articles Структурные изменения в подростковой психике.
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Структурные изменения в подростковой психике.



"С чего "начинается" подросток?

- Конечно же с кризиса!"


Кризисы - наше всё. С ним мы появляемя на свет. С ним переходим во взрослый мир. С ним оцениваем достигнутое. С ними боремся, иногда принемая или отрицая. Только это всё неуловимо, порой, проходит. Где то "здесь", на предверье сознательного.

"Вдруг мне стало интересно кем я был, в конкретное время и кто они, эти "такие же"."

Подростковый, или ещё называют переходный от детства к юности, период, наступает в возрасте от 12-17 лет; причём от 12 – 15 лет считается ранним, а с 15 до 17 завершающим этапом в изменениях. С биологической точки зрения у подростков усиливаются вторичные половые признаки, появляется интерес к противоположному полу, делается акцент на сексуальность. Одно из самых ярких показателей подросткового периода является резкий гормональный всплеск. Ведущее место в гормональном пробуждении играет щитовидная железа. Она участвует во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют уровень интеллекта, физического развития, созревания репродуктивной системы, адаптационных возможностей. Функция щитовидной железы, в свою очередь, "управляется" гипофизарным гормоном, который регулирует обмен йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка. Изменения гормонального статуса, характерные для пубертатного периода, обуславливают перестройку иммунной системы. Соматотропный гормон и тиреоидные гормоны стимулируют функцию вилочковой железы, лимфоидной ткани, образование Т-лимфоцитов. К тому же состояние нервной системы подростка становится неустойчивым. Поэтому в поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, возбужденность, обидчивость, раздражительность, частые смены настроения, неустойчивость эмоциональных реакций. Внешние признаки этого — повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации.

Постепенно активность щитовидной железы уменьшается и на первое место выходит партия половых желез. Постепенно устанавливается гармоничность облика подростка, диссонанс в работе отдельных желез прекращается, половые железы входят в умеренный ритм — это зрелость подростка.

В психологическом плане, пубертатный период так же является самым трудным и неустойчивым. Родители зачастую чувствуют, что ребенок вступает в сложный период своей жизни — период неконтролируемых эмоций, бунтарства и неосознанных желаний. В это время больших перемен восприятие всего нового становится у подростка более совершенным и тонким, развивается абстрактное мышление, повышается концентрация внимания. Окончательно формируется характер ребенка, его индивидуальные качества. Подросткам свойственна буйная фантазия, самостоятельность, чувство справедливости, оптимизм, жизнерадостность.

"Формируя - отрицай, не забывая заполнять пустоты"

Всё психологическое становление укладывается в три процесса сепарирования подростка от родителей, который необходим для его будущего самостоятельного развития.

Первое это отчуждение от мира взрослых и утверждение себя как личности. Ребенок стремится обозначить границы своего «Я» в отношениях с другими людьми. Чужое мнение он уже не берет на веру, как это было 1-2 года назад, он высказывает свое мнение, даже ничем не подкрепленное, и пытается отстоять его всеми доступными ему способами. Подросток создает для себя свой собственный мир, у него свои тайны и переживания, свой взгляд на действительность. Он старается не допустить в этот мир взрослых, считая, что вторжение в него, — посягательство на его индивидуальность, на его «Я».

Следующий уникальный процесс заключается в противопоставление себя окружению, в особенности семейному. Юный человек пытается отгородиться от родителей или просто взрослых с помощью вызывающей прически или экстравагантной одежды, он выбирает приятелей, которых родители не одобряют, бравирует крайними, нетерпимыми суждениями. Он добивается признания своей неповторимой индивидуальности, не отрекаясь от ценностей семьи и общества. Родители, часто не понимая причин такого поведения, бросаются из крайности в крайность: то проявляют чрезмерную строгость, то слишком большую снисходительность. А самое правильное, что они могут сделать в сложившейся ситуации, это донести до своего ребенка в спокойной, доброжелательной обстановке те сведения о половой жизни, которые тот ждет. Не только помощь, но и совет, нужный порой при возникновении тревожных ситуаций, чреватых опасными последствиями.

И наконец, последний и завершающий процесс  сепарации это стремление подростка к авторитетам, чуждым родителям. Юный человек в подростковом возрасте уже не ребенок, но он еще и не взрослый. Манеры его меняются быстрее, чем образ мыслей. Подросток охотно верит в то, что секс — это средство бросить вызов другому миру, миру взрослых. И он часто прибегает к этому средству, пытаясь доказать родителям, всем окружающим и прежде всего самому себе, что он уже не мальчик или девочка, а вполне сформировавшаяся личность, способная на самостоятельные поступки. Родители, часто весьма неуклюже, дают подростку скудные сведения о половой жизни, боясь, что, получив эту информацию, ребенок воспримет ее как своего рода «побуждение к действию». Не получив от родителей ответы на интересующие его вопросы, подросток добывает необходимую информацию на стороне, на улице. Представления о половой жизни часто бывают извращенными, наполовину выдуманными, но тем не менее они интересны своей новизной и необычностью. Подросток начинает видеть в своем «просветителе» некий авторитет, начинает прислушиваться к его словам, подражать его поступкам. Это новое «острое блюдо» в его жизни, в отличие от чересчур «пресной домашней пищи».

В результате физиологических и эмоциональных перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он может расстроиться из-за малейшего дефекта в своей внешности, преувеличивая его значение. Движения его становятся угловатыми, потому что он не может еще управлять своим новым телом так легко, как раньше; так же трудно ему управлять и своими новыми чувствами. Подросток становится очень обидчивым, болезненно реагирует на любые замечания, он стесняется своей угловатости, своих веснушек, слишком длинных рук и ног, малейшей погрешности в одежде. Он старается избегать представителей другого пола, а при общении с ними, чтобы не показать застенчивости и робости, — грубит и дерзит им. Это особенно часто проявляется у тех детей, которые в течение многих лет общались только с представителями своего пола.

"Ненавидя вас, себя ненавижу ещё больше"

Очень большое значение в развитии положительных черт характера у подростка имеет окружающая его обстановка. Если в семьях, где живут подростки, постоянно происходят скандалы, пьянки, то трудно ожидать, что он, как губка, не впитает в себя все то плохое, что его окружает. И ребенок в семье должен видеть не грубую эротику, а добрые сердечные отношения отца и матери, их уважение друг друга, постоянную готовность помочь близкому человеку в трудной ситуации.

Всё это вышеописанное бунтарское поведение обусловлено резким всплеском уровня норадреналина в крови, который повышается при стрессовых состояниях, шоке, травмах, при тревоге, страхе, нервном напряжении. Т.е. переходный возраст характеризуется активным выплеском гормона норадреналина и следующим за ним адреналина, который до этого «дремал» в организме. Из этого постоянное состояние стресса и наоборот стресс стимулирует выброс норадреналина. Довольно цикличная система, замкнутая на себе.

Как было сказано выше, гормональный всплеск ведёт и к не всегда адекватному поведению, излишне эмоциональному. Подросток может резко реагировать на любые изменения в среде как на нечто новое, непонятное. Причём резкое реагирование (неадекватное поведение) может выражаться не только в излишней эмоциональности, но и наоборот – её отсутствие. Здесь как раз прослеживаются две крайности – демонстративность поведения, которое может быть как чрезмерно активным (резкие движения, громкий голос, излишняя ранимость, чувствительность) так и пассивным (вербальное игнорирование происходящего, малая физическая активность, депрессия, апатия, обесценивание чувств). Активное или пассивное поедание, как правило, зависит от рода воспитания подростка и «методов борьбы» с его поведением.

Мы выяснили, что в переходном периоде подросток уже испытывает стрессовое состояния из-за гормональных и физиологических изменениях. Стресс уже внутри.

Теперь вернёмся к самой ситуации изменения среды, её новизны. Люди в момент попадания в новую неизвестную ситуацию испытывают стресс, т.к. меняется кардинальным образом среда. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса.

Г. Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

  • реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены);
  • стадия сопротивляемости;
  • стадия истощения.

"Я устал от тебя, но уверяю, если ты меня поддержишь, решусь на безумства"

  С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.» Позже Селье вводит дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс. Эустресс – стресс, вызванный положительными эмоциями» и несильный стресс, мобилизующий организм. Дистресс – негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Стресс, по сути, испытываемый в новых условиях, является неким энергетическим потенциалом, помогающим мобилизировать организм для того чтобы человек мог успешно приспособиться (адаптироваться, выработав свою уникальную модель поведения – реагирования) к новым условиям среды. Если же этого не происходит и человек не может адекватно реагировать, то место обычного стресса занимает дистресс, который как обычно это бывает, провоцирует разного рода заболевания у подростка.

Весь процесс происходящий с подростком можно описать одним примером. Представьте, что вам на работе поручили очень важное задание, от качества выполнения которого будет зависеть ваша дальнейшая судьба. Если результат не удовлетворит начальство, то вас могут лишить зарплаты или даже уволить, и вам не на что будет жить, да что вам – нечем кормить семью! Так вот, задание будет настолько важным и значимым для вас что вы всё свободное рабочее и личное время тратите только на него. От нехватки вашего внимания, естественно, страдает семья, близкие люди, но приходится чем-то жертвовать. В процессе работы вы концентрируетесь, читаете литературу, строите графики, гипотезы, схемы, изучаете трудный и ранее неведомый материал и в эпопеи всего этого сильно переживаете, нервничаете за возможный неудовлетворительный результат. А теперь, проводя параллель, скажу, что организм подростка проводит всю туже РАБОТУ! Возникают попытки понять кто я, что я, что с этим делать (хотя бы с половыми изменениями), новые ощущения, чувства (например, уже есть не только чувство любви к родителям, но ещё и к противоположному полу). Подросток начинает интересоваться, поглощая любую информацию. Внутренне он усиленно работает: думает, чувствует, ощущает – и всё по новому.

Вернёмся к нашему трудяге. Вот уже он систематизировал проанализировав весь материал, разобрался что к чему, но тут, совершенно бестактным образом его вырывают из собственных размышлением какие то люди с зачастую неуместными вопросами «как пройти в библиотеку?» или «почему алигархи правят миром?». Да, мы дети социальности и по природе своей вынуждены (только если мы не аскеты и не мудрецы в горах) взаимодействовать, общаться с другими людьми, которых иногда мы не хотим пускать или видеть в своём пространстве. Таким образом, у вас теряется концентрация, одно предложение уже необходимо прочитывать несколько раз, что бы понять о чём идёт речь, что-то забывается в момент неожиданного отвлечения от работы, что-то приходится вспоминать и делать заново. И в такой ситуации часто задаваемый некорректный вопрос «Когда сдашь/сделаешь/подготовишь?» только усиливает наше раздражение, которое выливается в агрессивное поведение. Которое может повлечь за собой нежелание заниматься данной деятельностью. В итоге получается что, несмотря на свой труд, из-за сильных переживаний и стрессового состояния, человек может как «психануть», агрессивно реагируя на коллег по работе и семью, так и испытывая раздражение к роду деятельности.

"Я немного болен от вашей заботы"

         Так и с подростками. При сильной концентрации на себе, своих процессах, которые резко начали изменяться, выстраиваясь в новые формы, и при влиянии из вне (средовые изменения) личность испытывает мощнейший стресс. Это как программа которая не успевает справляться со множеством операций сразу, она зависает или перегорает. Перегорание есть резкий накопившийся выплеск – агрессия.

Самое интересное, что благодаря такому процессу подросток, пройдя пубертатный период и становясь полноценной личностью, учится взаимодействовать с объектами (людьми, ситуацией и т.д.). В частности уже в зрелой жизни, по тому как человек прошёл переходный период будет видно как он общается с людьми, ведёт себя в любой новой ситуации, насколько будет подвержен стрессу в ней. Открываются новые горизонты.

Если вспомнить теорию поля К. Левина и наложить её на процесс прохождения пубертатного периода, получим некое формирующееся личностное поле, индивидуальное пространство, которое при столкновении с другим полем рождает что то третье. Третья сила, как итог, как результат взаимодействия, может быть как положительной, так и отрицательной. Например, коллектив рабочих всегда слаженно выполнял заказы, но тут к ним в группу привели нового сотрудника и от того как поведут себя люди таков и будет результат: это либо разразиться конфликт и работа встанет, потеряв в средствах, либо будет достигнуто некий компромисс или даже сотрудничество и организация выйдет на новый уровень, добившись успеха.

У подростков этот самый момент обостряется ещё тем, что был получен инструмент в виде внутриличностных изменений, которым непонятно как пользоваться, и нужен ли он вообще. По сути это вопрос неопытности и простого незнания, который усугубляется иногда негативной реакцией и соответствующим поведением окружения: родителей, педагогов, друзей.

"Меня наделили правом выбора, но как им выбирать так и не объяснили".

       Любые средовые изменения в пубертатный период являются раздражающим фактором, который в свою очередь фрустрируют личность, но при благоприятном исходе благодаря этому достигается состояние катарсиса. Предположим, что новая среда была смоделирована в виде группы людей, ранее друг друга не знавших, и только после группового освобождения энергии в виде агрессии (это может быть общее недовольство, конфликт, прения)  и предъявленных амбициозных позиций можно прийти к консональному решению.

 

      Перед нами встаёт очередной вопрос – как достичь благоприятного исхода для личности в ситуации изменения среды, особенно это важно в случае группового взаимодействия, так как именно оно определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. Несомненно, в процессе социализации личность претерпевает ряд изменений которые, к сожалению или счастью, в дальнейшем уже не исправить, поэтому говорить о изменении личности совершенно бессмысленно, особенно учитывая подростковый негативизм и непринятия чужеродных установок. Мы можем только рассматривать процесс влияния на подростковую личность для благополучного исхода в виде «усваивания» адаптивных механизмов. Как правило, для этого существует техники бесконфликтного общения, которые, предлагают эффективный способ самовыражения. Обучение возможности проявление своего «Я», которое, как было выше описано, начинает активно выражаться и вырываться, заявляя о себе, что «Я есть», есть благополучный выход из сложившейся ситуации. 

 

"И здесь я понял, что стал к тебе ближе, утвердясь в вере ещё больше"






Об авторе статьи

`
Дементьева Мария Андреевна

Рейтинг психолога: 7 7

Дементьева Мария Андреевна

Гештальт-терапевт. Психолог экстренного реагирования. Стрессолог
Город: Ногинск Стоимость приема: 1500 рублей
  •   Вопросы психологии
  •   Депрессия
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Психология личности
  •   Страхи и фобии
  •   Стресс
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, семейный консультант. Преподаватель Московский институт...
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог про отношения, супервизор




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍