articles
Первые слова у детей должны появляться к году, ближе к 2 годам появляется фраза, к 3 годам ребенок способен рассказать небольшое стихотворение или сказку. Если речевое развитие не укладывается в данные временные рамки, то можно говорить о задержке речевого развития. Задержка речевого развития не позволяет детям полноценно общаться и играть с друзьями, познавать окружающий мир, негативно отражается на эмоциональном состоянии ребенка. Но этот процесс чаще всего обратимый, главное вовремя помочь детям: стимулировать их речевое развитие.
Стимулировать речевое развитие позволяет активизация общей и мелкой моторики. Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями, крупная моторика — движения всем телом.
В ходе работы по развитию моторики у детей важно соблюдать алгоритм: сначала показываем и объясняем упражнение, затем выполняем вместе с ребенком, и только после этого предлагаем детям выполнить задание самостоятельно.
Для развития крупной моторики можно порекомендовать следующие упражнения.
«Дорожка». Рисуем на асфальте прямую линию, предлагаем детям пройтись по ней. Второй вариант, рисуем мелом ломаную линию (кривую дорожку), просим детей пройти по дорожке сначала медленно, потом быстро.
«Зайчик и медведь». Просим детей показать, как скачут зайчики в лесу. Руки согнуты перед грудью, прыгаем на двух ногах. А потом, как ходит медведь. Руки опущены, наклоняемся телом в одну сторону, затем в другую.
Игры с мячом. Учим детей кидать и ловить мяч, подбрасывать мяч, ударять им по полу, бросать друг другу мяч. Показываем ребенку, как нужно перекатывать мяч из одной руки в другую, перебрасывать мяч через препятствие, попадать мячом в коробку или корзину, постепенно уменьшая размеры мячей.
Для развития мелкой моторики можно порекомендовать следующие игры и упражнения.
Отлично подходят для этой цели игры с кубиками. Вместе строим из кубиков домик, дорожку, стол, копируем узоры и др. Постепенно от больших кубиков, переходим к маленьким, тем самым развиваем мелкую моторику.
Игры-потешки известные всем «Ладушки», «Сорока-белобока», а также «Капуста».
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим (руками показываем, как рубим: движения ладонями вверх-вниз). Мы капусту солим- солим (имитация движения солим)
Мы капусту трём-трём (потираем кулачок о кулачок). Мы капусту жнем-жнем (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Работа с пластилином также помогает развивать мелкую моторику. Учим детей разминать пластилин, делать шарики, лепить колбаски, постепенно из деталей делаем тарелки, корзиночки и т.д.
Рассмотренные игры повышают интерес к занятиям, одновременно с этим объединяют в себе задачи по развитию крупной и мелкой моторики, развитию речи и мышления.
Вавинова Елена Владимировна
учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра