articles Стадии отношений клиента и терапевта как стадии отношений матери и ребенка.
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Стадии отношений клиента и терапевта как стадии отношений матери и ребенка.



О том, почему отношения и чувства, которые возникают между терапевтом и клиентом, можно прочитать здесь Отношения между клиентом и терапевтом. Почему их нельзя исключать?

А как эти отношения развиваются? 

Развитие отношений между клиентом и терапевтом можно сравнить с этапами отношений между матерью и ребенком.

 

1. Стадия нормального аутизма. Здесь мама как объект, удовлетворяющий потребности. Точнее не мама, а только ее грудь.  После получения желаемого, малыш расслабляется и внешний мир снова на время исчезает. 
Здесь мама и ребенок еще чужие, которые пытаются узнать друг друга, приспособится.

И в терапии также. Клиент и терапевт приспосабливаются друг к другу, узнают, общаются больше рационально, по делу. 
Здесь часто много вопросов, как у клиента, так и у терапевта.

Клиент чувствует себя отдельным от терапевта и терапии, здесь еще нет сложившихся отношений.

Задача этой стадии: формирование чувства безопасности.

 

2. Стадия симбиоза. Здесь формируется диада мать-дитя, ребенок сливается с внутренним образом матери. Вокруг диады как бы образуется защитный панцирь, который предохраняет психику ребенка от внешней перегрузки. Реакция ребенка во многом зависит от реакции матери. Здесь рождается сладостное ощущение, что этот рай будет длиться вечно.

И в терапии тоже формируется этот симбиоз. Терапевт и клиент как бы сливаются, формируете доверие. Клиенту кажется, что терапевт - единственный человек, который его понимает, удовлетворяет его потребности. Здесь часто появляется ощущение всемогущества (как и у ребенка).

Но иногда это может и пугать. Если это так прекрасно, то как же я потом смогу завершить терапию? (и о таких страхах важно рассказать своему терапевту)

Задача этой стадии: формирование доверия, чувства того, что ты значим и интересен.

 

3. Стадия сепарации-индивидуации.  В этот период ребенок начинает различать себя и другого, себя и мать. Он начинает понимать, что мама не может удовлетворить все его потребности, не всегда может быть рядом. Это вызывает грусть, фрустрацию. Появляется "хорошая" мама и "плохая".

И здесь же ребенок немного утрачивает то ощущение полного всемогущества. Ни он, ни мама оказываются не способными полностью удовлетворить все его потребности.

А что в терапии? 

Клиент осознает невсемогущество терапевта, его это расстраивает, злит. Есть желание выйти из терапии. Ведь оказывается, что терапевт не будет всегда рядом,не будет всегда понимать все его желания и удовлетворять их. 

И здесь появляется 2 пути:
а) уйти из терапии и остаться с этими ощущениями и чувствами;
б) остаться и обговорить свои чувства с терапевтом

И, если выбрать ответ Б, можно завершить эту стадию с приобретенной силой и автономностью.

 

4. Сотруничество

Здесь ребенок уже понимает, что его злость и гнев не разрушат мать. Он учится переносить амбивалентность и фрустрацию. Ребенок понимает, что они с мамой не единое целое.

Теперь он готов выйти из диады и обращает внимание на других людей, и в первую очередь на отца.  

А как с ним общаться? 
И здесь важная функция отца быть готовым к более активному участию в жизни ребенка. Папа - это про границы, про правила. Папа показывает ребенку другой мир.

В терапии клиент тоже со временем осознает, что психолог не тот человек, который будет с тобой всегда. И здесь есть не только принятие, поддержка (как от мамы), но и правила, границы (как от папы). 
И именно отсюда клиент, как и ребенок, начинает "выглядывать" во внешний мир с помощью совместной работы, с помощью сотрудничества.

Здесь клиент обращается внутрь себя, вглубь. Изучает, а что он еще может о себе узнать, как лучше выстраивать отношения, как поддерживать самого себя.

 

К чему, в конечном итоге, прохождение этих стадий приводит?

Как минимум к тому, что клиенту удается пройти через те этапы, которые, возможно, были не пройдены в детстве. Исцелить травмы и раны, завершить навязчивые повторения травмирующих ситуаций.

И, конечно, осознать, что разногласия, злость, непонимание, неидеальность НЕ являются прекращением отношений. Наоборот, они - основа для их развития и укрепления.






Об авторе статьи

`
Инюшева Владислава Николаевна

Рейтинг психолога: 6 6

Инюшева Владислава Николаевна

Клинический психолог. Специализация: клинико-психологическая диагностика и психотерапия
Город: Санкт-Петербург Стоимость приема: 2500 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Страхи и фобии
  •   Стресс
  •   Успех


Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Щербакова Наталья
Консультация по Skype

Щербакова Наталья

Психолог. Работаю со взрослыми. Консультирование в экзистенциальном подходе. Могу...
Психолог Мананникова Ксения Сергеевна

Мананникова Ксения

Психолог. Работаю индивидуально со взрослыми людьми, использую методы...
Психолог Огнева Вероника Алексеевна

Огнева Вероника

Практикующий психолог
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍