articles
На сеанс пришла девушка, 25 года, назовем ее Марина. Через несколько недель ее ожидало выступление на работе со своей презентацией, что уже начало доставлять ей много беспокойства. Подобная ситуация у нее повторялась не раз, начиная с университета у Марины были сложности с выступлениями перед людьми. При этом, она совершенно нормально себя ощущала при общении в узком кругу близких друзей.
Я попросил ее описать свои ощущения по поводу выступления. Телесно они проявлялись как ком в горле, что-то сжимается в груди, начинает сильнее биться сердце, ощущение стыда и страха. Очень часто именно эти ощущения связаны со страхом публичных выступлений, когда взрослый продолжает находиться в зависимости от травмы, полученной в детстве. Несмотря на то, что в обычном состоянии он не помнит или не осознает существования какой-либо детской травмы, не придает этому значения или не видит причины проблемы в травме.
Я предложил представить образ той девушки, которая испытывает эти ощущения. На соседнем стуле вышел образ девочки 12 лет — "застывшая, ничего не может сказать, ответить". Я предложил сесть на стул, войти в этот образ той девочки. После того как она села на этот стул, из образа она увидела себя 12ти летней девочкой, униженной преподавателем перед всей группой в школе танцев. При этом, ощущения были такие же как у взрослой Марины, когда она думает о презентации. Преподаватель имел жестокие способы мотивации детей, чтобы они лучше танцевали. Все вроде казалось "для их же блага". Поняв из образа девочки про жестокое и грубое отношение учителя к ней, образ ребенка решил больше не быть в позиции жертвы, она была против такого обучения, высмеивания ее при других детях.
Это позволило начать проработку по возвращению причиненного вреда преподавателю. Я предложил Марине из образа девочки вернуть преподавателю причиненный вред — выходили образы покрасневшего ребенка, насмешек. Образу девочки становилось все лучше, она стала стоять прямо, подняла голову, перестала ощущать ком в горле. Потом я предложил Марине вернуть то, что учительница забрала у Марины. Вышли образы танцующей девочки (на самом деле она лишилась спонтанности, легкости в танце в 12 лет), образ девочки спокойно отвечающей преподавателю (во взрослом состоянии она все еще находилась в состоянии жертвы), образ сердца (девочка все еще надеялась на принятие, любовь и похвалу со стороны учителя по танцам). После возврата этих образов себе девочка стала себя ощущать более уверенно, спокойно, радостно, что теперь ее не ругают, появилось ощущение утерянной легкости, больше не было необходимости быть принятой учителем.
Марина вернулась на свой стул и с принятием и любовью взяла в себя эту девочку (проработанную причину проблемы публичного выступления — образ внутреннего ребенка). Вместе с ней она стала ощущать, что она стала чувствовать себя уверенно, к ней вернулись силы и желание отстаивать свои интересы, желание говорить. Прошли телесные ощущение кома в горле. Я предложил Марине представить как будто она выступает перед группой людей — она удивилась тому, что теперь не боится это сделать.
Данная работа показала, что часто причины страха публичного выступления кроются в травмирующей детской ситуации. Изменив данную ситуацию, человек автоматически перестает бояться и начинает уверенно, спокойно строить свою жизнь. Через несколько недель Марина успешно выступила с презентацией. Она посещала сеансы еще несколько месяцев, решая другие проблемы.
Источник www.velichkin.ru