articles
Одной из важнейших целей взросления любого живого существа на нашей планете является способность заботиться о себе самостоятельно. У одних представителей животного мира это происходит быстрее, другим требуется больше времени для достижения полной автономии. Но самый продолжительный период взросления, конечно, у человека.
После рождения каждый из нас проходит период полной зависимости, когда для выживания и развития требуется наличие заботящегося взрослого. В отсутствии чрезвычайных обстоятельств эту роль выполняет мать.
В разных психологических концепциях этот самый первый опыт взаимодействия описывается разными словами, но сущность его и чрезвычайная важность для всего последующего развития человека, для его физического и психического здоровья подчеркивается в каждом из них.
Что же даёт этот период для развития будущей автономии человека, для его способности заботиться о себе самостоятельно? При благоприятном развитии событий, когда мать является полностью вовлеченной в заботу о ребёнке, своевременно и чутко распознаёт и удовлетворяет все его потребности, человек выносит из этого самого раннего периода своего развития ощущение безопасности и доверия к миру, чувство, что его потребности обязательно будут удовлетворены. Человек, получивший именно такой опыт, в дальнейшем будет искать и находить возможности для реализации своих потребностей. В противовес этому неблагоприятное протекание данного периода закладывает основу убеждения в том, что мир - небезопасное место, а удовлетворение потребностей если и возможно, то не полностью или несвоевременно, что ресурсов этого мира «на всех не хватит», а если и хватит, то точно не для него.
После периода полной зависимости и слияния с матерью, которая удовлетворяет все его потребности, человек начинает свой путь к автономии, одним из важнейших факторов которой является сепарация от родителей в целом и от матери в частности. Это сложный и многомерный процесс, включающий в себя различные аспекты (физический, эмоциональный и ряд других), начинающийся во время рождения человека и продолжающийся долгие годы, а порой, так и не завершающийся окончательно в какой-то из сфер. Самыми ключевыми моментами этого процесса являются возрастные кризисы, а успешность протекания, то, насколько он соответсвует естественному, заложенному природой, ходу событий, во многом зависит от того, способствуют ли действия родителей этому или препятствуют. Успешность сепарации во многом определяет дальнейшую способность человека стать автономной личностью, способной заботиться о себе в разных жизненных ситуациях и на разных уровнях, в том числе на эмоциональном.
Что же ещё необходимо приобрести человеку на разных этапах своего развития для того, чтобы заботиться о себе так же успешно и эффективно, как это делает чуткая и вовлеченная мать по отношению к своему младенцу?
В первую очередь, способность распознавать свои чувства и потребности. Возможным это оказывается только в том случае, если родители (или те, кто их постоянно замещает) дают возможность маленькому человеку предъявлять все эмоции, в том числе отрицательные, учат с ними обходиться, а так же поощряют распознавание своих потребностей, начиная с самых базовых, таких как предпочтения в еде и количество пищи, достаточной для насыщения, предоставляют возможности самостоятельного выбора.
При благоприятном варианте развития событий человек взрослеет с пониманием того, что он любит, а что нет, чем ему интересно заниматься, а что привлекает в меньшей степени, что он чувствует в каждый момент времени и о чем эти чувства свидетельствуют.
Наряду с этим ключевыми приобретениями периода взросления являются адекватная и устойчивая самооценка и принятие всех сторон своей личности, позволяющие реалистично оценивать свои возможности по достижению различных целей для удовлетворения потребностей и в соответствии с этим реализовывать свои планы.
Но, пожалуй, самым важным и ценным приобретением, включающим и интегрирующим все предыдущие, дающим возможность заботиться о себе наилучшим образом, является любовь к себе. Её человек также выносит из опыта самых ранних отношений в том случае, если для того, чтобы быть любимым не требовались дополнительные условия, такие, как например, «не злиться», «не плакать», «хорошо учиться», «играть на скрипке» или что-то ещё.
В завершение стоит, пожалуй, упомянуть о том, почему же так важно заботиться о себе максимально эффективно. Эта способность позволяет строить жизнь так, как хочется именно нам: выбирать работу, которая будет приносить максимум удовлетворения, проводить свободное время так, как нравится, создавать отношения «на равных», не пытаясь партнером компенсировать недостаток заботы о самом себе в каком-либо аспекте.
Поэтому в случае неудовлетворенности в какой-то сфере жизни или, возможно, в нескольких сферах, очень важно проанализировать, какие потребности не реализуются, наметить пути по изменению сложившейся ситуации и претворить эти планы в жизнь, чего значительно проще и быстрее можно достичь с поддержкой специалиста, в процессе психологической работы.