articles Связь привязанности и развития речи
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Связь привязанности и развития речи



На формирование речи у ребенка ключевое влияние оказывает взрослый. Именно от того, какой язык конкретно язык будет ежедневно слышать младенец вокруг себя, будет зависеть формирование его мышления (когнитивных структур) на данном языке. Без взаимодействия со взрослым освоение навыка говорения вряд ли возможно. По этой причине, не кажется необоснованными утверждения, что на процесс развития речи ребенка влияет привязанность малыша к значимым людям, и в первую очередь, к матери. 

Подтверждением этому факту служит то, что отсутствие адекватной развивающей среды уже в самый ранний период жизни ребенка может обернуться проблемами интеллектуального, эмоционального, социального плана. Несмотря на то, что на особенности развития речи ребенка оказывают влияние множество факторов, присутствие значимого человека, к которому привязан ребенок и за которым он стремитсяповторять слова, на наш взглядявляется одним из ключевых моментов в овладении речью.

Многие исследователи (И.В. Дубровина, К. Изард) подчёркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых является для ребёнка необходимым, жизненно важным витамином, который даёт ему ощущение защищённости, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает его самооценку. С другой стороны, отмечается дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны близких взрослых, что способствует появлению у ребёнка тревожности, неуверенности, замкнутости.

При этом ученые отмечают, что влияние родителей может иметь как положительное, так и негативное воздействие. Например, мать может не разговаривать с ребенком. Тогда, несмотря на наличие привязанности, развитие речи у младенца будет осуществляться недостаточно быстрымитемпами. И напротив, бормотание, воркование, прямое голосовое общение к ребенку, которое сопровождается зрительным контактом с заботящимися о нем родителем, являются предвестниками успешного и быстрого развития речи ребенка.

Новорожденный ребенок еще не умеет говорить. Единственным способом сообщить матери о дискомфорте выступает детский плач. Если ребенок и мать привязаны друг к другу, через несколько месяцев, плач ребенка начинает приобретать различные оттенки, в результате чего большинство матерей научаются распознать у ребенка эмоции усталости, злобы, испуга или требование еды и внимания. Своевременный отклик заботящегося родителя, привязанного к ребенку, на такие и другие «сигналы» младенца укрепляет его дальнейшие попытки к общению, поддерживает его в стремлении ясно донести до матери свое желание, «озвучить» свою потребность. Исследования в данной области показали, что дети, которыми пренебрегали, оставляли без внимания, нередко имеют задержку в развитии речи, поскольку они не находили отклик у заботливой матери.

Таким образом, наличие привязанности само по себе еще не выступает условием быстрого речевого обучения. Важно, чтобы привязанность носила двунаправленный характер, чтобы мать общалась со своим ребенком. Только в таком случае можно гарантировать успешное обучение. 

Недооценивать же влияние привязанности ребенка к матери как одного из факторов также не следует. Разумеется, врожденные способности, сильное желание контактировать с окружающими, а также наличие других источников речи, помимо матери, будут содействовать освоению функций и закономерностей родного языка. Однако, поскольку, младенцы часто не доверяют, боятся чужих людей, то соответственно и перенимать от них модели поведения (в том числе речь) они будут менее охотно. Таким образом, можно сделать вывод, что особое значение в период раннего детства для развития речевых компетенций ребенка имеет его непосредственное взаимодействие с матерью, как с самым близким и значимым человеком в его жизни.  

Ряд исследователей, среди которых И.С. Кон, Е.О. Смирнова, Т.М. Сорокина, Р.В. Овчарова, Г.Г. Филиппова и др. специально занимались проблемами материнства и стремились выделитьспецифические закономерности формирования и влияния общения ребенка с матерью на динамику речевого развития ребенка. Важно отметить, что данные исследователи основной акцент делали на изучение эмоциональной сферы матери. Мать, воспитывающая ребенка, должна обладать достаточной эмоциональной зрелостью и позитивным отношением к себе и окружающим.Именно через «считывание» такого позитивного отношения, ребенок проникается первичным доверием к миру и начинает желать вступить с ним во взаимодействие, в том числе, посредством речи. Разумеется, младенец еще не умеет говорить, но именно в этом возрасте он делает первые шаги в направлении овладения родным языком.

Значение влияния эмоционального состояния при обучении ребенка речи на сегодняшний день уже не вызывает сомнений. Это влияние является экспериментально доказанным и вряд ли требует дополнительных проверок.

Однако такого же нельзя утверждать по отношению к степени интеллектуального развития матери и его влияния на развитие речи ребенка. Данная тема для современной науки является дискуссионной и малоизученнойУченые располагают лишь некоторыми сведениями о наличии такой связи. Поскольку речь ребенка, как социальная функция, формируется исключительно в социальной среде и в ситуации общения, можно с достоверностью утверждать, что особенности речи матери, то, как она строит свое общение с ребенком, – все это сказываться на языковом и личностном развитии ребенка. Однако невозможно утверждать в какой именно степени интеллектуальное развитие матери обусловливает дальнейшее интеллектуальное и речевое развитие ее чада. На сегодняшний день исследований полностью подтверждающих наличие такой обусловленности нет. Влияние отдельных проявлений интеллекта, таких, например, как вербальный интеллект на развитие речи ребенка в науке практически не анализируется. С этой точки зрения, на наш взгляд, многое еще только предстоит сделать. Имеются лишь генетические исследования, прослеживающие степень наследуемости отдельных интеллектуальных особенностей, но не выявляющих связи между интеллектуальным уровнем матери, привязанностью к ней ребенка и его речевым развитием.






Об авторе статьи

`
Данилова Наталья Дмитриевна

Рейтинг психолога: 5 5

Данилова Наталья Дмитриевна

Сертифицированный детский психолог, дипломированный специалист в области психологии, работаю с детьми и взрослыми
Город: Раменское
  •   Вопросы психологии
  •   Детская психология
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Психология отношений
  •   Психология семьи


Добавить новый Комментарий


Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог про отношения, супервизор
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, семейный консультант. Преподаватель Московский институт...
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍