articles
Судьба и свобода – два важнейших понятия логотерапии В.Франкла, В своих многочисленных книгах, статьях и выступления он неоднократно обращался к ним. Цель нашей статьи, максимально опираясь на тексты автора «третьей Венской школы», раскрыть сущность данных понятий, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Говоря о судьбе в жизни человека, Франкл утверждал, что она является лишь ее частью. Жизнь выступает у него более общим, более широким понятием. Тем не менее, уникальность и осмысленность жизни придает именно судьба, которая всегда конкретна, единственна и неповторима. Человек не может выйти за ее рамки и в границах собственной судьбы не может быть заменим. Благодаря этой незаменимости повышается его ответственность при формировании собственной судьбы. Это совершенно логично, если мы вспомнил утверждение Франкла о том, что не только каждый человек уникален, но уникальны и те ситуации, которые даруются ему жизнью. Соответственно, любое действие и любой выбор человека носят печать все той же уникальности и неповторимости.
Франкл говорил о трех видах судьбы: биологической, социальной и психологической. Биологическая судьба - различные предрасположенности (силы природы). В нее могут включаются пол, возраст, внешние данные, задатки, наследственные заболевания и пр.- материал, который надо еще преобразовать. В этом, с позиции человека, заключается ее последний смысл. «Вся человеческая жизнь с самого начала может стоять под знаком сопротивления фатальному биологическому гандикапу, представлять собой путь от трудного «старта» к единственному большому достижению» [4, с.85]. В качестве наиболее убедительного примера нашего времени можно вспомнить судьбу Ника Вуйчича.
Социальная судьба. Человек во всех отношениях включен в социальный контекст. Как писал Франкл, «личность детерминирована сообществом в двояком смысле: с одной стороны, ее поведение в целом обусловлено социумом – и в то же время, с другой стороны, она сама воздействует на социум, постоянно направлена на него» [3, с.219]. «Что касается социальной обусловленности, следует подчеркнуть, что так называемые социологические законы никогда не детерминируют индивидуум полностью; следовательно, ни в коей мере не лишают его свободы воли. Что же касается социальной направленности: ошибочна точка зрения, согласно которой все ценностное поведение человека в конечном счете есть не что иное, как социально правильное поведение. Точка зрения, что ценностным может быть только то, что полезно обществу, не выдерживает никакой критики. В мире ценностей существуют индивидуальные области ценностей, реализация которых может быть и даже должна быть осуществлена помимо и независимо от любого человеческого сообщества» [4, с.91].
Психологическая судьба – это то душевное, что противостоит человеческой свободе. Слепо веря в судьбу в психологическом смысле и постоянно ссылаясь на плохой характер или слабую волю, как писал Франкл, человеку следует знать, что все это лишь части его личности, которые могут быть не только используемы во благо, но и в определенной мере преобразованы. «Хождение под парусом заключается не в том, что лодку просто гонит ветром; искусство хождения под парусом начинается с того, что человек использует силу ветра в нужном ему направлении, так что он может даже направить свою лодку и против ветра» [Там же, с.86].
Как мы видим, Франкл не рассматривает судьбу однозначно как фатум, хотя, конечно, он понимал, что некая неизбежность может присутствовать в жизни человека. Вместе с тем, автор логотерапии нередко апеллирует к свободе. В одной из своих работ он, в частности, писал: «Судьбой мы называем именно то, что принципиально ускользает от свободы человека, то, что не находится ни во власти, ни в ответственности человека. Причем мы ни на один миг не забываем, что человеческая свобода как таковая накрепко связана с судьбой, поскольку она вообще может раскрыться лишь в ней и благодаря ей. Судьба есть испытание для человеческой свободы» [Там же, с.79].
Таким образом, с одной стороны, судьба – это неотвратимость, безнадежность, фактичность, где отсутствует возможность какого бы то ни было выбора. Сюда может быть отнесено, прежде всего, прошлое человека, его пол, возраст и пр., а также мысли и поступки других людей (как, впрочем, и все, что связано с другим человеком), наши соматические и психические состояния. С другой, мы должны сказать, что человек все же не только использует «материал» судьбы, но и может что-то менять в ней, формировать ее через собственные действия и поступки, а в крайних случаях – как-то к ней отнестись. «…Решающее обстоятельство: человек – хозяин своей судьбы» [Там же, с. 184].
В чем Франкл видит смысл судьбы? Во-первых, как мы уже говорили выше, именно судьба дает жизни смысл. Во-вторых, она помогает человеку обрести свой собственный образ. А, в-третьих, в том, чтобы быть принятой как данность, если это необходимо. В связи с этим, на наш взгляд, один из самых сложных вопросов, который решает человек в каждой ситуации своей жизни – это вопрос понимания границ судьбы и свободы: когда следует принять судьбу, на каком этапе и в каких обстоятельствах? В каких случаях и когда человеку стоит не проявлять упрямство духа и смириться с данностью? Франкл предупреждает нас, что не следует слишком рано признавать какой-либо факт посланным судьбой и склоняться перед ней. «…Человек должен остерегаться соблазна преждевременно сложить оружие, сдаться, слишком легко приняв ситуацию за судьбу и склонив голову перед всего лишь мнимой своей участью. Лишь когда он не имеет более возможности реализовывать созидательные ценности, когда под рукой действительно нет средств, чтобы воздействовать на судьбу, тогда лишь наступает время реализовывать ценности отношения, тогда лишь ему имеет смысл «взвалить на себя крест». Сама суть ценностей отношения проявляется в том, как человек приговаривает себя к неизбежному…» [3, с.227].
И вот в этом как Франкл видит проявление свободы. Именно позиция, или установка, человека по отношению к любому событию, в том числе и судьбоносному, - есть свидетельство проявления его ноэтического измерения, его духовности, где и локализована свобода.
Свобода, по Франклу, вытекает из фундаментальных антропологических способностей человека к самодистанцированию (принятие позиции по отношению к самому себе) и самотрансценденции (выходу за пределы себя как данности, преодолению себя).
Согласно Франклу, свобода не является данностью, а лишь возможностью. «Свобода - не факт, а лишь факультатив» [Там же, с. 115]. Возможность человека отказаться от собственной свободы является неоспоримым доказательством ее существования. Человек сам решает, выбрать ли ему свободу или от нее отказаться.
Экзистенциальный анализ Франкла признает человека свободным, но при этом уточняет, что, во-первых, человек лишь условно свободен, поскольку он не может делать все, что он хочет, человеческая свобода не тождественна всемогуществу. И во-вторых, человек по сути не может считаться свободным, если он в то же время не является ответственным, то есть человеческая свобода не является произволом. Таким образом, «истинный смысл свободы – в ответственности; ответственность человека состоит в поиске и осуществлении смысла, в постоянной деятельности по отстаиванию и воплощению своих ценностей» [Там же, с.114-115].
Одним из трех фундаментальных теоретических допущений, наряду с волей к смыслу и смыслом жизни, в логотерапии Франкла выступает свобода воли, которая представляет собой свободу по отношению к влечениям, по отношению к наследственности и по отношению к среде (здесь легко можно увидеть параллели с тремя видами судьбы – психологической, биологической и социальной).
«Человек – это меньше всего продукт наследственности и окружения; человек в конечном счете сам решает за себя!» [Там же, с.109].
Согласимся с Франклом, который утверждал, что собственно человеческое бытие начинается лишь там, где кончается любая установленность и фиксированность, любая однозначная и окончательная определенность. А начинается там, где есть его личностная позиция, установка, его личное отношение ко всему этому, к любой витальной основе и к любой ситуации [Там же].
Одна из самых талантливых учениц Франкла Элизабет Лукас, говоря о логотерапевтическом понимании свободы, говорила буквально следующее: «Свобода «от» - это свобода от проблем, забот и неприятностей, свобода «от» - это чудесный дар. В определённый период жизни человек может быть свободен от болезней, финансовых затруднений, стресса, связанного с выбором призвания, даже от тревоги и комплексов. Франкл дал определение такой свободе «от», назвав её удачей. Удача выражается в том, от чего человек избавлен.
Источник свободы «для» проистекает не только из таких источников, как принуждение и лишения, но из способности высказываться о существующих условиях, то есть она также проистекает и из свободы от любых - даже ужасных - условий. Несчастья и удача равным образом являются благодатной почвой, на которой в изобилии произрастает свобода «для».
Нехватка свободы «для» и свободы «от» имеет общую основу - момент судьбы (то, что выпадает на долю одним и не выпадает другим). Поэтому свобода «для» - это самостоятельно созданное и адресованное самой личности проявление человеческого ответа на угрожающие вызовы, с которыми человек сталкивается» [2].
Свобода человека – это пространство его возможностей и выбора. Однако, выбор существует не всегда. Его нет, если, к примеру, человек находится без сознания или спит. Его нет, если человек имеет глубокие повреждения мозга, находится в коме, при болезни Альцгеймера и др. И, конечно, выбора нет у человека мертвого (смерть иногда так и трактуется – как невозможность возможности).
Возможность остается возможностью до тех пор, пока человеком не сделан выбор. Как только возможность выбрана и реализована, она становится частью судьбы, его прошлым. Прошлое неподвластно человеку в том смысле, что уже ничего невозможно поправить или изменить. Однако и здесь сохраняется свобода, которая может быть реализована через изменение установки в отношении собственного прошлого: или фаталистически относиться к своему прошлому, или извлекать из него уроки. Как писал Франкл, «человек свободен по отношению к прошлому, а, следовательно, и по отношению к судьбе. Хотя прошлое и делает понятным настоящее, было бы несправедливым, если бы будущее определялось исключительно прошлым» [4, с.79].
Совершая выбор той или иной возможности, человек меняет иногда не только свою судьбу, но и судьбу самой возможности. Возможности уникальны и преходящи, они теряются и в дальнейшем могут появиться вновь или не появиться вовсе (никто и ничто этого не гарантирует). Иногда выбор одного человека может оказывать влияние на изменение судьбы другого, и здесь мы вновь должны вспомнить об ответственности человека.
Франкл понимал, что человек может ошибиться с выбором возможности (человек несовершенен!). И поэтому при принятии решения и осуществлении выбора, по его мнению, нужно быть уверенным лишь наполовину, но всегда быть искренним.
Помогает человеку совершить осмысленный выбор – единственно правильный – его совесть, истоки которой в своей антропологической модели Франкл помещает в духовное бессознательное человека. Совесть представляет собой интуитивное чутье в отношении иерархии ценностей. Совесть согласовывает между собой субъективный и объективный аспекты поиска смысла: во внутреннем полюсе совесть соотносится с индивидуальными способностями и возможностями человека, во внешнем полюсе – с ценностными возможностями конкретной жизненной ситуации. Задача совести состоит в том, чтобы «открыть человеку то одно, что необходимо». При этом речь идет о той неповторимой и единственной в своем роде возможности конкретного человека в конкретной ситуации [6, с. 235] .
Франкл как человек, в полной мере испытавший на себе жесточайшие удары судьбы и при этом убежденный в существовании духовного (свободного) в личности, замечательно написал: «Судьба человека принадлежит ему подобно тому, как принадлежит ему земля, которая держит его благодаря силе своего притяжения, но без которой человек не мог бы ходить. Мы должны принять нашу судьбу, как мы принимаем землю, на которой стоим, - это площадка, являющаяся как бы трамплином для нашей свободы. Свобода невозможна без положенной человеку судьбы; свобода – это всегда свобода выбора и принятия своей участи, выбора позиции, которую человек занимает, сталкиваясь со своей судьбой. Безусловно, человек свободен, но он не плывет свободно в безвоздушном пространстве. Он всегда окружен множеством ограничений. Однако он как бы отталкивается от этих ограничений для реализации своей свободы. Свобода предполагает ограничения, основывается на них» [3, с. 203].
В заключение, обращаясь вновь к пространству жизни человека, можно констатировать, что в этом пространстве есть место не только судьбе, но и свободе. И, по мнению Франкла, эта «вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь» [Там же, с.210].
Литература:
1. Аверьянов А.И. Логотерапия и экзистенциальный анализ: теория личности. - М., 2015.
2. Лукас Э. Особая свобода человека. (Из личного архива).
3. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.,1990.
4. Франкл В. Психотерапия на практике. - СПб., 2000.
5. Франкл В. Доктор и душа. - СПб., 1997.
6. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. - СПб., 2000.
7. Франкл В. Теория и терапия неврозов. - СПб., 2000.
Ссылка: http://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XXI-simpozium.pdf