articles Судьба или свобода?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Судьба или свобода?



В жизни человека бывают разные периоды, и часто в процессе кризисов, однотипных ситуаций, при тщетных усилиях что-либо изменить он задаёт себе закономерный вопрос: «А вдруг это судьба, и нужно просто смириться?». Так что же такое судьба, и какова степень нашей свободы?

В психологии считается, что большая часть жизни человека определяется его характером и жизненными сценариями. Характер – это то, как мы реагируем на происходящие с нами события. Он складывается из наших установок, моделей поведения и взглядов на жизнь. К примеру, один человек при возникновении опасности конфликта предпочтёт отойти в сторону, другой – начнёт активно бороться за свои права. Такие модели вырабатываются в результате взаимодействия наших врождённых физических и психических характеристик с условиями внешней среды. И если условия развития человека были благоприятны, у него формируется сильный характер. Такой человек уверен в себе, способен ставить перед собой чёткие цели и проявлять упорство в их достижении. При отсутствии или нехватке позитивного опыта достижений или преодоления трудностей может развиться хроническая неуверенность в себе, которая влечёт за собой нерешительность, постоянные сомнения и тревоги. Получается, в одних и тех же ситуациях два человека с похожими психофизиологическими особенностями, но различным багажом жизненного опыта будут вести себя по-разному. Например, один выберет рискнуть, а другой – даже не связываться. На этот опыт в дальнейшем будут накладываться новые решения и выборы, на них – другие, и так далее.

Другой аспект темы судьбы – это те сценарии, которые мы усваиваем в нашей детско-родительской семье. Они представляют собой формы поведения и способы реагирования, которые были приняты в повседневном общении между родителями, и то, как они обращались с ребёнком. К примеру, если на ребёнка с ранних лет была возложена функция жертвы, он усваивает эту модель, поскольку в детстве очень сильная потребность в любви и внимании. И если эту потребность можно удовлетворить лишь, будучи жертвой, в дальнейшем человек привыкает к этой роли и на бессознательном уровне считает, что любить его можно только тогда, когда он жертвует своими интересами ради других, либо позволяет им плохо обращаться с собой.

И третий аспект – это наши ценности. То, что нам очень нужно, важно и составляет глубинный смысл нашей жизни. Именно внутренние стремления, мотивации и личностные смыслы в совокупности представляют собой ядро судьбы человека. Это занятия, которым он предаётся с радостью, цели, которых он обязательно хочет достичь, и всё, что необходимо ему для комфорта и ощущения высокого качества жизни. Например, для одного человека очень эмоционально заряженной является профессиональная сфера, ему важно найти своё место в ней, реализоваться и получить признание. Для кого-то другого на первом месте может стоять семья. Как правило, ведущих ценностей у человека немного, и они могут затмевать собой другие, менее важные смыслы, либо вступать с ними в конфликт. Логично предположить, что эмоциональная заряженность некой темы или сферы жизни влечёт за собой колоссальные затраты ресурсов на то, чтобы в ней всё было в порядке, и если эти ресурсы направлены на что-то одно, их может не хватать на что-то другое. За каждым «не могу» обычно стоит «не хочу», и часто это вопрос бессознательного выбора – что для человека на самом деле важнее.

Обращаясь к психологу, клиент вносит в работу свои привычные проблемы и устоявшиеся способы справляться с ними. В большинстве случаев арсенал этих способов невелик, и ключевые проблемы вращаются вокруг одной-двух самых значимых тем. Задачей психолога в этом случае является расширение возможностей человека, благодаря которому он учится выбирать. К сожалению, значительная часть выборов, которые мы делаем, нередко осуществляется бессознательно или по привычке. Такие выборы и превращаются в судьбу, поскольку в них человек действует по инерции, а за этими действиями стоят чужие выборы. Например, «я выбрал свою профессию под влиянием отца» или «я рано вышла замуж, потому что этого хотела моя мать». В психологической работе благодаря процессу осознания удаётся вскрыть, как человек выбирает ту или иную линию поведения и чему в своей жизни он позволяет быть, а чему – нет. В процессе психотерапии личность становится более гибкой и осознанной, что, в свою очередь, открывает перед ней возможность выбора в тех обстоятельствах, в которых у неё раньше даже не было мысли об этом. Понимая, чего он хочет и как он сам препятствует своему счастью, человек учится выбирать, что для него важнее – безопасность или риск, постоянство или изменения, традиции или свой личный путь. И когда этот выбор становится осознанным, клиент обретает силы для того, чтобы изменить свою судьбу.

В целом, вопрос судьбы тесно связан с темами выбора и ответственности человека за то, что с ним происходит. Если он не готов взять на себя ответственность и приписывает её внешним факторам, в психологии это называется внешним локусом контроля, и тогда человек действительно живёт под влиянием того, что пассивно и без участия с его стороны определяет его судьбу. Это могут быть внешние события, психотип, детская история, окружающие люди и так далее. Если же личность готова взять свою жизнь в собственные руки и принять ответственность за то, что она выбирает, ей открывается путь свободы. Таким образом, решение о том, принимать ли судьбу такой, какая она есть, или пытаться изменить себя и свою жизнь, – это тоже вопрос выбора.






Об авторе статьи

`
Иванова Татьяна Александровна

Рейтинг психолога: 7 7

Иванова Татьяна Александровна

клинический психолог, юнгианский аналитик
Город: Москва Стоимость приема: 5500 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья


Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Заулочнова Юлия Николаевна

Заулочнова Юлия

Психолог, сексолог, супервизор.
Психолог Коваль Екатерина Сергеевна

Коваль Екатерина

Психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт. Работаю с семьей, взрослыми,...
Психолог Ахромова Инна Сергеевна
Консультация по Skype

Ахромова Инна

Дипломированный психолог - консультант, работаю в интегративном подходе.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍