном спасательстве.
Полетели.
Иногда у нас возникает чувство, что мы должны решать проблемы другого человека за него. У некоторых людей это чувство присутствует практически постоянно. У такого поведения масса причин:
· желание быть нужным и значимым;
· невозможность исправить что-то в своей жизни, зато, как компенсация, помочь всем вокруг;
· желание облегчить задачу себе в будущем (пойду и причиню помощь, что бы потом не исправлять чьи-то ошибки);
· желание таким образом переделать ситуацию так, что бы было удобно самому (не думай, как думаешь ты, думай как я. Не чувствуй свои чувства, чувствуй как я);
· чувство вины из-за действий другого человека и своего бездействия (ведь мне ничего не стоит пойти и спасти его, а ведь он умрет без меня).
В чем вред спасательства?
Жертва, которую все время спасают - не растет, не развивается. Роль спасателя не автономна. Спасать можно только жертву. Все время помогая, он создает взаимозависимые отношения. Жертве удобно быть спасенной – она не решает свои трудности самостоятельно. А спасатель чувствует свою значимость. Чем больше он спасает, тем меньше ответственности берет не себя жертва.
Спасательсво часто затягивает незаметно. Человек действительно хочет как лучше, несет добро в мир. Но такие отношения затягивают. Хочется быть нужным, важным. И в конечном счете спасатель будет выполнять свою миссию несмотря ни на что: если он болен, устал, разрушая себя и свои границы, отрицая свои потребности. Иначе он чувствует вину и свою не нужность.
Как быть?
1. Не помогать, пока об этом не просят. Одно дело поинтересоваться как у человека дела и высказать готовность поддержать. Другое дело бежать и спасать. Вы не сможете спасти на столько, на сколько нужно. И возможно получите претензии за то, что плохо спасали, не качественно, не достаточно быстро.
2. Уточните, чем именно вы можете помочь и действуйте в этих рамках
3. Не помогайте, если не хотите помочь. Не делайте то, что вы не хотите делать.
4. Вы можете помогать только на 50%. Вы можете сделать только то, что от вас зависит, не перетруждаясь при этом. Как только вы начинаете делать что-то ЗА другого человека – вы спасаете. К примеру, вы можете дать визитку специалиста, но звонит человек самостоятельно. А вы не контролируете, позвонил он или нет. Это не поле вашей ответственности.
5. Не стоит верить, что человек беспомощен. Если у человека нет нарушений интеллекта, если это не очень маленький ребенок, если он не в обмороке - он не беспомощен.
6. Если жертва требует вашего участия в решении ее проблем или ее трудности тяжело преодолимы человеком самостоятельно – предложите обратиться за помощью к специалисту.
7. Часто сложно смириться с ситуацией, когда вы видите, что человеку стоит помочь, но он сам для себя ничего не делает. Вы уже и визитку дали и посопереживали, и совет дали, а человек не предпринимает действий. Хочется взвалить его на себя и дотащить, спасти. И это, пожалуй, одна из самых сложных идей: нельзя всех спасти, нельзя все контролировать. Человек ответственен за себя. Здесь нужно вспомнить все предыдущие пункты и сказать себе «стоп». Попросил ли он меня о помощи? Объяснил чего именно ждет от меня? Хочу ли я это делать? Что я могу сделать в рамках своих возможностей?
8. Последний пункт хочу добавить из своего опыта. Я часто слышу, от разных людей, следующую идею: «зачем я буду сидеть и сопереживать ситуации? Это бессмысленно. Я лучше помогу физически или материально». Это про спасательную операцию. Я тебе сейчас дам, принесу, сделаю, сиди тихо. Если вас об этом просили, для вас это действительно не трудно, и вы ничего не ожидаете взамен – это можно сделать. Но важный шаг, которые решает треть всех трудностей – это начать интересоваться, как у человека дела. И возможно тогда, вы действительно поможете.