articles Театр комплексов внутри нас. Муха-Цокотуха.
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Театр комплексов внутри нас. Муха-Цокотуха.



В каждом из нас, помимо главного Героя нашей жизни, характеристики которого мы знаем более менее хорошо, живет еще множество персонажей (преимущественно в бессознательном). Некоторые из них знакомы нам больше, некоторые меньше.

Но будучи даже очень малознакомыми для нас, они больше или меньше, но влияют на нашу жизнь (а бывает, на некоторых этапах еще и определяют ее). Чем лучше мы знаем всех персонажей (комплексы, значит, по профессионально-психологическому), тем более комфортна наша жизнь. Тем больше мы чувствуем, что наша жизнь принадлежит нам, что случайности нашей судьбы неслучайны. И тем больше шансов создать возможность «конструктивных переговоров» между этими персонажами, а то и смены сценария их взаимодействия.

Как если бы все наши части были героями какой-то пьесы, написанной кем-то другим (родителями, семейной системой, обществом), если они в основном обитают по ту сторону сознания, и мы обладали бы шансом переписать (а то и переписывать периодически) эту пьесу по своему вкусу, если персонажи вышли в сознание.

Люди, которые нашли свое призвание или хобби в творчестве (стихи, проза, живопись, музыка, танцы… каком угодно), собственно, занимаются в некотором роде психотерапией (по крайней мере первой ее фазой) с самим собой – выплескивают в видимую (слышимую, ощущаемую) форму героев своей пьесы.

Известные произведения, отражая персонажи своих творцов, умеют тонко попасть в коллективные внутрипсихические содержания.

О произведении можно, например, размышлять, как о конфликтах и баталиях, которые происходят в душе автора. А об известном произведении можно рассуждать, как о конфликте, происходящем в душе каждого из нас.

Для примера я позволила себе пофантазировать об известной с детства Мухе-Цокотухе К. И. Чуковского. Какие конфликты раздирали душу автора? Знакомы ли Вам эти герои? Какую пьесу они разыгрывают в Вашей жизни? Приглашаю Вас подумать о себе вместе со мной и с Чуковским.

Муха-цокотуха (№1)

Блестящая, привлекательная женщина-праздник. Она видит смысл в заботе об окружающих, если ей выпадает неожиданное счастье, она щедро делится им с окружающими. Ей нравится привлекать внимание к себе, быть в центре событий, на сцене. В ее праздниках есть неуловимый запах жертвенности, неумения самой позаботиться о себе, который становится уже в следующем акте пьесы гораздо более отчетливым. То, что большинство людей видят только в театрах, для нее – самая настоящая жизнь: злодеи, смерти, герои-спасатели на белых конях и свадьба с ней в главной роли. И ради этой феерии и круговерти, она согласна иногда и жертвовать собой тоже.

Комар (№2)

Маленькая, но очень бесстрашная часть. Герой, вечно побеждающий дракона. Никакие угрозы, беды и напасти, даже сильно превышающие его по размерам и силам, его не способны напугать. Он не знает сомнений, живет в черно-белом мире явно на белой стороне. Эта определенность, видимо, делает его мир устойчивым. Ему нужна какая-то жертва обстоятельств, которую можно спасти. И, видимо, она сама (жертва спасателя) спасает героя от вопросов, которые неизбежно возникнут, если погрузиться в обычную рутинную жизнь, в которой все вовсе не так однозначно, как в бою. Ему необходима №1, чтобы создавать в его жизни круговерть, феерверки и поводы для спасательства.

Паук-злодей (№3)

Эта часть венчает классический треугольник жертва-преследователь-спасатель. Без нее №1 и №2 теряют смысл и обречены перестать гонять по кругу, меняя роли, и начать задавать себе вопросы, ответы на которые не столь однозначны, как им хотелось бы. Эта часть появляется в самый разгар веселья, когда у №1 должен бы уже встать вопрос об окончании праздника, и все портит (или спасает? ). №1 похищена и должна быть убита – прилюдно и демонстративно. Бедный, бедный кровожадный злодей – он следующий в этой очереди на роль жертвы. Самая живая и неоднозначная фигура: для всех он просто хладнокровный убийца, но что ему делать, если это его способ выжить, №1 – та еда, которой он должен питаться, чтобы обеспечить себе физиологическое выживание. Он честен и симпатичен в этом естественном отборе. Он принимает свою участь как неизбежность.

Тараканы-букашечки-козявочки (№4)

Вот настоящие злодеи – используют №1, когда она «на коне», на сцене и молчаливо наблюдают, когда ей нужна помощь. Впрочем, видимо, они благодарные зрители. Заполняют зал в этом театре. Без них спектакль был бы абсурден.

Бабушка-пчела (№5)

Одна из немногих частей, готовая заботиться и кормить №1. Теплая и мягкая.

Блошки (№6)

Маленькие, невидимые поставщики аксессуаров для блеска №1.

Бабочки-красавицы (№8)

Легкие молодые женщины, ценящие короткий яркий миг наслаждения "здесь и сейчас", и в силу короткого времени, отпущенного на нахождение в ярком образе - в наслаждении "здесь и сейчас" обретающих смысл существования. Поскольку все скоротечно и поверхностно, то так же легко и лишено смысла все, кроме танца, порхания и потребления угощений. Не могут существовать без симбиоза с богатыми рогатыми мужиками (части №9).

Жуки-рогатые (№9)

Образ зажиточного мужчины, в кризисе среднего возраста. Симбиоз с бабочками (№8), вокруг которых они пляшут (или которые пляшут вокруг них), позволяет им чужой веселостью и удовольствием заполнять внутреннюю пустоту, чувствовать себя чуть более заполненными. Также позволяет не замечать "рогов" - которые, понятно, условны - никакие шапочки на них не удержались бы, а они ими машут. "Рога" как невидимые ограничения, которые эта часть приобрела за свою долгую жизнь и путь к богатству, но которые им мешают не менее реальных.

Кузнечик (№10)

Маленький человечек. Наблюдатель, который прячется от жизни, и старается быть не объектом событий, а субъектом, таким же, как мосток, под которым он прячется. Пытается избегать столкновения с жизнью и проявления любой реакции на происходящие события.

 

P.S. Выражаю благодарность друзьям за помощь в размышлении о некоторых из этих частей.






Об авторе статьи

`
Панкова Анна

Рейтинг психолога: 5 5

Панкова Анна

Аналитический психолог, ведущая групповых программ. Работаю со взрослыми людьми индивидуально и в группах.
Город: Москва
  •   Бизнес и карьера
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Кризисы и травмы
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья
  •   Сновидения
  •   Страхи и фобии


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍