articles Театр комплексов внутри нас. Муха-Цокотуха.
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Театр комплексов внутри нас. Муха-Цокотуха.



В каждом из нас, помимо главного Героя нашей жизни, характеристики которого мы знаем более менее хорошо, живет еще множество персонажей (преимущественно в бессознательном). Некоторые из них знакомы нам больше, некоторые меньше.

Но будучи даже очень малознакомыми для нас, они больше или меньше, но влияют на нашу жизнь (а бывает, на некоторых этапах еще и определяют ее). Чем лучше мы знаем всех персонажей (комплексы, значит, по профессионально-психологическому), тем более комфортна наша жизнь. Тем больше мы чувствуем, что наша жизнь принадлежит нам, что случайности нашей судьбы неслучайны. И тем больше шансов создать возможность «конструктивных переговоров» между этими персонажами, а то и смены сценария их взаимодействия.

Как если бы все наши части были героями какой-то пьесы, написанной кем-то другим (родителями, семейной системой, обществом), если они в основном обитают по ту сторону сознания, и мы обладали бы шансом переписать (а то и переписывать периодически) эту пьесу по своему вкусу, если персонажи вышли в сознание.

Люди, которые нашли свое призвание или хобби в творчестве (стихи, проза, живопись, музыка, танцы… каком угодно), собственно, занимаются в некотором роде психотерапией (по крайней мере первой ее фазой) с самим собой – выплескивают в видимую (слышимую, ощущаемую) форму героев своей пьесы.

Известные произведения, отражая персонажи своих творцов, умеют тонко попасть в коллективные внутрипсихические содержания.

О произведении можно, например, размышлять, как о конфликтах и баталиях, которые происходят в душе автора. А об известном произведении можно рассуждать, как о конфликте, происходящем в душе каждого из нас.

Для примера я позволила себе пофантазировать об известной с детства Мухе-Цокотухе К. И. Чуковского. Какие конфликты раздирали душу автора? Знакомы ли Вам эти герои? Какую пьесу они разыгрывают в Вашей жизни? Приглашаю Вас подумать о себе вместе со мной и с Чуковским.

Муха-цокотуха (№1)

Блестящая, привлекательная женщина-праздник. Она видит смысл в заботе об окружающих, если ей выпадает неожиданное счастье, она щедро делится им с окружающими. Ей нравится привлекать внимание к себе, быть в центре событий, на сцене. В ее праздниках есть неуловимый запах жертвенности, неумения самой позаботиться о себе, который становится уже в следующем акте пьесы гораздо более отчетливым. То, что большинство людей видят только в театрах, для нее – самая настоящая жизнь: злодеи, смерти, герои-спасатели на белых конях и свадьба с ней в главной роли. И ради этой феерии и круговерти, она согласна иногда и жертвовать собой тоже.

Комар (№2)

Маленькая, но очень бесстрашная часть. Герой, вечно побеждающий дракона. Никакие угрозы, беды и напасти, даже сильно превышающие его по размерам и силам, его не способны напугать. Он не знает сомнений, живет в черно-белом мире явно на белой стороне. Эта определенность, видимо, делает его мир устойчивым. Ему нужна какая-то жертва обстоятельств, которую можно спасти. И, видимо, она сама (жертва спасателя) спасает героя от вопросов, которые неизбежно возникнут, если погрузиться в обычную рутинную жизнь, в которой все вовсе не так однозначно, как в бою. Ему необходима №1, чтобы создавать в его жизни круговерть, феерверки и поводы для спасательства.

Паук-злодей (№3)

Эта часть венчает классический треугольник жертва-преследователь-спасатель. Без нее №1 и №2 теряют смысл и обречены перестать гонять по кругу, меняя роли, и начать задавать себе вопросы, ответы на которые не столь однозначны, как им хотелось бы. Эта часть появляется в самый разгар веселья, когда у №1 должен бы уже встать вопрос об окончании праздника, и все портит (или спасает? ). №1 похищена и должна быть убита – прилюдно и демонстративно. Бедный, бедный кровожадный злодей – он следующий в этой очереди на роль жертвы. Самая живая и неоднозначная фигура: для всех он просто хладнокровный убийца, но что ему делать, если это его способ выжить, №1 – та еда, которой он должен питаться, чтобы обеспечить себе физиологическое выживание. Он честен и симпатичен в этом естественном отборе. Он принимает свою участь как неизбежность.

Тараканы-букашечки-козявочки (№4)

Вот настоящие злодеи – используют №1, когда она «на коне», на сцене и молчаливо наблюдают, когда ей нужна помощь. Впрочем, видимо, они благодарные зрители. Заполняют зал в этом театре. Без них спектакль был бы абсурден.

Бабушка-пчела (№5)

Одна из немногих частей, готовая заботиться и кормить №1. Теплая и мягкая.

Блошки (№6)

Маленькие, невидимые поставщики аксессуаров для блеска №1.

Бабочки-красавицы (№8)

Легкие молодые женщины, ценящие короткий яркий миг наслаждения "здесь и сейчас", и в силу короткого времени, отпущенного на нахождение в ярком образе - в наслаждении "здесь и сейчас" обретающих смысл существования. Поскольку все скоротечно и поверхностно, то так же легко и лишено смысла все, кроме танца, порхания и потребления угощений. Не могут существовать без симбиоза с богатыми рогатыми мужиками (части №9).

Жуки-рогатые (№9)

Образ зажиточного мужчины, в кризисе среднего возраста. Симбиоз с бабочками (№8), вокруг которых они пляшут (или которые пляшут вокруг них), позволяет им чужой веселостью и удовольствием заполнять внутреннюю пустоту, чувствовать себя чуть более заполненными. Также позволяет не замечать "рогов" - которые, понятно, условны - никакие шапочки на них не удержались бы, а они ими машут. "Рога" как невидимые ограничения, которые эта часть приобрела за свою долгую жизнь и путь к богатству, но которые им мешают не менее реальных.

Кузнечик (№10)

Маленький человечек. Наблюдатель, который прячется от жизни, и старается быть не объектом событий, а субъектом, таким же, как мосток, под которым он прячется. Пытается избегать столкновения с жизнью и проявления любой реакции на происходящие события.

 

P.S. Выражаю благодарность друзьям за помощь в размышлении о некоторых из этих частей.






Об авторе статьи

`
Панкова Анна

Рейтинг психолога: 5 5

Панкова Анна

Аналитический психолог, ведущая групповых программ. Работаю со взрослыми людьми индивидуально и в группах.
Город: Москва
  •   Бизнес и карьера
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Кризисы и травмы
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья
  •   Сновидения
  •   Страхи и фобии


Добавить новый Комментарий


Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром и сэкономить на психологе в...
Психолог Уразкина Вера Николаевна

Уразкина Вера

Дипломированный клинический психолог, гештальт специалист.
Психолог Сентяков Владимир Алексеевич

Сентяков Владимир

Медицинский психолог ЦКПБ имени Ф.А. Усольцева. Работаю индивидуально.
Психолог Богомолова Наталья Васильевна

Богомолова Наталья

Специальность: Психологическое консультирование в социальной сфере
Психолог Ильинская Элоиза Игоревна

Ильинская Элоиза

Сертифицированный КПТ психолог
Психолог Бабич Дарья Николаевна

Бабич Дарья

Психолог-консультант, семейный психолог. Работаю также с подростками от 10 лет. Кризисное...
Психолог Чернявский Александр Александрович

Чернявский Александр

Получить консультацию Практикующий психолог, сертифицированный гештальт-терапевт....




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍