articles
О том, почему отношения и чувства, которые возникают между терапевтом и клиентом, можно прочитать здесь Отношения между клиентом и терапевтом. Почему их нельзя исключать? А как эти отношения развиваются? Развитие отношений между клиентом и терапевтом можно сравнить с этапами отношений между матерью и ребенком.
1. Стадия нормального аутизма. Здесь мама как объект, удовлетворяющий потребности. Точнее не мама, а только ее грудь. После получения желаемого, малыш расслабляется и внешний мир снова на время исчезает. И в терапии также. Клиент и терапевт приспосабливаются друг к другу, узнают, общаются больше рационально, по делу. Задача этой стадии: формирование чувства безопасности. 2. Стадия симбиоза. Здесь формируется диада мать-дитя, ребенок сливается с внутренним образом матери. Вокруг диады как бы образуется защитный панцирь, который предохраняет психику ребенка от внешней перегрузки. Реакция ребенка во многом зависит от реакции матери. Здесь рождается сладостное ощущение, что этот рай будет длиться вечно. И в терапии тоже формируется этот симбиоз. Терапевт и клиент как бы сливаются, формируете доверие. Клиенту кажется, что терапевт - единственный человек, который его понимает, удовлетворяет его потребности. Здесь часто появляется ощущение всемогущества (как и у ребенка). Но иногда это может и пугать. Если это так прекрасно, то как же я потом смогу завершить терапию? (и о таких страхах важно рассказать своему терапевту) Задача этой стадии: формирование доверия, чувства того, что ты значим и интересен.
3. Стадия сепарации-индивидуации. В этот период ребенок начинает различать себя и другого, себя и мать. Он начинает понимать, что мама не может удовлетворить все его потребности, не всегда может быть рядом. Это вызывает грусть, фрустрацию. Появляется "хорошая" мама и "плохая". А что в терапии? Клиент осознает невсемогущество терапевта, его это расстраивает, злит. Есть желание выйти из терапии. Ведь оказывается, что терапевт не будет всегда рядом,не будет всегда понимать все его желания и удовлетворять их. 4. Сотруничество Здесь ребенок уже понимает, что его злость и гнев не разрушат мать. Он учится переносить амбивалентность и фрустрацию. Ребенок понимает, что они с мамой не единое целое. А как с ним общаться? В терапии клиент тоже со временем осознает, что психолог не тот человек, который будет с тобой всегда. И здесь есть не только принятие, поддержка (как от мамы), но и правила, границы (как от папы). К чему, в конечном итоге, прохождение этих стадий приводит? Как минимум к тому, что клиенту удается пройти через те этапы, которые, возможно, были не пройдены в детстве. Исцелить травмы и раны, завершить навязчивые повторения травмирующих ситуаций. И, конечно, осознать, что разногласия, злость, непонимание, неидеальность НЕ являются прекращением отношений. Наоборот, они - основа для их развития и укрепления. |